Конспект урока алгебры на тему Прямоугольная система координат (7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия









Конспект урока алгебры на тему Прямоугольная система координат(7 класс)Тема урока

«Прямоугольная система координат

на плоскости»

(урок проведен на районном конкурсе

«Учитель года 2015»)





Учитель математики: Шиндакова

Валентина Николаевна

(1 кв категория,

стаж работы 21 г)


Цели урока

  • Уточнение и систематизация известных учащимся из курса математики VI класса понятий, связанных с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости;

  • Формирование представления о соответствии между точками координатной плоскости и парами чисел (х;у).



Задачи урока:


  • Развивать умение применять теоретические знания для выполнения различного рода заданий, умение логически мыслить, развивать навыки самоконтроля.



  • Воспитывать чувство значимости учебного труда, ответственности, упорства и настойчивости в получении знаний.


Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, листы для индивидуальной работы.


Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Мотивация изучения темы урока(3 мин)

  3. Сообщение темы(1 мин)

  4. Постановка целей и задач урока (1мин.)

  5. Повторение ранее изученного материала и его применение в стандартных условиях.(10 мин.)

  6. Перенос приобретённых знаний и их первичное применение

с целью формирования умений. (5 мин.)

  1. Физкультминутка (1 мин.)

  2. Самостоятельная работа с самопроверкой (10мин.)

  3. Практические приложения (2 мин)

  4. Подведение итогов урока.(2 мин.)

  5. Рефлексия. (2 мин.)



Ход урока:

1.Орг.момент (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Николаевна. Сегодня для вас и для меня не совсем обычный урок, так как мы видимся с вами впервые. Мы знаем друг о друге только то, что вы ученики 7 класса, а я учитель математики. Но я думаю, что в течение урока мы с вами найдем общий язык и познакомимся поближе.

- Скажите, ребята, у вас сегодня хорошее настроение?

- Радость, улыбка помогают вам жить, учиться и справляться с трудностями, быть здоровым?

- А вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей?

- Тогда улыбнитесь друг другу. Поделитесь своим хорошим настроением. Я желаю вам успеха на уроке.

Итак, настроились? Тогда начнем наш урок.

2. Мотивация (слайд 2)

- Ребята, перед вами несколько предметов.

- Посмотрите на них внимательно и скажите: «Что объединяет все эти предметы?» (местоположение).

- Каким словом можно заменить данное слово (координата - сведения о местонахождении, место пребывания кого или чего).

3. Сообщение темы. (слайд 3)

- Кто из вас догадался, какой будет тема сегодняшнего урока.

- Правильно, тема урока «Прямоугольная система координат на плоскости»

- Запишите в ваши рабочие тетради тему урока.

- А тема эта вам случайно не знакома? (знакома, в 6 классе изучали тему координатная плоскость)

-Тогда возникает вопрос, а зачем еще раз изучать? (чтобы повторить основные понятия, для изучения следующих тем)

4. Постановка целей и задач урока (слайд 4)

- Попробуйте сформулировать цели урока

(цель: уточнить и привести в систему известные понятия из курса математики 6 класса, связанных с координатной плоскостью

задачи: повторить понятия, термины. Научиться использовать их при выполнении различного рода заданий и выяснить практическое применение данной темы)

5. Повторение (фронтальный опрос) (слайд 5)

1) Какую плоскость называют координатной? (плоскость на которой построена система координат)

2) Как называется точка пересечения двух перпендикулярных прямых (начало координат)

3) Название осей координат (ось абсцисс и ось ординат)

4) Как называется пара чисел, показывающая местоположение данной точки в координатной плоскости (координаты, абсцисса и ордината)

5) На сколько частей разбивают координатные прямые плоскость (на 4 координатные четверти)

-Ребята, все ли мы с вами повторили?

-А что вы еще помните? (умеют находить координаты точек и строить точки по заданным координатам)

6. Работа в группах (слайд 6)

-Замечательно, сейчас мы с вами попробуем выполнить практические задания.

-Разделитесь, пожалуйста, на две группы.

-Каждая группа получит практическое задание, постарается его выполнить, а затем покажет всем решение на доске.

Задание 1. По готовому рисунку записать координаты точек.

(Ответы: А (2; 4), В (-4; 2), С (3; -3), D (-3; -4), М (4; 0), N (0; -3))

Задание 2. Построить точки по заданным координатам.

А (3; 5), В (-5; 3), С (2; -2), D (-2; -5), М (4; 0), N (0; -3)

(показать решение обеих групп на слайдах, для проверки выполненных заданий. Проверяют друг у друга, делают замечания, исправляют)

7. Самостоятельная работа.

- Ребята, когда мы что-то собираемся сделать или изобразить мы уже заранее себе немного представляем как это буде выглядеть.

Значит, мы знаем некоторые свойства данного объекта. Поэтому я предлагаю вам сейчас выполнить 2 задания и сделать для себя определенные выводы. Задание будет выполнять каждый сам. А затем расскажет всему классу о своих выводах.

1) Не строя точку, определить в какой координатной четверти она находится. Записать вывод.

2) Не строя точку, определить на какой координатной оси она находится. Записать вывод.

Дополнительно(по времени) Работа парами.

3) Построить фигуры по заданным координатам, последовательно соединив точки

(выполняют парами, проверяют по готовым ответам на слайдах)

Конспект урока алгебры на тему Прямоугольная система координат(7 класс)

8. Физкультминутка

- Молодцы, обе группы справились с заданиями и я, думаю, немного устали.

- Поэтому отдых не помешает.

9. Практические приложения

- В начале урока мы с вами рассмотрели несколько предметов и пришли к выводу, что их связывает местоположение или координаты, т.е. на координатную плоскость похожа: шахматная доска (каждая фигура может ходить по заданным координатам),

глобус или карта (разделена на параллели и меридианы и каждый объект имеет свою долготу и широту),

зрительный зал любого театра (ряды и место в данном ряду указывается на билете)

- Приведите еще примеры, где в жизни человека встречаются координатная плоскость и координаты кого или чего…

  • игра в морской бой - каждая клетка на игровом поле определяется двумя координатами,

  • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов

  • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы

  • номер телефона, домашний адрес, место работы, e-mail и т.д.

- Ну а на уроках алгебры вам эти знания пригодятся когда вы будете изучать функции и строить их графики.

10. Рефлексия

- Ребята, какую цель мы перед собой ставили на уроке.

- Как вы считаете, мы достигли этой цели

- Продолжите, пожалуйста, предложения, расположенные в конце рабочей тетради.

1)Я знаю, что …

2) Я знаю как …

3) Я недостаточно хорошо понял …

4) Мне нужно повторить …

-Ребята, спасибо за урок, за сотрудничество, за то, что вы были активны, хорошо работали на уроке. Мне очень понравилось работать с вами.



11. Из истории математики (Из истории координатной плоскости)

«Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.»

«Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом».

«Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор прямоугольной координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат».

Дополнительное задание к уроку(творческое) или как домашнее задание.

Изобразить с помощью отрезков в прямоугольной системе координат какой-нибудь рисунок с помощью отрезков.



Самоанализ урока


Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса умеют слушать и слышать другого.

Тема урока: «Прямоугольная система координат». Тема сообщалась через создание проблемной ситуации. Тема для учащихся не новая (это было подчеркнуто в ходе урока), но очень важная. Так как по весь курс алгебры в школе строится на умении решать уравнения различного вида и очень много уделяется места изучению всех видов функций: их построение, их чтение. Поэтому очень важно, чтобы дети представляли себе хорошо систему координат, умели распознавать четверти и т.д.

Цели:1. Образовательные:

  • повторить и систематизировать понятия, связанные с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости;

  • закрепить умения строить точки по заданным координатам;

  • провести диагностику системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий.

2. Развивающие:

  • развивать графические навыки учащихся;

  • развивать сообразительность.

3. Воспитательные:

  • воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели;

  • содействовать рациональной организации труда.

ТИП УРОКА: урок по систематизации и обобщению изученного материала.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: -

- наглядно - демонстрационный,

- частично - поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),

- практический


ФОРМЫ РАБОТЫ: групповая, индивидуальная, работа в парах

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиа, рабочая тетрадь


Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, групповая,

Я считаю, что цель урока была достигнута.



© 2010-2022