Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

Умение решать задачи - такое же

практическое искусство, как и умение

плавать и бегать. Ему можно научиться

только путем подражания и упражнения

(Д.Пойа).

Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. При этом предполагаемое движение должно происходить в четырех направлениях, подразумевающих развитие познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД и получение личностных результатов.

Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Виды заданий, формирующие познавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно - познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут.

Коммуникативные УУД - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос;

Личностные УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).

Результаты формирования УУД

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

· выделять тип задач и способы их решения

· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач

· различать обоснованные и необоснованные суждения,

· обосновывать этапы решения учебной задачи,

· производить анализ и преобразование информации

· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)

· устанавливать причинно-следственные связи

· владеть общим приемом решения задач

· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач

· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)

· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

· выбирать средства для своего поведения

· планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки

· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

· Уровень развития морального сознания

· Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения

· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации

Примеры заданий по математике в 5 классе, формирующие

универсальные учебные действия



Личностные УУД

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.через содержание учебных задач.

Регулятивные УУД

1.Найди ошибку в решении.

2.Найди верное решение.

3.Объясни свой выбор. Сделай проверку.

4.Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

5. составить план выполнения работы.

6.Исключите

7.Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Познавательные УУД

  1. Поиск и выделение необходимой информации;

  2. анализ с целью выделения общих признаков;

  3. синтез, как составление целого из частей.

  4. выбор наиболее эффективных способов решения задач.

  5. умение самостоятельно применять свои знания на практике

  6. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

1.Сотрудничество в поиске и сборе информации;

2.умение точно и грамотно выражать свои мысли;

3.выслушивать мнение членов команды, не перебивая;

4.принятие коллективного решения.

5.. Групповая работа

6. Ролевая игра

Решение задачи № 521 ( учебник Н.Я. Веленкина)

1.осознанно прочитать условие задачи

2.определить вид задачи ( на работу)

3 определить способ решения ( по действиям или уравнением)

4..как удобно оформить краткую запись ( таблицей )

производительность

время

работа

вместе

1 рабочий

?д.

3 дня по 7ч

?д.

481д.

2 рабочий

?д.

2 дня по 8 ч

?д.

производительность

время

работа

вместе

1 рабочий

Х д.

3 дня по 7ч

21Х д.

481д.

2 рабочий

Х д.

2 дня по 8 ч

16 Хд.

4.самостоятельно решить задачу ( выбрав способ решения )

5.работа в паре: поменяться с соседом, проверить его решение ,сверить ответ.

Список литературы

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231 с.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.

Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.

Сапегина И.В. Организация процесса обучения математике в 5-6 классах, ориентированного на понимание: дис. канд. пед. наук / И.В. Сапегина. - СПб., 2002. - 151 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир Математика : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф, 2013.-256 с.ил.

А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С .Якир Математика : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф, 2013.-304 с.ил.



© 2010-2022