Внеурочная деятельность по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа организации внеурочной деятельности по математике учителя математики МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкара Вершининой Т.В.

Пояснительная записка.

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Различаются два вида внеклассной работы по математике:

работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);

работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Внеклассная работа с отстающими учащимися требуется для своевременной ликвидации (и предупреждения) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики, этот вид работы для учителя необходим, т.к. успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ, одно из необходимых условий для получения учащимися документа об образовании соответствующего уровня.

Важно, чтобы

1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике проводились с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.

2. Занятия были максимально индивидуализированы

3. Занятия с отстающими в школе проводились не чаще одного раза в неделю, в сочетании с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.

4. Учитель математики постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучал типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы.

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

  • Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  • Воспитание у учащихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Формы проведения внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой: математические кружки и факультативы; математические викторины, конкурсы и олимпиады.

Исходя из этого, намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • разработка тематического планирования для математических кружков и факультативов.

  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

  • составление плана мероприятий внеурочной деятельности обучающихся каждого класса.

Сроки реализации: начало программы заложено в 2012 году и каждый учебный год дополняются мероприятия по плану и изменяются ожидаемые результаты.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • включение учащихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

  • анкетирование учащихся с целью выявления интересов и запросов;

  • построение индивидуально-образовательной траектории;

  • участие учащихся в олимпиадах, турнирах, фестивалях всех уровней, включая инновационные формы: он-лайн олимпиады, дистанционные интернет - проекты;

Описание системы внеурочной деятельности по математике:

Цель, которую ставлю перед собой, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие учащихся.

На занятиях кружка, факультатива, в рамках декады математики внеурочная деятельность реализуется посредством различных форм организации: конкурсы, викторины, математические игры, олимпиады и т.д.

Во внеклассной работе наряду с традиционными формами используются и новые формы: участие в дистанционных и заочных олимпиадах международного и всероссийского уровня.

Работа с одаренными детьми является единой системой работы, в которую входят следующие составляющие:

  • индивидуальные занятия с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, турнирам, конкурсам;

  • индивидуальная или групповая работа по программам математических кружков, факультативов.

  • коллективная или групповая работа в рамках декады математики.

Внеклассная работа осуществляется через программы кружковых работ и факультативов.

Для ее реализации в школе имеются необходимые условия: наличие свободных кабинетов, несмотря на то, что школа учится в две смены, имеется столовая, в которой будет организовано питание, медицинский кабинет, актовый зал. Для организации имеется кабинет математики, оборудованный компьютерной техникой, мультимедийным проектором, экраном.

Ожидаемые результаты:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будет формироваться адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся будут овладевать типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться воспринимать и анализировать сообщения и тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся смогут приобрести умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, текстах.

План внеурочной деятельности по предмету

Год

Категория участников

Виды внеурочной деятельности

Уровень

2012-2013

5-11 классы

Подготовка и участие в математической олимпиаде.

Школьный

Муниципальный

5-11 классы

Участие в предметной декаде по математике (согласно плану)

Школьный

5-11 классы

Участие в олимпиаде по основам наук.

Международный

5-11 классы

Подготовка к проведению и участию математических конкурсов в школе (по плану МО) и по линии управления образования.

Школьный

Муниципальный

5а класс

Кружок «За страницами учебника»

Школьный

5-11 классы

Участие в Конкурсе «Кенгуру»

Всероссийский

5-9 классы

Творческая работа по темам (согласно плану МО)

Школьный

2013-2014

9а класс

Работа по программе кружка «Сложные вопросы математики»

Школьный

11а класс

Работа по программе кружка «Методы решения задач повышенного уровня»

Школьный

5-11 классы

Подготовка и участие в математической олимпиаде.

Школьный

Муниципальный

5-11 классы

Участие в предметной декаде по математике (согласно плану)

Школьный

9, 11 классы

Индивидуальная работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ

Школьный

5-11 классы

Участие в олимпиаде по основам наук

Международный

5-11 классы

Подготовка и участие в математических конкурсах (по плану МО школы и метод кабинета)

Школьный

Муниципальный

5-9 классы

Участие в Конкурсе «Кенгуру»

Всероссийский

2014 -2015

5-11 классы

Участие в предметной декаде по математике (согласно плану)

Школьный

5-11 классы

Подготовка и участие в математической олимпиаде.

Школьный

Муниципальный

5-9 классы

Участие в Конкурсе «Кенгуру»

Всероссийский

5-11 классы

Участие в олимпиаде по основам наук

Международный

5-11 классы

Участие в творческих работах (согласно плану МО)

Школьный

10аб классы

Факультатив «Методы решения уравнений и неравенств с параметрами»

Школьный

5-11 классы

Подготовка и участие математических конкурсах (по плану МО школы и метод кабинета)

Школьный

Муниципальный



© 2010-2022