Рабочая программа по внеурочной деятельности Наглядная геометрия (5-6 кл.)

Данная учебная программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева - Издательство: Дрофа, 2012г.  Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей: 1)    в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 2) в метапредметном на...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»







Ульяновск 2015

Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка - главную цель и ценность образования. Главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.

Моей целью было развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Я выбрала тему по внеурочной деятельности «Наглядная геометрия». Внеурочная деятельность по геометрии в современном мире очень актуальна. В своей работе часто использую исследование, опыт, моделирование, практические работы с тем, чтобы ребёнок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Недаром китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

Основное направление которой является приобщение обучающихся к проектно - исследовательской деятельности. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Данная программа рассчитана на 70 часов по 1 часу в неделю в каждом классе.

5 КЛАСС

Название темы

Кол-во

часов

1.

Введение.

1

2.

Фигуры на плоскости.

11

3

Фигуры в пространстве.

7

4

Измерение геометрических величин.

6

5

Топологические опыты.

4

6

Занимательная геометрия.

4

7

Итоги года. Резерв.

2

6 КЛАСС

Название темы

Кол-во

ча­сов

1.

Повторение.

6

2

Параллельность и перпендикулярность.

4

3

Задачи на построение.

4

4

Координатная плоскость.

5

5

Симметрия.

6

6

Замечательные кривые.

4

7

Занимательная геометрия.

4

8

Резерв. Итоги года.

2

После изучения каждой темы ученики самостоятельно выполняют проект. На своих внеурочных занятиях я отвожу важную роль проектно - исследовательской деятельности в ходе которой мы чётко выделяем следующие этапы:

  • подготовительный этап (формулировка темы для исследования, деление учеников на группы по направлениям работы, обсуждение плана работы в группах, определение сроков работы над проектом);

  • этап реализации проекта (работа в группах - сбор информации, отбор материалов, обмен информацией с одноклассниками; оформление результатов работы);

  • заключительный этап (защита проекта, подведение итогов).

Например изготовление различных фигурок из бумаги (оригами); создание головоломок; создание и разгадывание рисунка, заданного сво­ими координатами в декартовых координатах…

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям определённый набор знаний, умений, навыков. Самое главное - мне необходимо развивать познавательные и творческие возможности учеников.

Задачи:

  • повышение качества обучения школьников;

  • развитие устойчивого интереса к математике в данном случае к геометрии;

  • расширение и углубление знаний по математике в частности геометрии;

  • развитие у учащихся способности самостоятельного мышления;

  • развитие творческих, коммуникативных способностей школьников;

  • развитие умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели, добиваться результата, оценивать проделанную работу

Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике:

  • чётко продуманная логика занятия;

  • преемственность этапов;

  • активная позиция ребёнка;

  • максимальная смена образовательной среды;

  • наличие благоприятной психологической атмосферы;

  • творческое разнообразие занятий;

  • переход от монолога к диалогу, проблемным беседам, обсуждениям;

  • умение ставить цель, делать выводы.

Посещая внеурочные занятия «Наглядная геометрия», ученики должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые подготавливают к изучению нового курса в 7 классе «Геометрия»..

Работа с обучающимися во внеурочное время направлена на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.





















Пояснительная записка

Настоящая программа составлена Ильясовой Венерой Ибрагимовной на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва, Дрофа,2012 год.

Целью изучения курса геометрии - курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью мето­дов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного ви­дов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласова­ния работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мыш­ления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуи­цию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциа­лом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обу­чающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометриче­ских знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действи­тельности. Выделение особого "интуитивного" пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регуляр­ному курсу геометрии, с другой - может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возмож­ность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесе­ния ущерба развитию ребенка.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоя­тельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражне­ния, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Данная учебная программа соответствует учебнику «Наглядная геометрия» И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева - Издательство: Дрофа, 2012г.

Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:

  1. в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  1. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  2. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Цель курса


  1. Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.

  2. Научить конструировать , наблюдать.

  3. Проводить эксперименты.

Результаты курса


  • Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства.

  • Уметь строить плоские и пространственные фигуры.

  • Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.

  • Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

  • Уметь работать в группе.

  • Уметь оценивать свою работу.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане


Курс реализуется как внеурочная деятельность. Данная программа рассчитана на 70 часов по 1 часу в неделю в каждом классе.

5 класс 6 класс

Практических работ 6 5

Творческих работ 2 1

Литература


  1. ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.

  2. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике» Глобус, Москва ,2008 .

  3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа.2011.

  4. Е.Л. Мардухаева « Занятия математического кружка, 5 класс».

Материально-техническое и информационное обеспечение:

Образовательные ресурсы сети Интернет:

edu-lib.net/matematika-2/dlya-shkolnikov/sharyigin-i-f-erganzhieva-l-h-naglyadnaya-geometriya-uchebnoe-posobie-dlya-uchashhihsya-5-6-klassov-onlayn

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 КЛАСС



Название темы

Кол-во

часов

1.

Введение.

1

2.

Фигуры на плоскости.

11

3

Фигуры в пространстве.

7

4

Измерение геометрических величин.

6

5

Топологические опыты.

4

6

Занимательная геометрия.

4

7

Итоги года. Резерв.

2

6 КЛАСС

Название темы

Кол-во

ча­сов

1.

Повторение.

6

2

Параллельность и перпендикулярность.

4

3

Задачи на построение.

4

4

Координатная плоскость.

5

5

Симметрия.

6

6

Замечательные кривые.

4

7

Занимательная геометрия.

4

8

Резерв. Итоги года.

2


Календарно - тематическое планирование.

5 класс


Дата

Содержание материала

Кол-во

часов

План

Факт.

Введение

1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Про­стейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измере­ние углов.

1

Фигуры на плоскости

2

Угол. Построение и измерение углов.

1

3

Виды углов. Смежные и вертикальные углы

1

4

Конструирование из Т. Самостоятельная работа «Измерение углов»

1

5

Треугольник и квадрат Треугольник. Виды треугольников.

1

6

Сумма углов в треугольнике.

1

7

Практическая работа «Сумма углов четырёхугольника, треугольника, многоуголь­ника».

1

8

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

9

Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов.

1

10

Геометрические головоломки. Складывание фигур «сложи квадрат», «согни и от­режь», «край в край» и другие игры.

1

11

Пентамино, гексамино. Моделирование.

1

12

Творческая работа «Головоломки».

1

Фигуры в пространстве

13

Пространство и размерность. Мир трех измерений

1

14

Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива.

1

15

Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей.

1

16

Движение кубиков и их частей. Уникуб. Занимательные задачи.

1

17

Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом.

1

18

Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги.

1

19

Практическая работа «Собачка».

1

Измерение геометрических величин

20

Измерение длин, единицы измерения.

1

21

Измерение площадей, единицы измерения. Практическая работа «Измерение пло­щади фигуры разными способами»

1

22

Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности.

1

23

Измерение длины окружности

1

24

Измерение объёмов, единицы измерения.

1

25

Развёртка куба и параллелепипеда и изготовление фигур из них. Практическая ра­бота «Изготовление параллелепипеда и вычисление его объёма»

1

Топологические опыты

26

Геометрический тренинг.

1

27

Фигуры одним росчерком пера.

1

28

Листы Мёбиуса.

1

29

Практическая работа «Лист Мёбиуса».

1

Занимательная геометрия.

30

Зашифрованная переписка.

1

31

Практическая работа «Шифровка»

1

32

Кроссворды

1

33

Задачи со спичками, занимательные задачи

1

34

Итоги года: творческий отчёт.

1





Универсальные учебные действия по теме:


1. Введение:

  • Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

  • Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2. Фигуры на плоскости :


  • Личностные УУД: нравственно - эстетическое оценивание, самопознание.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

  • Познавательные УУД: логические - синтез как составление целого из частей.

  • Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

3. Фигуры в пространстве:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.

  • Познавательные УУД - логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Коммуникативные УУД - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4. Измерение геометрических величин.:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

  • Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

5. Топологические опыты.:

  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

  • Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном

  • Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

6. Занимательная геометрия:

  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

  • Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

Календарно - тематическое планирование.

6 класс


Дата

Содержание материала

Кол-во

часов

План

Факт

Повторение

1

Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометриче­ские фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.

1

2

Практическая работа «Измерение углов многоугольника»

1

3

Углы смежные и вертикальные, сумма углов многоугольника

1

4

Разрезание фигуры на равные части

1

5

Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников.

1

6

Головоломки геометрические

1

Параллельность и перпендикулярность

7

Рассмотреть свойства параллелограмма,

1

8

Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью тре­угольника, циркуля и линейки,

1

9

Рассмотреть понятие «золотого сечения». Задачи на построение

1

10

Приготовить презентации о «Золотом сечении» из разных сфер обитания.

1

Задачи на построение.

11

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.

1

12

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.

1

13

Проекции куба и его частей

1

14

Практическая работа «Построение проекций»

1

Координатная плоскость.

15

Координаты…

1

16

Решение задач на построение точек на координатной плоскости, опреде­ление координат точек на плоскости

1

17

Полярные координаты.

1

18

Работа в полярных координатах

1

19

Практическая работа «Создание и разгадывание рисунка, заданного сво­ими координатами в декартовых и полярных координатах».

1

Симметрия.

20

Зеркальное отражение

1

21

Бордюры и орнаменты

1

22

Симметрия помогает решать задачи.

1

23

Правильные многогранники Изготовление правильных многогранников

1

24

Построение симметричных точек на координатной плоскости.

1

25

Решение задач с использованием свойств симметрии

1

Замечательные кривые

26

Кривые дракона

1

27

Лабиринты.

1

28

Геометрия клетчатой бумаги

1

29

Геометрический тренинг. Фигуры одним росчерком пера.

1

Занимательная геометрия.

30

Зашифрованная переписка

1

31

Практическая работа «Шифровка»

1

32

Задачи со спичками, кроссворды

1

33

Занимательные задачи

1

34

Итоги года: творческий отчёт. Поделки творческие «Геометрия вокруг нас»

1

35

Резерв

1

Универсальные учебные действия по теме:


  1. Повторение:

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

  • Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

2. Параллельность и перпендикулярность:

  • Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

3. Задачи на построение:

  • Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

4. Координатная плоскость:

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

  • Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

5. Симметрия:

  • Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.

  • Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

6. Замечательные кривые:

  • Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.

  • Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

7. Занимательная геометрия:

  • Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. Построение логической цепи рассуждений.

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Установление причинно - следственных связей.

  • Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы, : контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

  • Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.




© 2010-2022