Исследовательские работы по математике

Все новое - это хорошо забытое старое. Я нашла этот материал в журнале "Математика в школе" № 1 за 1990год, и он показался мне очень актуальным в наше время. Исследовательские работы имеют практическую направленность и содержат элементы проектной деятельности. Каждая работа может быть проведена на одном или двух уроках как мини-проект.В работе проводится исследование, выдвигается гипотеза, предполагается формулирование вывода. Работы №1 - № 5 предназначены для 7-го класса (перед каждой работой у...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математикеИсследовательские работы по математике



МБОУ «Игоревская СОШ» Смоленской области

Исследовательские работы по математике.

Учитель математики Кузнецова Валентина Петровна


21.11.2014


Работа №1

«Исследование площади прямоугольника данного периметра»

(Работа может быть проведена перед изучением темы «Функция» или в начале этой темы)

Ход работы:

  1. Периметр прямоугольника равен 24 см2, а его стороны а и в. Задайте формулой зависимость площади S (см2) прямоугольника от а.

Р=2(а+в) , а+в=Р:2 , в=Р:2- а

  1. Заполните таблицу:

Р

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

а

1

2

3

4

5

5,5

6

6,2

6,8

7

8

9

10

в






  1. Заполните таблицу:

S=ав

Р

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

а

1

2

3

4

5

5,5

6

6.2

6,8

7

8

9

10

S






  1. При каком значении а получился прямоугольник наибольшей площади? Каково значение этой площади?

  2. Выберите сами два любых допустимых значения а и вычислите значение S.

  3. Удалось ли получить значение S большее, чем найденное ранее?

Какую ГИПОТЕЗУ (предположение) можно высказать на основании проведенного исследования?

ГИПОТЕЗА:





Работа №2

Построение графика зависимости высоты столба жидкости в сосуде от объема жидкости.

(лабораторная, домашняя)

(Работа может быть проведена при изучении темы «График функции»)

Приборы и материалы: ведро, литровая банка, линейка.

Ход работы:

  1. Налейте в ведро 1 л воды при помощи банки.

  2. Измерьте высоту столба жидкости в ведре, опустив в воду линейку.

  3. Запишите результаты измерений в таблицу.

  4. Повторите действия 1 ,2 и 3, пока не заполнится ведро.

Объем воды V(куб. м)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высота столба h (см)



5. Постройте график зависимости h от V (по оси Ох - V - 1 см соответствует 1 л воды, на оси Оу - h - 1см соответствует 2 см высоты столба жидкости ).

6. Какой график у вас получился - прямолинейный или криволинейный?

Выскажите ГИПОТЕЗУ.

ГИПОТЕЗА:







Работа №3

Исследование некоторых простейших множеств точек на координатной плоскости.

(Может быть проведена непосредственно перед изучением темы «Линейное уравнение с двумя переменными»)

Ход работы:

  1. Постройте на координатной плоскости несколько точек, сумма абсциссы и ординаты которых равна 10.

х+у=10



Х

-4

-2

0

2

4

6

8

12

У



2. В чем особенность расположения построенных точек?

Выскажите ГИПОТЕЗУ о том, как располагаются на плоскости все точки, у которых сумма абсциссы и ординаты равна 10.

ГИПОТЕЗА:

  1. Постройте несколько точек, у которых сумма абсциссы и ординаты :

А) больше 10

Х

-1

3

5

7

9

у

13


Выскажите ГИПОТЕЗУ о расположении на плоскости точек, сумма координат которых больше 10.

ГИПОТЕЗА:

Б) меньше 10



Х

-3

-5

-7

8

10

у

9


Выскажите ГИПОТЕЗУ о расположении на плоскости точек, сумма координат которых меньше 10.

ГИПОТЕЗА:

При выполнении задания 3.А) и 3.Б) можно использовать для построения точек различные цвета.

Работа № 4



График расстояния от точки на прямой до начала координат.



(Может быть проведена в процессе изучения темы «График уравнения с двумя переменными» или при обобщающем повторении в конце учебного года).

Ход работы:



  1. Постройте на координатной плоскости прямую, заданную уравнением

3х+4у=12.

4у=12-3х

У=3- 3 ∕4х



Х

0

4

у




  1. Пусть х - абсцисса точки на прямой 3х+4у=12;

d - расстояние от этой точки до начала координат.

Измерьте расстояние от каждой точки до начала координат и заполните таблицу:

Х

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

6

7

у






  1. Постройте график зависимости d от х.

  2. Обсудите результаты. Выскажите ГИПОТЕЗУ.

ГИПОТЕЗА:







Работа № 5

График расстояния.

(Работа может быть проведена при изучении темы «График функции» или на следующих этапах повторения и закрепления этого материала)

Ход работы:

  1. Туристы отправились на байдарках по течению реки из пункта А в пункт В со скоростью 5 км/ч. После 5-х часов пути они сделали остановку на 1 час, а затем поплыли дальше со скоростью 6 км/ч. На рисунке изображена схема маршрута туристов, на которой отмечены отрезки пути длиной 5 км.

  2. Определите на схеме точку, в которой находились туристы через 1 час после отправления из пункта А.

( МАСШТАБ 1:200000)

  1. Найдите расстояние по прямой от этой точки до пункта А; до пункта В.

  2. Заполните таблицу: t -время, d- расстояние (км)

t

0,5

1

1,5

2

3

4

5

6

7

7,5

8

d






  1. Постройте график зависимости d от t

40В

А

35

30

25

20

15

10

5





































Работа № 6

Исследование площади прямоугольника, вписанного в треугольник.

(Работа может быть проведена при изучении темы «Площади»)

Ход работы:



1.В треугольник АВС, основание которого 10 см, а высота 8 см, вписаны несколько прямоугольников, две вершины которых лежат на основании, а две другие - на боковых сторонах. (Смотрите чертеж)



А







В С



  1. Учитывая, что можно построить сколько угодно вписанных треугольников, постройте самостоятельно прямоугольники с высотами, указанными в таблице:



Высота h (см)

0,5

1

2

3

3,5

4

5

6

7

7,5

Основание

а (см)



Площадь S (см2)






  1. Измерьте основание каждого прямоугольника и вычислите S . Результаты запишите в таблицу.

  2. При каком значении h у вас получился прямоугольник наибольшей площади? Какова эта площадь?

  3. Сравните высоту, основание и площадь этого прямоугольника с высотой, основанием и площадью треугольника АВС. Выскажите ГИПОТЕЗУ по результатам исследований.

ГИПОТЕЗА:





Работа №7

Исследование изменения правильной и неправильной дробей при увеличении числителя и знаменателя на одно и то же положительное число.

(Работа может быть проведена при изучении темы «Неравенства»)

Ход работы:





  1. К числителю и знаменателю дроби ½ прибавьте одно и то же положительное число х.

1+х

  1. Заполните таблицу: если х = 1, то у = ------ (1)

2+х



х

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

у




Значения у округляйте до десятых.

  1. Ответьте на вопрос: как изменяется значение правильной дроби при увеличении значения х ?

  2. Проведите аналогичные исследования, взяв неправильную дробь, например 5/2.

5+х

  1. Заполните таблицу: если х=1, то у = ------ (2)

2+х

х

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

у






  1. Как изменяется значение неправильной дроби при увеличении значения х?

  2. Сформулируйте ГИПОТЕЗУ об изменении значения правильной и неправильной дроби при увеличении числителя и знаменателя на одно и то же положительное число.

ГИПОТЕЗА:

  1. Дополнительное задание.

Постройте графики функций (1) и (2)







Работа №8

Исследование периметра прямоугольника данной площади.

(Работа может быть проведена при изучении темы «Квадратные корни»)

Ход работы:

  1. Площадь прямоугольника 144см2 , а его ширина а см. Найдите длину

в см и его периметр р см .

S=ав; в=S:а; Р=2(а+в)

  1. Заполните таблицу:

S

144

144

144

144

144

144

144

144

144

144

144

144

а

2

4

6

8

9

10

12

16

18

24

48

64

в




р






  1. Ответьте на вопрос: при каком значении а у вас получился наименьший периметр?

  2. Сформулируйте ГИПОТЕЗУ о прямоугольнике данной площади, имеющем наименьший периметр.

ГИПОТЕЗА:

ОБОСНОВАНИЕ: ав=k; при а=в имеем

a2=k

a=√k

b=√k

a+b=2√k

Значит, надо доказать, что при а>0 и в>0 , произведение ав >0

а+в > 2√ ав

Дальнейшее очевидно.



Работа № 9

Исследование произведения отрезков хорд.

(Работа может быть проведена на уроке геометрии при изучении темы «Теорема о произведении отрезков хорд » или на уроке алгебры при изучении темы «Функция. График функции»)

Ход работы:

  1. Постройте окружность радиусом 50 мм. Отметьте точку К на расстоянии 40 мм от центра.

  2. Проведите хорду, проходящую через точку К. Обозначив длину одного из отрезков хорды буквой х (мм), а длину другого отрезка хорды буквой у (мм), постройте хорды, для которых в таблице указаны значения х. Измерьте длину второго отрезка. Найдите произведение ху. Заполните таблицу.

х

10

16

20

24

30

35

40

45

50

у



ху






  1. Заметили ли вы какую-нибудь закономерность?

Сформулируйте ГИПОТЕЗУ.

ГИПОТЕЗА:

  1. Какую длину имеет наибольшая из хорд? Каковы длины отрезков этой хорды?

  2. Используя зависимость у от х , указанную в таблице, постройте график этой зависимости для множества всех хорд, проходящих через точку К.





Работа № 10

Вычисление площади треугольника.

(Работа может быть проведена при изучении темы «Площадь треугольника» на уроке геометрии или при изучении темы «Приближенные вычисления» на уроке алгебры)

Ход работы:

  1. Постройте треугольник по координатам его вершин А(-6;-2) , В(-2;6), С(4;-1).

  2. Найдите площадь этого треугольника двумя способами:

А) вычислением по формуле S=1/2ah (с построением высоты треугольника и измерением ее длины и длины основания)4

В) построением прямоугольника АКМР, стороны которого параллельны координатным осям и проходят через вершины данного треугольника АВС.

В этом случае площадь треугольника АВС равна разности площади прямоугольника АКМР и суммы площадей треугольников АКВ, ВМС и АСР.

  1. Сравните площади, полученные первым и вторым способами. Найдите абсолютную и относительную погрешности приближенного значения площади, полученного первым способом.































Работа № 11

Исследование площади треугольника, полученного при пересечении координатных осей прямой, проходящей через данную точку.

Ход работы:

  1. Через точку С(5,4) проведена прямая, пересекающая координатные полуоси в точках А(х;0) и В(0:у).

у

В(0;у)

С(5;4)

х

О А(х;0)



  1. Проводя через точку С (смотрите рисунок) другие прямые так, чтобы они пересекали полуось Ох в точках с указанными в таблице абсциссами, запишите в эту таблицу соответствующие значения ординат у точек пересечения этих прямых с полуосью Оу.



х

6

8

10

12

14

16

18

20

22

У



S






  1. Для каждой пары значений х и у вычислите значение площади треугольника АОВ и запишите ее значение в таблицу.

  2. Какое наименьшее значение площади у вас получилось? При каких значениях х и у? Как связаны координаты точки С с этими значениями х и у? Выскажите ГИПОТЕЗУ.

ГИПОТЕЗА:



Работа №12

(Работа может быть предложена учащимся в любом месте курса 9 класса)

  1. Из пункта А в пункт В можно попасть, проехав 10 км по шоссе до пункта В1 , а затем 4 км по грунтовой дороге В1 В (смотрите рисунок)

В

г

р

у

н

т

о

в

а

я

В1 х С А

По шоссе трактор может развить скорость 15 м/с , по грунтовой дороге

12 м/с , а по целине 10 м/с. Сколько времени потребуется трактору на путь из А в В по маршруту АВ1В ?

  1. Может ли трактор быстрее достичь пункта В, если свернет с шоссе на целину в пункте С ?

  2. Задайте формулой зависимость времени t от расстояния х от точки С, в которой трактор сворачивает с шоссе на целину, до точки В1 .

  3. Заполните таблицу:



х(м)

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

t(с)





  1. Найдите с точностью до 100 м на каком расстоянии от точки В1

  2. Выскажите ГИПОТЕЗУ.

  3. Сделайте вывод.



Работа № 13

(Работа может быть выполнена при изучении тригонометрического материала в 9 классе)

  1. Для изготовления водопойного желоба на животноводческой ферме сбили 3 одинаковых доски длиной 4 м и шириной 25 см. Вместимость желоба V

равна произведению площади трапеции на длину желоба

(Смотрите рисунок)

  1. Задайте формулой зависимость вместимости желоба от тупого α угла при основании трапеции.

  2. Заполните таблицу:



Α (град)

90

100

110

120

130

140

150

V

(куб. м)





  1. При каком из заданных в таблице значений угла получится желоб наибольшей вместимости?

  2. Выскажите ГИПОТЕЗУ.

ГИПОТЕЗА:





А D

В С

Работа № 14

Исследование формы прямоугольника, вписанного в окружность.

(Работа может быть проведена при изучении темы «Вписанные и описанные многоугольники» + тригонометрический материал).

  1. В окружность радиусом R=5см вписан прямоугольник с основанием х см и высотой h см (Смотрите рисунок)

h

х



Величина х принимает значения, указанные в таблице:

х



h



S





  1. Вычислите значение h в зависимости от х и найдите площадь прямоугольника S. Запишите результаты в таблицу.

  2. При каких значениях h и х получился прямоугольник наибольшей площади? Сформулируйте ГИПОТЕЗУ о форме прямоугольника наибольшей площади.

ГИПОТЕЗА:

  1. Выразите площадь прямоугольника через радиус R описанной окружности и угол α между основанием прямоугольника и его диагональю.

  2. Исследовав эту формулу, докажите, что ваша гипотеза верна.





© 2010-2022