Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по математике 5 (В, Д)класс «Задачи на части» С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.

Учитель: Романова Ирина Вениаминовна

Цель: Рассмотреть нахождение части некоторой величины или величину, зная ее часть, аргументировать способ выбранного решения, грамотно оформлять решение задачи.

УУД Регулятивные: различают способ и результат действия.

Познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные: контролируют действия партнера.


Ход урока.

Этапы

Цель

Приемы работы. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1-2 мин

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Здравствуйте, ребята! Прочитайте слова на слайде.

Эпиграф «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1)

-Что означают эти слова?

- Пусть эти слова станут нашим девизом не только на сегодняшний урок.

Чтение эпиграфа.

Высказывают свои мысли по поводу прочитанного.

Актуализация знаний

4-5 мин

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Проанализируйте данные ряды чисел и, по определенной зависимости, закончите представленный ряд чисел (слайд 2)

Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)

- Данная зависимость определяла тему наших прошлых уроков. Назовите ее.

- 17, т.к. находим частное.

- 12, т.к. находим частное.

- тема прошлых уроков «Деление нацело»


Дети высказывают решения.

Постановка учебной задачи

4-5 мин

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока и темы урока

А сейчас попробуем решить задачу (слайд 3) и определить тему сегодняшнего урока (слайд 4)

Масса слонихи вместе со слоненком равна 5 т 500 кг. Какова масса слоненка, если он легче слонихи в четыре раза? (задача из мониторинга)

- Давайте проверим. Во- первых, данного значения нет в ответах к данной задаче. Во-вторых, по условию задачи сказано, что масса слоненка и слонихи вместе 5т 500кг. Как можно проверить, не нарушили ли мы условие?

- Такие задачи называются «задачи на части». Данную задачу мы оставим на конец урока.

Попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока.

5т 500кг = 5500кг

5500 : 4 = 1375(кг) = 1т 375кг - масса слоненка.

- Сложить массы слонихи и слоненка.

Проверка.

Идет нарушение условия.

Дети пробуют самостоятельно сформулировать тему и задачи урока.

«Открытие нового знания», этап изучения новых знаний и способов действий

7-8 мин

Решение устных задач и обсуждение проекта ее решения

-Решим следующие задачи устно: (слайд 5)

1. Для приготовления рисовой каши берут три части воды и две части риса. Сколько воды нужно взять на 300г риса?

2. Петя придумал для Маши задачу. У брата и сестры 20 конфет, причем у брата на 3 конфеты больше. Сколько конфет у брата и сестры?

Маша подумала и сказала, что такой ситуации не может быть. Согласны ли вы с ней?

3. Влад решил задачу: Сколько лет дедушке и бабушке, если дедушка на 10 лет старше бабушки а вместе им 130 лет.

У него ответ: Бабушке - 65лет, дедушке - 75 лет.

Докажите, что Влад не прав. Дайте верный ответ.

4.Журнал дороже газеты в 7 раз, а вместе они стоят 80 руб. Сколько стоит журнал?


- Скажите, ребята, среди рассмотренных задач были одинаковые решения? Какой вывод можно сделать? Что нам помогало решать задачи правильно?

Схема 1

РТехнологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)ис 300г

Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)вода ?


  1. 300 : 2 = 150(г) - одна часть.

  2. 150 · 3 = 450(г) - в 3 частях воды.

Ответ: 450г воды нужно взять для приготовления 150г риса.

Схема 2

  1. 20 - 3 = 17(к)- приходится на сестру и брата поровну.

  2. 17 : 2 = не делится нацело. Вывод: Маша права.

Схема 3

  1. 130 - 10 = 120(л) - приходится на д. и б. поровну.

  2. 120 : 2 = 60(л) - бабушке.

  3. 60 + 10 = 70(л) - дедушке.

Ответ: 60л и 70л.

Схема 4

  1. 1 + 7 = 8(ч) - всего, содержат 80 руб.

  2. 80 : 8 = 10(руб) - 1 часть, цена газеты.

  3. 10 · 7 = 70(руб) - цена журнала.

Ответ: 70 руб стоит журнал.

- Все задачи решаются по-разному, с помощью рассуждений и правильно составленной схемы к задаче.

Первичное закрепление

4-5 мин

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Решение задач в Р.Т. стр 41 № 138, 139.

- Составим памятку по решению задач на части.

1. Внимательно прочитать условие задачи.

2. Составить схему к условию задачи.

3. Решить задачу.

4. Выполнить проверку.

5. Записать ответ.

Работа в группах

7-8 мин

Сделать вывод о том, что уже умеют, почему первоначальное решение задачи о массе слоненка было ошибочным.

- Теперь распределимся на группы, определим роли, и каждая группа попробует:

1. решить задачу про слонов.

2. Определить характер ошибочного решения в начале урока.

Время работы в группах 4 мин. Защита результатов 1 мин на каждую группу.

- Оцените свою работу в группе сигнальной карточкой.

Решение:

Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс)Технологическая карта по математике на тему Задачи на части (5 класс) сл.

Сл. 5т500кг

5т500кг = 5500кг

  1. 1 + 4 = 5(ч) - всего в массе слона и слоненка.

  2. 5500 : 5 = 1100(кг) = 1т100кг - масса слоненка.

Ответ: …

Оценивают свою работу карточками.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

4-5 мин

Выявить границы применимости нового знания.

Оформите в тетради по памятке № 220 (учебника).

  1. 3-1 = 2(ч) - разность в частях.

  2. 36 : 2 = 18(ц) - 1 часть

  3. 18 · 4 = 72 (ц) - ржи смололи.

Ответ:….

Рефлексия деятельности

2-3 мин

Организация рефлексии и самооценки своей учебной деятельности

-Ребята,

1. оцените свою работу сигнальной карточкой.

2. оцените степень понимания новой темы сигнальной карточкой. (Критерии те же: зеленая - тема понятна, желтая - есть затруднения, красная - ничего не понял

Самооценивание

Домашнее задание

Закреплении усвоенных знаний

№ 218(баз.)

№ 219(пов.)



© 2010-2022