- Преподавателю
- Математика
- Исследовательские работы по математике
Исследовательские работы по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова В.П. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Игоревская СОШ» Смоленской области
Исследовательские работы по математике.
Учитель математики Кузнецова Валентина Петровна
21.11.2014
Работа №1
«Исследование площади прямоугольника данного периметра»
(Работа может быть проведена перед изучением темы «Функция» или в начале этой темы)
Ход работы:
-
Периметр прямоугольника равен 24 см2, а его стороны а и в. Задайте формулой зависимость площади S (см2) прямоугольника от а.
Р=2(а+в) , а+в=Р:2 , в=Р:2- а
-
Заполните таблицу:
Р
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
а
1
2
3
4
5
5,5
6
6,2
6,8
7
8
9
10
в
-
Заполните таблицу:
S=ав
Р
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
а
1
2
3
4
5
5,5
6
6.2
6,8
7
8
9
10
S
-
При каком значении а получился прямоугольник наибольшей площади? Каково значение этой площади?
-
Выберите сами два любых допустимых значения а и вычислите значение S.
-
Удалось ли получить значение S большее, чем найденное ранее?
Какую ГИПОТЕЗУ (предположение) можно высказать на основании проведенного исследования?
ГИПОТЕЗА:
Работа №2
Построение графика зависимости высоты столба жидкости в сосуде от объема жидкости.
(лабораторная, домашняя)
(Работа может быть проведена при изучении темы «График функции»)
Приборы и материалы: ведро, литровая банка, линейка.
Ход работы:
-
Налейте в ведро 1 л воды при помощи банки.
-
Измерьте высоту столба жидкости в ведре, опустив в воду линейку.
-
Запишите результаты измерений в таблицу.
-
Повторите действия 1 ,2 и 3, пока не заполнится ведро.
Объем воды V(куб. м)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Высота столба h (см)
5. Постройте график зависимости h от V (по оси Ох - V - 1 см соответствует 1 л воды, на оси Оу - h - 1см соответствует 2 см высоты столба жидкости ).
6. Какой график у вас получился - прямолинейный или криволинейный?
Выскажите ГИПОТЕЗУ.
ГИПОТЕЗА:
Работа №3
Исследование некоторых простейших множеств точек на координатной плоскости.
(Может быть проведена непосредственно перед изучением темы «Линейное уравнение с двумя переменными»)
Ход работы:
-
Постройте на координатной плоскости несколько точек, сумма абсциссы и ординаты которых равна 10.
х+у=10
-
Х
-4
-2
0
2
4
6
8
12
У
2. В чем особенность расположения построенных точек?
Выскажите ГИПОТЕЗУ о том, как располагаются на плоскости все точки, у которых сумма абсциссы и ординаты равна 10.
ГИПОТЕЗА:
-
Постройте несколько точек, у которых сумма абсциссы и ординаты :
А) больше 10
-
Х
-1
3
5
7
9
у
13
Выскажите ГИПОТЕЗУ о расположении на плоскости точек, сумма координат которых больше 10.
ГИПОТЕЗА:
Б) меньше 10
-
Х
-3
-5
-7
8
10
у
9
Выскажите ГИПОТЕЗУ о расположении на плоскости точек, сумма координат которых меньше 10.
ГИПОТЕЗА:
При выполнении задания 3.А) и 3.Б) можно использовать для построения точек различные цвета.
Работа № 4
График расстояния от точки на прямой до начала координат.
(Может быть проведена в процессе изучения темы «График уравнения с двумя переменными» или при обобщающем повторении в конце учебного года).
Ход работы:
-
Постройте на координатной плоскости прямую, заданную уравнением
3х+4у=12.
4у=12-3х
У=3- 3 ∕4х
-
Х
0
4
у
-
Пусть х - абсцисса точки на прямой 3х+4у=12;
d - расстояние от этой точки до начала координат.
Измерьте расстояние от каждой точки до начала координат и заполните таблицу:
-
Х
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
6
7
у
-
Постройте график зависимости d от х.
-
Обсудите результаты. Выскажите ГИПОТЕЗУ.
ГИПОТЕЗА:
Работа № 5
График расстояния.
(Работа может быть проведена при изучении темы «График функции» или на следующих этапах повторения и закрепления этого материала)
Ход работы:
-
Туристы отправились на байдарках по течению реки из пункта А в пункт В со скоростью 5 км/ч. После 5-х часов пути они сделали остановку на 1 час, а затем поплыли дальше со скоростью 6 км/ч. На рисунке изображена схема маршрута туристов, на которой отмечены отрезки пути длиной 5 км.
-
Определите на схеме точку, в которой находились туристы через 1 час после отправления из пункта А.
( МАСШТАБ 1:200000)
-
Найдите расстояние по прямой от этой точки до пункта А; до пункта В.
-
Заполните таблицу: t -время, d- расстояние (км)
-
t
0,5
1
1,5
2
3
4
5
6
7
7,5
8
d
-
Постройте график зависимости d от t
40В
А
35
30
25
20
15
10
5
Работа № 6
Исследование площади прямоугольника, вписанного в треугольник.
(Работа может быть проведена при изучении темы «Площади»)
Ход работы:
1.В треугольник АВС, основание которого 10 см, а высота 8 см, вписаны несколько прямоугольников, две вершины которых лежат на основании, а две другие - на боковых сторонах. (Смотрите чертеж)
А
В С
-
Учитывая, что можно построить сколько угодно вписанных треугольников, постройте самостоятельно прямоугольники с высотами, указанными в таблице:
-
Высота h (см)
0,5
1
2
3
3,5
4
5
6
7
7,5
Основание
а (см)
Площадь S (см2)
-
Измерьте основание каждого прямоугольника и вычислите S . Результаты запишите в таблицу.
-
При каком значении h у вас получился прямоугольник наибольшей площади? Какова эта площадь?
-
Сравните высоту, основание и площадь этого прямоугольника с высотой, основанием и площадью треугольника АВС. Выскажите ГИПОТЕЗУ по результатам исследований.
ГИПОТЕЗА:
Работа №7
Исследование изменения правильной и неправильной дробей при увеличении числителя и знаменателя на одно и то же положительное число.
(Работа может быть проведена при изучении темы «Неравенства»)
Ход работы:
-
К числителю и знаменателю дроби ½ прибавьте одно и то же положительное число х.
1+х
-
Заполните таблицу: если х = 1, то у = ------ (1)
2+х
-
х
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
у
Значения у округляйте до десятых.
-
Ответьте на вопрос: как изменяется значение правильной дроби при увеличении значения х ?
-
Проведите аналогичные исследования, взяв неправильную дробь, например 5/2.
5+х
-
Заполните таблицу: если х=1, то у = ------ (2)
2+х
-
х
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
у
-
Как изменяется значение неправильной дроби при увеличении значения х?
-
Сформулируйте ГИПОТЕЗУ об изменении значения правильной и неправильной дроби при увеличении числителя и знаменателя на одно и то же положительное число.
ГИПОТЕЗА:
-
Дополнительное задание.
Постройте графики функций (1) и (2)
Работа №8
Исследование периметра прямоугольника данной площади.
(Работа может быть проведена при изучении темы «Квадратные корни»)
Ход работы:
-
Площадь прямоугольника 144см2 , а его ширина а см. Найдите длину
в см и его периметр р см .
S=ав; в=S:а; Р=2(а+в)
-
Заполните таблицу:
-
S
144
144
144
144
144
144
144
144
144
144
144
144
а
2
4
6
8
9
10
12
16
18
24
48
64
в
р
-
Ответьте на вопрос: при каком значении а у вас получился наименьший периметр?
-
Сформулируйте ГИПОТЕЗУ о прямоугольнике данной площади, имеющем наименьший периметр.
ГИПОТЕЗА:
ОБОСНОВАНИЕ: ав=k; при а=в имеем
a2=k
a=√k
b=√k
a+b=2√k
Значит, надо доказать, что при а>0 и в>0 , произведение ав >0
а+в > 2√ ав
Дальнейшее очевидно.
Работа № 9
Исследование произведения отрезков хорд.
(Работа может быть проведена на уроке геометрии при изучении темы «Теорема о произведении отрезков хорд » или на уроке алгебры при изучении темы «Функция. График функции»)
Ход работы:
-
Постройте окружность радиусом 50 мм. Отметьте точку К на расстоянии 40 мм от центра.
-
Проведите хорду, проходящую через точку К. Обозначив длину одного из отрезков хорды буквой х (мм), а длину другого отрезка хорды буквой у (мм), постройте хорды, для которых в таблице указаны значения х. Измерьте длину второго отрезка. Найдите произведение ху. Заполните таблицу.
-
х
10
16
20
24
30
35
40
45
50
у
ху
-
Заметили ли вы какую-нибудь закономерность?
Сформулируйте ГИПОТЕЗУ.
ГИПОТЕЗА:
-
Какую длину имеет наибольшая из хорд? Каковы длины отрезков этой хорды?
-
Используя зависимость у от х , указанную в таблице, постройте график этой зависимости для множества всех хорд, проходящих через точку К.
Работа № 10
Вычисление площади треугольника.
(Работа может быть проведена при изучении темы «Площадь треугольника» на уроке геометрии или при изучении темы «Приближенные вычисления» на уроке алгебры)
Ход работы:
-
Постройте треугольник по координатам его вершин А(-6;-2) , В(-2;6), С(4;-1).
-
Найдите площадь этого треугольника двумя способами:
А) вычислением по формуле S=1/2ah (с построением высоты треугольника и измерением ее длины и длины основания)4
В) построением прямоугольника АКМР, стороны которого параллельны координатным осям и проходят через вершины данного треугольника АВС.
В этом случае площадь треугольника АВС равна разности площади прямоугольника АКМР и суммы площадей треугольников АКВ, ВМС и АСР.
-
Сравните площади, полученные первым и вторым способами. Найдите абсолютную и относительную погрешности приближенного значения площади, полученного первым способом.
Работа № 11
Исследование площади треугольника, полученного при пересечении координатных осей прямой, проходящей через данную точку.
Ход работы:
-
Через точку С(5,4) проведена прямая, пересекающая координатные полуоси в точках А(х;0) и В(0:у).
у
В(0;у)
С(5;4)
х
О А(х;0)
-
Проводя через точку С (смотрите рисунок) другие прямые так, чтобы они пересекали полуось Ох в точках с указанными в таблице абсциссами, запишите в эту таблицу соответствующие значения ординат у точек пересечения этих прямых с полуосью Оу.
-
х
6
8
10
12
14
16
18
20
22
У
S
-
Для каждой пары значений х и у вычислите значение площади треугольника АОВ и запишите ее значение в таблицу.
-
Какое наименьшее значение площади у вас получилось? При каких значениях х и у? Как связаны координаты точки С с этими значениями х и у? Выскажите ГИПОТЕЗУ.
ГИПОТЕЗА:
Работа №12
(Работа может быть предложена учащимся в любом месте курса 9 класса)
-
Из пункта А в пункт В можно попасть, проехав 10 км по шоссе до пункта В1 , а затем 4 км по грунтовой дороге В1 В (смотрите рисунок)
В
г
р
у
н
т
о
в
а
я
В1 х С А
По шоссе трактор может развить скорость 15 м/с , по грунтовой дороге
12 м/с , а по целине 10 м/с. Сколько времени потребуется трактору на путь из А в В по маршруту АВ1В ?
-
Может ли трактор быстрее достичь пункта В, если свернет с шоссе на целину в пункте С ?
-
Задайте формулой зависимость времени t от расстояния х от точки С, в которой трактор сворачивает с шоссе на целину, до точки В1 .
-
Заполните таблицу:
-
х(м)
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
t(с)
-
Найдите с точностью до 100 м на каком расстоянии от точки В1
-
Выскажите ГИПОТЕЗУ.
-
Сделайте вывод.
Работа № 13
(Работа может быть выполнена при изучении тригонометрического материала в 9 классе)
-
Для изготовления водопойного желоба на животноводческой ферме сбили 3 одинаковых доски длиной 4 м и шириной 25 см. Вместимость желоба V
равна произведению площади трапеции на длину желоба
(Смотрите рисунок)
-
Задайте формулой зависимость вместимости желоба от тупого α угла при основании трапеции.
-
Заполните таблицу:
-
Α (град)
90
100
110
120
130
140
150
V
(куб. м)
-
При каком из заданных в таблице значений угла получится желоб наибольшей вместимости?
-
Выскажите ГИПОТЕЗУ.
ГИПОТЕЗА:
А D
В С
Работа № 14
Исследование формы прямоугольника, вписанного в окружность.
(Работа может быть проведена при изучении темы «Вписанные и описанные многоугольники» + тригонометрический материал).
-
В окружность радиусом R=5см вписан прямоугольник с основанием х см и высотой h см (Смотрите рисунок)
h
х
Величина х принимает значения, указанные в таблице:
-
х
h
S
-
Вычислите значение h в зависимости от х и найдите площадь прямоугольника S. Запишите результаты в таблицу.
-
При каких значениях h и х получился прямоугольник наибольшей площади? Сформулируйте ГИПОТЕЗУ о форме прямоугольника наибольшей площади.
ГИПОТЕЗА:
-
Выразите площадь прямоугольника через радиус R описанной окружности и угол α между основанием прямоугольника и его диагональю.
-
Исследовав эту формулу, докажите, что ваша гипотеза верна.