• Преподавателю
  • Математика
  • Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах.

Григорьева Л.В. учитель начальных классов

МБОУ Тюменцевской ООШ



Организация самостоятельной работы - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Очень важно научить ученика учиться, т.к. самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьезные затруднения, требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

Актуальность исследования.

Актуальность темы , посвящённой организации самостоятельной работы учеников особенно возросла в последние годы. ФГОС сыграл в этом немалую роль. При формировании знаний и умений у школьников сегодня уже недостаточна эффективность стереотипного, в основном, вербального способа обучения.

Несомненно, что роль самостоятельной работы учащихся будет увеличиваться и впредь. Это связано с внедрением в учебный процесс техники.

Кроме того, самостоятельная работа учащихся в учебном процессе выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности в субъективно- психологическом плане. В таком контексте самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой ее формы -осознания своих приемов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества.

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики будет более эффективна при условиях:

- целенаправленной работе учителя направленной на формирование у школьников навыков выполнения самостоятельной работы прививать;

- а так же использование на уроках различных видов самостоятельной работы.

1. ЭТАП

Цель: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

1) Побеседовать с учителем и задать ему следующие вопросы:

- Какое место на уроке занимает самостоятельная работа?

- Сколько времени на уроке отводиться самостоятельной работе?

- Какие по форме даются задания для самостоятельной работы?

- Какие виды самостоятельной работы используются?

- Используется ли дифференцированный подход при выборе заданий для самостоятельной работы?

- Какие методические пособия используются при подготовке самостоятельных (индивидуальных) заданий.

2) Выяснить какой класс по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале.

3) Выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы.

На констатирующем этапе 4 класс МБОУ Тюменцевской ООШ был выбран в качестве экспериментального.

В состав экспериментального класса входят 18 человека (11 мальчиков, 7 девочек). В отношении к учебной деятельности учащихся в основном привлекает желание получить отметку (39%) и проверить свои знания (36%), а также возможность проявить самостоятельность (18%), реже пополнить и углубить знания (7%).

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Общая успеваемость в классе по данным 4-го класса средняя. Класс сильно дифференцирован по уровню обученности и обучаемости. Как показало наблюдение у учащихся данного класса средний темп деятельности.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа .

При обработке и анализе ответов были получены следующие результаты для контрольного и экспериментального классов:

Отношение к самостоятельной работе у учащихся класса в своем большинстве положительное.

Исходя из анализа, был составлен следующий план работы:

1. Использовать на уроках математики все виды самостоятельной работы;

Тренировочные.

Задания из учебника А.Л. Чекина, направленные на закрепление изученного материала, выполняются самостоятельно без оценивания знаний детей. Направлены на выявление пробелов в знаниях.

Закрепляющие:

Тема: «Деление многозначного числа на двузначное число столбиком».

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Развивающего характер.

Задание. Наидите закономерность и продолжите каждый ряд.

а) 93 см, 8 дм 6 см, 79 см, 7 дм 2 см, 65 см...

б) 5 м 3 дм, 48 дм, 4 м 3 дм, 38 дм, 3 м 3 дм...

в) 2 м 8 дм, 3 м 6 дм, 4 м 4 дм, 5 м 2 дм...

2. Составить карточки для индивидуальной работы с детьми;

Пример:

Тема: Сокращенная форма записи деления столбиком.

Задание: Выполни деление столбиком числа 2435 на число8, сделав сначала полную запись, а потом сокращенную.

Алгоритм выполнения.(С обратной стороны карточки)

1. Открой словарь в конце учебника

2.Найди «Алгоритм деления столбиком»

3. Следуя алгоритму выполни деление столбиком сделав полную запись.

4. Следуя алгоритму выполни деление столбиком сделав краткую запись.

3. Провести по окончании эксперимента самостоятельную работу в классе.

Тема: Деление многозначного числа на двузначное.



  1. Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.

Пример: выполните одно задание на выбор.

Тема: «Кто выполнил большую работу».(Задания по возрастанию сложности, детям это заранее объясняется)

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах





4. Использовать групповые самостоятельные работы.

Пример:

Тема: «Движение в противоположных направлениях».

3 группы решают одни и те же или разные задачи, предварительно разделив обязанности в группе (кто пишет, следит за временем, отвечает, оценивает работу участников группы и т.д.). Результат оформляется на ватмане или в тетради.

Задание: решить задачи.

Задача 1. Два поезда, расстояние между которыми 300 км, двигались навстречу друг другу. Через сколько часов произойдёт встреча этих поездов, если первый поезд двигается с постоянной скоростью 80 км/ч, а второй- 70 км/ч.

Для решения задачи воспользуйся следующим правилом:

При движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов.

Задача 2.Сформулируй задачу, при решении которой можно воспользоваться правилом:

При движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна сумме скоростей этих объектов.

Числовые данные для формулировки задачи можно взять из следующей схемы.

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Реши сформулированную задачу. Вычисли и запиши ответ.

Задача 3. Сформулируй задачу на движение в противоположных направлениях из одного и того же пункта со скоростями 50 км/ч и 70 км/ч.

Реши сформулированную задачу. Вычисли и запиши ответ.

5. Использовать в своей работе фронтальные самостоятельные работы.

Пример: вызывать к доске по желанию для выполнения задания и проверки.

6. Разработать методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке.

Пример:

Предоставить ученикам план работы на уроке, где учитель выступает в роли консультанта.

Тема урока: «Арифметические действия».
Каждому ученику выдается таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал»,
лист с заданиями.
1) Что такое буквенное выражение?
2) Какое из чисел является значением буквенного выражения а+15, при значении переменной а=256?
а) 271, б) 265, в) 272, г) 241
3) Запиши буквенное выражение с помощью которого можно вычислить периметр квадрата. Длину стороны квадрата обозначь буквой а.

Вычисли значение этого выражения, если а=25 см.
4) Запиши буквенное выражение с помощью которого можно вычислить площадь квадрата. Длину стороны квадрата обозначь буквой а.

Вычисли значение этого выражения, если а=25 см.

5) Запиши буквенное выражение с помощью которого можно вычислить периметр прямоугольника. Длины сторон обозначь буквами а и в.

Вычисли значение выражения, если а=215 мм и в=35 мм.

6) Вычисли значение буквенного выражения а+в, если а=756 и в=895.

План работы.

  1. Индивидуальная работа. Выполните те задания, которые вы можете решить.

  2. Парная работа. Обсудите с соседом по парте, выполненные задания. Если есть разногласия - выработайте единое мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.

  3. Проверка работы и заполнением таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал».

Распределите по колонкам предложения.

1.Что называется буквенным выражением?
2. Что такое значение буквенного выражения?
3. Что значит найти значение буквенного выражения?
4. Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое?

5.Как найти значение буквенного выражения с двумя буквами?

Озвучьте свои ответы.

  1. Парная работа с текстом учебника.

Откройте учебник на странице 36 выполните упражнение 99.
Откройте учебник на странице 37. Каждый ученик в паре знакомится с решением только одной задачи (номера 104,105). Внимательно и неоднократно прочитайте задание, выполните его, если нужно сделайте на полях тетради пометки карандашом. Объясните, друг другу, как выполнялось ваше задание.

  1. Проверка.
    Ответьте, какие действия выполнили, дайте пояснения к каждому заданию.

  2. Практическое закрепление знаний.
    1) Решить задания (учебник стр.38 номер 106 )
    2) Выполнить задания на листе, которые не смогли решить в начале урока (самостоятельно).

  3. Проверка колонки «Узнал».

  4. Домашнее задание. Выберите и запишите домашнее задание из предложенных на доске.

7. Прививать учащимся навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера посредством проведения самостоятельной работы. (слайд 7)

Пример:

На уроке можно разработать алгоритм выполнения заданий определённого типа.

Задание: Найди корень уравнения а) х+245=742; б) 340-х=123

Алгоритм выполнения.(С обратной стороны карточки)

1. Определи какое действие выполняется в уравнении. (+,-)

2.Определи как найти х:

«+» Неизвестно слагаемое = значение суммы - известное слагаемое.

«-» Неизвестно уменьшаемое = значение разности + вычитаемое.

Неизвестно вычитаемое = уменьшаемое - значение разности.

3. Вычисли корень уравнения.

8. Использовать различные виды организации самостоятельных работ учащихся: работа с книгой, решение и составление задач, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельные работы (включая дифференцированные), контроль (взаимоконтроль, самоконтроль).

Пример:

Контрольный лист для самопроверки по теме «Движение в противоположных направлениях»

  1. 108 км

  2. 324 км

  3. 2 ч

  4. 4 ч.

Критерии оценивания:

«5» - нет ни одной ошибки и исправления

«4» - одна ошибка или одно исправление

«3» - две ошибки или 2 исправления или одна ошибка и одно исправление


9. Использовать домашние самостоятельные работы, так как именно они содействуют вооружению учащихся умением самостоятельно, овладевать знаниями. Домашние самостоятельные работы давать детям с разными целями: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.

Пример: Предоставлять некоторую свободу при выборе домашнего задания: выполнить упражнение, подготовить доклад, выучить теорию в учебнике.

Проведение итоговой контрольной работы по математике по изученным темам дало следующие результаты (см.):

Презентация педагогического опыта по теме Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в начальных классах

Также можно выделить, что отношение у школьников к самостоятельной работе значительно улучшилось. Учащиеся начали проявлять заинтересованность в углубление своих знаний и возможности проявить самостоятельность при выполнении самостоятельных работ. Помимо решения задач и выполнения различного рода упражнений, школьников заинтересовала работа с дополнительной литературой и подготовка докладов. По-прежнему ребятам необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении заданий, но уже есть учащиеся, которым помощь учителя не нужна. Наряду с нежеланием готовить домашнюю работу, школьникам нравится выполнять творческие и индивидуальные задания.

Проведенный эксперимент на базе курса математики 4 класса позволил увеличить количество учащихся, умеющих правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность на уроках математики.

Использование условий эффективного применения самостоятельной работы учащихся в опытной работе показало ее продуктивность. (Разные виды сам. работ, правильная организация сам. работы, соответствие сам. работы уровню знаний учащихся) поэтому в дальнейшем планирую продолжать эту работу.





© 2010-2022