Элективные курсы в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективные курсы

в предпрофильной подготовке и профильном обучении

Разработка программы элективного курса.

Элективные курсы: понятие, виды, задачи и особенности.

Понятие «элективный» (от лат. Electus- избранный) избирательный. Элективные курсы - это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе)

Основная функция курсов по выбору - профориентационная, то есть ориентирующая в выборе будущего профиля обучения. Поэтому их число должно быть избыточным по сравнению с тем количеством элективных курсов, которые обязан выбрать учащийся. Они должны носить краткосрочный характер. Оптимальная продолжительность элективного курса в предпрофильной подготовке 8-12 часов. Максимальная продолжительность элективного курса - 34 часа, по 2 часа в неделю.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

1. Реализация учеником интереса к учебному предмету.

2. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне.

3. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

1. Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий.

2. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

3. Поддерживание мотивации к тому или иному профилю.

То есть ориентационные курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п.

Особенностями курсов по выбору в 9 классах, являются нестандартизированность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору предполагает, что в рамках предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или наоборот еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Временные рамки конкретных курсов по выбору могут быть разными.

Особенности курсов по выбору в профильной школе(в 10-11-х классах)

В 10-11-х классах количество элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой.

Элективные курсы в 10-11-х классах выполняют три основные функции:

1) «надстраивают» профильный курс, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Таким образом, можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы.

2. Межпредметные элективные курсы, задача которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем от 36 до 72 часов.

Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

Технология разработки программы элективного курсадля предпрофильной подготовки и профильной школы.

1.Понятие о программе. Функции программы.

Программа- это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (Давыдов).

Кроме того, следует помнить, что учебная программа - это, прежде всего, нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и количество времени на их изучение.

Функции программы:

1. Программа делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем).

2. Программа является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения.

3. Программа - это средство контроля, она позволяет установить достижимость результатов.

2. Ограничения, связанные с разработкой и реализацией программы элективного курса.

При разработке программы следует учитывать ограничения, каковыми для разработчиков программ элективных курсов могут быть:

1. Частные и общие цели (программы предпрофильной подготовки должны соответствовать ее целям). Следует учитывать и возможные функции элективных курсов: поддержка профиля обучения, основы профессиональной деятельности, удовлетворение познавательных интересов, развитие содержания.

2. Исходный уровень подготовки учащихся (должен быть сделан анализ).

3. Внешними требованиями (органы управления образованием).

Итак, содержание программы определяется:

- разработанностью теории вопроса;

- наличием опыта;

- ограничениями.

3. Предварительная работа.

Начиная работать над программой, разработчику необходимо остановиться на следующих ключевых моментах:

  • Проанализировать содержание предмета в рамках выбранного профиля.

  • Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса, каковы функции этого курса (углубление, расширение, удовлетворение познавательных интересов, знакомство с основами профессиональной деятельности и т. д.).

  • Определить основные мотивы выбора разрабатываемого курса: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; возможность успешной карьеры, продвижение на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

  • Определить содержание учебного курса с учетом отведенного для изучения времени. Например, на курс по выбору отводится 16 часов, значит, нужно определить объем его содержания так, чтобы он соответствовал этому времени.

  • Продумать название курса, при этом следует помнить о том, что название курса должно быть привлекательным.

  • Определить цель, т.е. образ желаемого будущего (результат). Цель должна быть конкретная, а не абстрактная, а также реалистичная (т.е. достигаться за запланированное время (не выходя за рамки программы элективного курса)) и диагностична.

  • Определить основные виды деятельности учащихся (самостоятельная работа с источниками, проектная деятельность, исследовательская деятельность, реферирование, конспектирование), долю самостоятельности, творчества ученика при изучении элективного курса Необходимо помнить, что при ведении элективных курсов наиболее предпочтительными являются активные, развивающие формы работы (метод проектов, деловая игра, дискуссия, различные тренинги и т. д.).

  • Продумать, какие образовательные продукты могут быть созданы учащимися в ходе освоения программы курса (проект, реферат, выступление, эссе, схема, глоссарий и т.д.).

  • Выяснить возможность обеспечения курса учебными и другими вспомогательными материалами. Составить список литературы для учителя и учащихся.

  • Продумать форму отчетности по итогам освоения курса (проект, сочинение и т.д.).

  • Продумать систему оценивания. При этом важно помнить, что в предпрофильной подготовке должно произойти смещение акцента с того, что ребенок не умеет делать на то, что он знает и умеет.

  • Определить критерии, позволяющие оценить успешность реализации программы.

4. Структурные элементы программы элективного курса.

1. Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

2. Пояснительная записка(ее еще называют объяснительной).

Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. По сути, это маленькое введение. Оно может быть кратким или развернутым. Это часть программы, как показывает опыт работы эксперта, вызывает наибольшие затруднения у разработчиков. Самая распространенная ошибка заключается в том, что автор-разработчик, составляя объяснительную записку, руководствуется лишь внешними требованиями (пересказывает содержание программы, перечисляет формы и методы работы и т.д.), в то время как именно в этой части программы необходимо обосновать ее роль в развитии личности, с учетом общих целей предпрофильной подготовки.

Каковы эти цели?

- Сформировать способность делать самостоятельный выбор и готовность нести ответственность за свой выбор.

- Способствовать самоопределению и повышению мотивации к собственной учебной деятельности.

- Способствовать выбору профиля обучения.

Таким образом, в пояснительной записке необходимо обосновать актуальность, важность и значимость курса.

Далее в пояснительной записке следует сформулировать цель как предполагаемый конечный результат его освоения и задачи (т.е. с помощью чего будет достигнута поставленная цель). В задачах не нужно использовать такие глаголы как: улучшать, усилить, сформировать. В элективном курсе задачи могут начинаться с таких глаголов как: заинтересовать, увлечь, способствовать, познакомить, активизировать и т.д.

  • Желательно описать критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курсов.

  • Дать описание структуры программы, ее особенностей.

  • Указать соотношение часов теоретической и практической частей.

  • Указать формы и методы обучения. Например: дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения.

  • Указать применяемые при реализации программы курса образовательные технологии. В профильной школе приоритетными являются личностно-ориентированные образовательные технологии, в которых в полной мере реализуется субъектная, активная позиция ученика (не «меня учат», а «я учусь»). Указанные формы, методы и технологии должны отражаться в учебно-тематическом плане.

  • Сформулировать ожидаемые результаты, которые необходимо соотнести с задачами. Можно соотнести с глаголами: иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть).

  • Указать систему оценивания. Оценка должна мотивировать учащихся на успех.

Оценка мотивирует:

1. Когда учащийся уверен в ее объективности;

2. Знает, что нужно сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей;

3. Когда ученик уверен, что ему окажут в этом помощь;

4. Когда понимает оценку как полезную для себя;

5. Уверен, в том, что для достижения высоких результатов, есть необходимые условия, т.е. места, где ему можно продемонстрировать свои возможности.

Система оценивания может быть безотметочная, но могут быть текущие баллы в рейтинге. Возможные варианты отметок:

· Прослушал курс

· Защищен реферат

· Разработан проект

· Выполнены творческие задания

3. Структура курса

(с указанием задач, которые необходимо достичь при работе над материалом каждого модуля).

Структура изложения материала - форма представления курса, отражающая целостность системы учебного материала, позволяющая показать его полноту и определяющая внутренние связи. Применительно к элективному курсу структура имеет двойственный характер: с одной стороны, она определяет логику построения материала курса в соответствии с современным научным знанием в определенной предметной области, с другой - зависит от личной позиции разработчика, от его понимания взаимосвязи материалов учебного курса. В ходе структурирования материала курса учитель глубже осознает логику организации материала, которой он придерживается, фиксирует её и получает возможность построить иную структуру.

Возможны следующие структуры изложения материала:

1. линейная: отдельные части учебного материала излагаются в непрерывной последовательности тесно связанных между собой звеньев, как правило, прорабатываемых за период обучения один раз. Данная структура изложения материала соответствует принципу культуросообразности, т.е. содержание строится в таком порядке, который сложился в культуре.

2. концентрическая: предполагает возвращение к изученным знаниям. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

3. cпиральная: не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

4. cмешанная: комбинация линейной, концентрической и спиральной структур.

При работе над структурой курса желательно учесть следующее:

- «распределить» пронумерованные предварительно задачи по модулям и проверить, насколько равномерно они распределились, не перегружен какой-либо из модулей, не остались ли «лишние» задачи (в этом случае необходимо изменить структуру или переформулировать и уточнить задачи);

- необходимо представлять в структуре только важные, основополагающие части курса, иначе переизбыток информации повлияет на целостность структуры;

- структура не должна подменяться перечнем большого количества тем курсов вместо характеристики взаимосвязи между задачами курса, содержанием и деятельностью обучающихся.

4. Содержание курса.

Перечень тем и их реферативное описание.

Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Необходимо помнить, что содержание образования - это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформулировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.

Кроме того, следует помнить, что отбор содержания курсов по выбору строится в соответствии:

- с содержанием базовых учебных предметов (если это программа предметно-ориентированных элективных курсов);

- с учетом индивидуальных запросов учащихся;

- с учетом общественного запроса;

- с учетом возможностей реализации программы.

5. Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д.

Форма проведения: конференция, семинар, создание проекта, лекция, тренинг, ОДИ, просмотр видео фильма и т.д.

6. Учебно-методическое обеспечение.

- Дидактические материалы;

- описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

- анкеты;

- тесты для входной диагностики;

- алгоритмы самостоятельной работы над выполнением таких заданий, как: реферат, публичное выступление, лабораторный опыт;

- темы рефератов, исследований, выступлений;

- проблемные вопросы для самостоятельного поиска или исследования.

- Список литературы для учителя и ученика

7. Список литературы, который использовался при составлении программы.

8. Приложения.

Разработки уроков (1-2-х), дискуссий, кроссворды.

5. На заметку составителю программы.

Следует помнить о том, что в предпрофильной подготовке и профильном обучении смещаются приоритеты с освоения учащимися некоторой системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), на развитие важнейших для современного мира компетенций, которые помогут школьнику стать полноценным, готовым к успешной жизни человеком.

В настоящее время в школьной образовательной практике основными приоритетными ключевыми суперкомпетентностями являются:

- математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями),

- коммуникативная компетентность (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться),

- информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации),

- автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности),

- социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде),

- продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них),

- нравственная (готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).

Этот состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».

При составлении программы необходимо определить тот вклад, который может внести содержание элективного курса в развитие этих способностей.

Опорные вопросы для составителя программы (самоанализ):

1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Помочь ребенку сориентироваться в выборе профиля обучения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?

2. Чем содержание курса будет отличаться от базового (оно не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне; не отражает другие точки зрения и т.п.)?

3. Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

4. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

5. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

6. Какова доля самостоятельной работы ученика в изучении данного курса, в чем он может проявить инициативу?

7. Какие критерии помогут ученику оценить успешность прохождения данного курса?

8. Каким образом при прохождении курса будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?

9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

10. Каким образом может быть выстроена логика подачи материала в программе? Почему именно такая логика?

11. Как будет сгруппирован материал в программе по разделам и по темам?

12. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля, возможных затруднений учащихся и необходимости его повторения?



© 2010-2022