Внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов игра «Морской бой»

"Выдержка из материала: На игровом поле размещены «корабли»: послужила передача им (Д. И. Менделеев) Кому из учёных Евклиду, Декарту, Галилею принадлежат слова: «Философия написана в грандиознейшей книге, которая всегда открыта для всех и каждого, я говорю о Вселенной, но не может понять её тот, кто раньше не научится понимать язык и знаки, которыми она написана. Написана же она на математическом языке и знаки её суть треугольники, круги и прочие математические фигуры». (Галилей, 1564 1642 гг....
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра «Морской бой»

Титова Л.П.

МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ», с. Верхняя Уратьма, Нижнекамский район, РТ

Внеклассное мероприятие по математике среди учеников 7-9 классов.


Цель: развитие логического мышления и расширение общего кругозора учеников.

Оборудование: ватман - игровое поле одно для всех команд. Это квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К, все его 100 клеток закрыты квадратиками из картона или бумаги.

Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов.

Образуются 3 команды из числа учеников 7-9 классов. На игровом поле размещены «корабли»: 1 четырехпалубный, 2 трехпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Все клетки «кораблей» закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквами, соответствующими разделу математики или темы. Остальные клетки пустые. Главная цель - «потопить» корабли путем прямого попадания в корабль.

Участникам игры необходимо «овладеть» всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы (указывают координаты на игровом поле). Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то команде сразу начисляется 1 очко и дается право на следующий выстрел. Если произошло попадание в букву, то значит, что рядом находится борт одного из кораблей. Команде задается соответствующий вопрос. На обдумывание ответа - 1 мин. Если ответ правильный, команда также получает 1 очко и право на следующий выстрел. Игра завершается после того, как участники «потопят» все корабли. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1


г


а




м

л


2

к

м


ч


и

а



а

3


и


с

г


ч

с

г


4



г

а

м

а



и

ч

5



с



с


с



6


с


г

а




с

к

7

а


а



с

л

ч

а


8

л


и


а





с

9

с


г

с


г

м

а

г


10


м

ч


и






Человек может стать умным тремя путями: путём подражания - это самый лёгкий путь, путём опыта - это самый трудный путь, и путём размышления - это самый благородный путь.

Китайская пословица.

Вопросы

М - о математиках, И - из истории математики, А - алгебра, Г - геометрия, С - задачи на смекалку, Ч - все о числах, Л - логические задачи, К - комбинаторика

М - о математиках


  1. Этот гениальный учёный-химик покинул в 1892 г. Петербургский университет после более чем 30-летней работы в нём. Причиной его ухода послужила передача им министру просвещения протеста студентов. С того же года он стал во главе Главной палаты мер и весов. Кто этот учёный?

(Д.И. Менделеев)

  1. Кому из учёных - Евклиду, Декарту, Галилею - принадлежат слова: «Философия написана в грандиознейшей книге, которая всегда открыта для всех и каждого, - я говорю о Вселенной, но не может понять её тот, кто раньше не научится понимать язык и знаки, которыми она написана. Написана же она на математическом языке и знаки её суть треугольники, круги и прочие математические фигуры».

(Галилей, 1564 - 1642 гг.)

  1. Кому принадлежит крылатая фраза: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю»? ( Архимеду)

  2. Этот древний учёный много сделал для развития науки, хотя впервые он стал известен не как учёный, а как победитель олимпийских игр по кулачному бою. (Пифагор)

  3. Более простые, чем «Арифметика» Магницкого, учебники писались для полковых школ, где учились солдатские дети. Один из таких учебников написал в 1765 году командир Суздальского полка, полковник, ставший впоследствии одним из величайших русских полководцев, не знавшим поражения в многочисленных битвах. Он был удостоен величайшего воинского звания в России и стал генераллисимусом. Назовите его фамилию.

( Суворов )

Г - геометрия


  1. Что означает слово «геометрия» ( «измерение земли» )

  2. В древности люди пользовались глиняной посудой разной геометрической формы. Со временем изготовили специальное устройство, чтобы придавать посуде округлую форму. Это устройство используется и по сей день. Как оно называлось? ( Гончарный круг )

  3. Переведите на греческий язык слова «натянутая тетива». ( Гипотенуза )

  4. Самая большая хорда в круге. (Диаметр)

  5. Что такое направленный отрезок? (Вектор)

  6. Как называется треугольник со сторонами 3,4,5? (Египетский)

  7. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. (Медиана)

  8. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)

И - из истории математики

  1. В 1535 году Новгородским монетным двором были выпущены монеты-новгородки с рисунком всадника с копьём в руках. Рядом с новгородками чеканились ещё некоторое время «московки» с изображением на них великого князя с мечом в руках. Название какой монеты сохранила летопись с тех пор? ( Копейка)

  2. То, что число 7 - особое, люди считали давно. Ещё древние охотники, а потом и древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Существует версия, что один из первых результатов арифметики « 3 да 4 - 7» люди получили, заметив, что именно из такого количества звёзд состоит одно из самых заметных созвездий неба. Какое? ( Большая медведица)

  3. Персидский царь Кир, начав войну со скифами, приказал своим союзникам охранять переправу через Дунай. Кир уехал, оставив им связку верёвок. Зачем он это сделал? (Верёвки были с узлами. Каждый день

караульные развязывали по узлу, таким образом считая дни, через

которые они должны были разрушить мост и уйти домой)

  1. Французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там следующей игрой: из квадрата, разрезанного на 7 частей, складывал различные фигуры. Как называется эта игра? ( Танграм)

  2. В древнем Египте пыли особые чиновники, которых называли гарпедонаптами, то есть натягивателями верёвок. Как можно по-русски назвать профессию этих людей? ( Землемер )

Ч - все о числах



  1. А.С. Пушкин в поэме «Полтава» писал:

Во тьме ночной они, как воры,

Ведут свои переговоры,

Измену ценят меж собой,

Слагают цифр универсалов...

О чём идёт речь? ( О шифровке текста с помощью цифр )

  1. Какое наименьшее натуральное число можно записать двумя цифрами? Приведите пример. ( Внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов игра «Морской бой» , 50 )

  2. « У сильного всегда бессильный виноват, тому в истории мы тьму примеров слышим». Какое число вы услышали в этом отрывке из басни И.А. Крылова «Волк и ягнёнок»? ( Тьма - 10 000 - сотня сотен )

  3. На одном из старинных римских домов можно увидеть надпись: MDCCCXLIV. Что она конкретно означает? ( Что дом построен в 1844 году )

  4. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1 )

А - алгебра

  1. Какое математическое понятие связано с мыслями о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной? (Пропорция)

  2. Какое расстояние пройдёт человек, сделав миллион шагов, если средняя длина его шага Внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов игра «Морской бой» м? ( 750 км )

  3. Сколько квадратных сантиметров в гектаре? (100 000 000)

  4. Сколько будет нулей в конце числа, выражающего произведение десяти первых натуральных чисел? (2)

  5. Что больше: 1020 или 2010? ( 1020 )

  6. Единица измерения скорости на море? ( Узел)

  7. Единица массы драгоценных камней? (Карат)

  8. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными числами. Сколько лет дедушке? (102 г.)

  9. Из класса численностью 25 учащихся на медосмотр пригласили троих. Сколько процентов уч-ся осталось в классе? (88)

  10. Турист проходит 6 км за 1 час. Сколько метров он проходит за 1 минуту?

(100)

11. Квадрат со стороной 1м разрезали на квадраты со стороной 1 см и

выстроили их в один ряд в виде полосы шириной 1 см. Какой длины

получилась полоса? (100 м)

12. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов

успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20)

13. В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза больше. На сколько

меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?

( 12 х 2 = 24, 24 - 7 = 17 )

14. Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра?

(1 000 000)

15. Пуговица весит 1,5 г. Сколько весит миллион таких пуговиц? (1,5 т)

16. У какой дроби числитель больше знаменателя, и которая не изменится,

если её перевернуть? (Внеклассное мероприятие по математике для 7-9 классов игра «Морской бой»)

17. График обратной пропорциональности. (Гипербола)

18. Как называется первая координата точки на плоскости? (Абсцисса)

19. Наименьшее простое число. (2)

Л - логические задачи



  1. Когда скворцы сели по одному на дерево, одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два скворца, одно дерево осталось свободно. Сколько было скворцов и деревьев?

(4 скворца и 3 дерева)

  1. Сошлись два пастуха - Иван да Пётр. Иван говорит Петру: « Отдай ты мне одну овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя!». А Пётр ему отвечает: « Нет! Лучше ты мне отдай овцу. Тогда у нас овец будет поровну». Сколько было овец у каждого из пастухов? (7 и 5)


  1. Количество яблок в корзине выражается двузначным числом. Яблоки можно разделить поровну между двумя, тремя, или пятью детьми, но нельзя разделить поровну между 4 детьми. Сколько яблок в корзине? (30)

К - комбинаторика


  1. Сколькими различными способами можно расставить в ряд 3 различных предмета? (6)

  2. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?

(6)

С - задачи на смекалку

  1. Математик оказался в небольшом городке, решил побриться. В городе было всего два парикмахера. Зашёл он в одну парикмахерскую - грязно, парикмахер одет неаккуратно, подстрижен небрежно. Зашёл в другую - чисто, уютно, парикмахер безукоризненно одет и подстрижен. Математик всё-таки выбрал 1-ю парикмахерскую. Почему?

(Потому что тот парикмахер безукоризненно стриг - ведь именно он

стриг 2-го парикмахера, т.к. других парикмахеров в городе не было)

  1. Три одинаковые арбуза надо разрезать поровну между 4 детьми. Как это сделать, выполнив наименьшее число разрезов?

(2 арбуза режутся пополам, а третий арбуз двумя разрезами на 4 части)

  1. Как двум разбойникам разделить добычу, чтобы ни один из них не мог пожаловаться, что другой его обманул при дележе?

(первый разбойник делит добычу на две равные с его точки зрения

части, а второй выбирает любую приглянувшуюся ему часть).

  1. На руку знатной дамы претендовали два рыцаря. Чтобы выбрать самого достойного, дама предложила им испытание: «Я выйду замуж за того из вас, чья лошадь последней доскачет до соседнего замка», - сказала она рыцарям. Вначале рыцари стояли на месте - никто не хотел трогаться с места, но затем, посовещавшись некоторое время, рыцари вскочили на лошадей и во весь опор помчались к замку. В тот же день капризной даме пришлось отдать свою руку победителю. Каким образом рыцари разрешили свой спор?

(рыцари поменялись лошадьми. На лошади соперника каждый из них

старался прискакать первым, чтобы собственная лошадь оказалась второй).

  1. Представь себе, что ты машинист, ведущий пассажирский поезд из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? ( Сколько же, сколько тебе).

  2. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге домой встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталось одна птица. Как это могло случиться? (Последнюю птицу отдал вместе с клеткой)

  3. На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули. Сколько мух осталось на столе? (одна (прихлопнутая)).

  4. На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

  5. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться?

( дед, его сын и внук).

  1. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4 кошки).

  2. Как можно истолковать равенства: 19+23=18 и 12+12=0 («на языке часов»)

Когда потоплены все корабли, жюри подводит итоги. Награждение команд.

© 2010-2022