ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В наше время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессиона...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В наше время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской работой воспитанников [3, с. 215-219].

Говоря о новом обучении, о новом образовании, мы подразумеваем не только информационные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Доктор Кейс Терлоу (Голландия), эксперт в области исследований развития образовательных систем, выделяет десять основных современных тенденций, меняющих ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями [4, с. 347 - 354].

Первый тренд - стремление улучшить качество обучения и его результаты. Вторая тенденция получила название «конструктивизм». Конструктивистский подход к образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения, то есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у учащихся знания и навыки, но ставить перед ними более сложные задачи. Третий тренд пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями. Преподаватель при работе с учащимися должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями. Педагоги должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды. Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования, обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо. Для преподавателей могут быть созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов. К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи факультативного курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы. Пятая тенденция связана с тем, что в сфере образования становятся популярными технологии e-learning. На повестке дня - встраивание в учебный процесс инструментов обучения онлайн. Если учащийся по болезни или другой причине пропустил определенную тему по предмету, преподаватель может предложить ему пройти эту тему онлайн. Для одаренных учащихся можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана. Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке». Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Например, неформальная встреча преподавателей и учащихся с дискуссиями и обменом мнениями.

Седьмой тренд образования - это социальные медиа. Facebook и Twitter прочно вошли в нашу жизнь. Блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки и даже Youtube - все это нужно использовать в обучении. Блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи преподавателя и учащихся. А в Youtube можно сделать и продемонстрировать учащимся целый урок. Введение в обучение образовательных игр является восьмым трендом современности [5, с. 25 - 33]. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы лишнего веса, есть экономические игры вроде «как открыть свой бизнес», или игры, где можно сражаться на арене мировой дипломатии. Подобные игры являются лишь еще одним образовательным средством, преподаватель к ним должен подходить критически и четко понимать цели их применения. Девятый тренд связан с методикой преподавания естественных наук. Образование - социальный процесс, и поэтому при обучении естественным наукам преподаватель должен больше использовать новые технологии, в том числе дистанционного обучения, формировать группы, проектировать трансляцию знаний от учащегося к учащемуся. Десятый тренд - это мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, а также использование в обучении возможностей планшетов и смартфонов. Оценка знаний учащегося, развитие его понимания и аналитических навыков, запоминание - для всего этого можно использовать мобильные устройства. Учащийся может скачать факультативный курс или отдельный урок и заниматься там и тогда, где и когда ему удобно. Конечно, мобильное образование нужно очень аккуратно интегрировать в процесс обучения, так как любое мобильное устройство - это еще и громадный отвлекающий фактор.

Все перечисленные тренды - это современные реалии. Стремиться быть «в тренде» - это веление времени. Как только стало возможным e-learning и дистанционное обучение через интернет, мы стали применять эти достижения цивилизации в своей практике. На уроках с помощью компьютерных технологий осуществляем индивидуальный подход в обучении учащихся математике, планирование учебной деятельности на основе диагностики знаний учащихся. По каждой изучаемой теме предлагаем учащимся интерактивные материалы и даем консультации на сайте. Подключились к единой образовательной сети «Дневник. ру». Учащиеся завели свои виртуальные группы в «Дневник.ру», в том числе «Беларусь», «Город Ивье», наполнили их интересными материалами и фотографиями. В «Дневник. ру» нами создано 11 групп по математике, среди которых «Даем уроки математики», «Ах, эта математика» и другие. Через «Дневник. ру» я принял участие во Всероссийском конкурсе «Урок XXI века» и удостоен сертификата Министерства образования и науки Российской Федерации за работу «Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности. Рекомендации по содержанию» [2, с. 15-18]. В ходе конкурса оформил личное портфолио в блоге dnevnik.ru/user.aspx?user=1159735

Информационные технологии нами использованы при проведении 8 Ивьевских международных интернет-олимпиад, в которых приняли участие учащиеся Беларуси, Российской Федерации и Казахстана. Условия и решения задач этих олимпиад можно найти в книге «Реши, если силен или Подружись с математикой» [1, с. 1-336]. Еще два проекта «Сетевые открытые дистанционные олимпиады по математике» реализованы нами для младших и для старших школьников. В них приняли участие более 300 учащихся ряда гимназий, лицеев и школ из Гродненской, Брестской, Минской областей и г. Минска. На нашем сайте vivat2.okis.ru запущен на постоянной основе проект «Математикон» - самоучитель по решению олимпиадных задач (в базе более 2000 задач).

Участвуя в международном соревновании по математике «Сократ» в сети интернет, учащиеся гимназии вышли на Всероссийский уровень и получили 69 дипломов Международного онлайн развивающего центра школьников (17 - I степени, 30 - II, 22 - III) и 38 похвальных отзывов. Они также успешно участвуют в заочном математическом кружке для младших школьников Санкт-Петербургского физико-математического лицея № 30, в проекте Diofant.ru и в дистанционной олимпиаде по математике школы точных наук факультета математики и информатики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы на сайте edu.grsu.by/math. Результатом сотрудничества с Академией последипломного образования стало мое участие в подготовке республиканской дистанционной олимпиады по математике «Созвездие талантов» на платформе moodle.org/

Литература

1. Кот, В. И. Реши, если силен или Подружись с математикой / В. И. Кот. - Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2012. - 336 с.

2. Кот, В. И. Электронный портфолио: перспективы использования в профессиональной деятельности / В. И. Кот // Народная асвета. - 2013. - № 1 - С. 15 - 18.

3. Кот, В. И. От учебно-исследовательской работы - к научно-исследовательской/ В. И Кот //От проектной и исследовательской деятельности учащихся - к научно-исследовательской работе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., (Минск, 4-5 марта 2013 г.) (Электронный ресурс)/под ред. Т. А. Лопатик; М-во образования Респуб. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «БА «Конкурс», БОО «Развивающее обучение». - Минск: АПО, Белорус. ассоц. «Конкурс», 2013 - C. 215 - 219.

4. Кот, В. И. E-LEARNING - современный тренд, меняющий ландшафт образовательного дизайна и технологий/ В. И Кот // II Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном образовании» (Минск, 15 - 16 ноября 2013 г., научное электронное издание в авторской редакции), М-во образования Респуб. Беларусь, ГУО «Акад. последиплом. образования», ОО «Белорусское педагогическое общество.- Минск: АПО, 2013 - C. 347 - 354.

5. Кот, В. И. Учись играючи, или Интеллектуальная игра как самостоятельная педагогическая технология / В. И. Кот // Народная асвета. - 2014. - № 5 - С. 28 - 33.


© 2010-2022