Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Разработка  занятия   кружка   по   математике   для   10   класса по  теме « Решение  задач   для      нахождения    наибольшего   и  наименьшего    значения    некоторых   выражений» предназначена  для  формирования   умений  и  навыков учащихся решения  текстовых  задач  и  может  быть  использована  учителем   как  дополнительный   материал  по   теме «  Применение   производной   к  исследованию   функции».   Решение   задач  подобного   рода   способствует    развитию   логического   мышле...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Тема: « Решение задач для нахождения наибольшего и наименьшего значения некоторых выражений»

Цель: совершенствовать навыки составления и решения уравнений по условию задачи.

Учебная задача: научить учащихся по одному или нескольким условиям задачи получить либо дополнительное уравнение, либо выделить единственное решение из многих возможных.

Развивающие задачи:

-развивать творческую сторону мышления, сообразительность и наблюдательность

- учить школьников самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность

Воспитательная задача: формировать навыки умственного труда - поиск рациональных путей решения.

План занятия:

  1. Информационный ввод.

Сообщить учащимся тему занятия, цель

  1. Актуализация ЗУН.

Повторение:

1) признаки возрастания и убывания функции;

2) критические точки и экстремумы функции

  1. Решение задач.

  2. Итог занятия.

Ход занятия:



  1. Информационный ввод

Сообщается тема занятия и цель

  1. Актуализация ЗУН

Устные упражнения:

  1. Укажите промежутки возрастания функции

А) f(x) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - 2, б) f(x) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса в) f(x) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса. г) f(x) = х3 + х2 + х



  1. Укажите промежутки убывания функции

А) f(x) = -2х2 + 5х -3, б) f(x) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - х3 .

  1. При каком значении а функция f(x) = х2 - ах + 3 убывает на промежутке (-Разработка занятия кружка по математике для 10 класса; 7], возрастает на промежутке [7; +Разработка занятия кружка по математике для 10 класса ?

  2. Укажите наибольшее целое отрицательное число, принадлежащее промежутку возрастания функции f(x) = х + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

  3. Дана функция f(x) = х3 - (а2 - 4)х2. При каких значениях а точка х = 0 является точкой максимума этой функции?

  4. Точка х =-2 является точкой максимума функции f(x0) = - х3 - х2 - ах. Найдите значение а и определите в этом случае точку минимума этой функции.



  1. Решение задач

На первом этапе учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается разобрать условие задачи 1

Задача 1. Автомобиль выезжает из пункта А и едет с постоянной скоростью v км/ч до пункта В, отстоящего от пункта А на расстояние 24,5 км/ч . В пункте В автомобиль переходит на равнозамедленное движение, причем за каждый час его скорость уменьшается на 54 км/ч , и движется так до полной остановки. Затем автомобиль сразу же поворачивает обратно и возвращается в А с постоянной скоростью v км/ч. Какова должна быть скорость v, чтобы автомобиль за наименьшее время проехал путь от А до полной остановки и обратно до пункта А указанным выше способом?

И записать в виде выражения:

  • время, за которое автомобиль проезжает расстояние в 24,5 км

  • время в течении которого автомобиль двигался до полной остановки с ускорением 54 км/ч2

  • время, затраченное на обратный путь

  • полное время движения

Затем идет обсуждение выполненного задания, выбирается верное; и учащиеся приходят к заключению, что: «время движения автомобиля от пункта А до полной остановки и обратно является функцией одной переменной Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - его скорости на первом участке». После этого оформляется в тетрадях учащихся решение задачи 1:

Решение:

Подсчитаем время, которое затрачивает автомобиль на весь путь от А до полной остановки и обратно:

  1. Расстояние 24,5 км автомобиль проезжает за время t1 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса.

  2. Вслед за этим он двигался до полной остановки с ускорением 54 км/ч2 в течение времени t2 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса , пройдя при этом расстояние, которое можно определить по формуле для равноускоренного движения: S = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса ·t2 - Разработка занятия кружка по математике для 10 класса, S = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса .

  3. Время t3? затраченное на обратный путь, равно t3 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса.

Поэтому полное время движения автомобиля T = t1 + t2 +t3 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + (Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Таким образом, время движения автомобиля от пункта А до полной остановки и обратно является функцией одной переменной Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - его скорости на первом участке: T = T(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса) =Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Определим, при каком значении Разработка занятия кружка по математике для 10 класса эта функция достигает своего минимума:

T'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - Разработка занятия кружка по математике для 10 класса.

Необходимым условием экстремума дифференцируемой функции является равенство нулю ее производной Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = 0. Находим корни данного уравнения v = ± 42, но учитываем, что Разработка занятия кружка по математике для 10 класса > 0. Получается, что при Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = 42 функция T(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса) имеет минимум, поскольку T'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса) > 0 при Разработка занятия кружка по математике для 10 класса > 42 и T'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса)< 0 при Разработка занятия кружка по математике для 10 класса < 42.

Итак, при скорости 42 км/ч автомобиль, двигаясь указанным выше способом, затратит на весь путь минимально возможное время.

Ответ: 42 км/ч

На втором этапе каждая группа решает предложенную задачу (1 группа получает задачу 2, 2 группа получает задачу 3).

Решение задач записываются на доске и обсуждаются всем классом.

Задача 2. Три бригады должны выполнить работу. Первая бригада делает в день 200 деталей, вторая - на m деталей меньше, чем первая ( 0< m<200), а третья - на 5 m деталей больше, чем первая. Сначала первая и вторая бригады, работая вместе, выполняют Разработка занятия кружка по математике для 10 класса всей работы, а затем все три бригады, работая вместе, выполняют оставшиеся Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Работы. На сколько деталей в день меньше должна делать вторая бригада, чем первая, чтобы вся работа была выполнена указанным способом как можно скорее?



Решение:

Из условия задачи понятно, что вторая бригада делает в день 200 - m деталей, а третья бригада - 200 + 5 m деталей. Обозначим общее количество деталей, которое нужно сделать через Q. Тогда время всей работы (T) слагается из двух частей:

t1 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - время работы отдельно первой и второй бригад и t2 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса - время совместной работы всех трех бригад. Итак, T = t1 + t2 = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса.

Таким образом, время всей работы T является функцией (t(m)) только одной переменной m.

Найдем, при каком значении m функция t(m) достигает минимума. Решим уравнение t'(m) = 0. t'(m) = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = 0.

Откуда m = 125 и при m Разработка занятия кружка по математике для 10 классаt'(m) Разработка занятия кружка по математике для 10 классаm Разработка занятия кружка по математике для 10 класса t'(m) Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Итак, при m = 125 функция t(m) действительно достигает минимума.

Значит, работа будет выполнена за наименьшее время, если вторая бригада будет делать на 125 деталей в день меньше, чем первая.

Ответ: на 125 деталей меньше.

Задача 3. Между двумя портами, удаленными друг от друга на расстояние 1200 км, с постоянной скоростью курсирует теплоход. Затраты на рейс в одном направлении слагаются из двух частей. Первая часть, связанная с обслуживанием пассажиров, пропорциональна времени нахождения теплохода в пути, а другая, обусловленная стоимостью топлива, пропорциональна кубу скорости движения. Найти скорость, с которой должен идти теплоход, чтобы затраты на рейс были минимальны, если известно, что при скорости 90 км/ч затраты равны 11,61 тыс. руб., причем стоимость обслуживания пассажиров составляет Разработка занятия кружка по математике для 10 класса стоимости топлива.

Решение: Обозначим искомую скорость теплохода через Разработка занятия кружка по математике для 10 класса а затраты на рейс через Q. Выразим время движения теплохода в одном направлении : t = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса (ч)

Из условия задачи имеем : Q = k1t + k2Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = k1 ·Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + k2Разработка занятия кружка по математике для 10 класса , где k1 и k2 - коэффициенты пропорциональности. Получается, что Q -является функцией только одной переменной Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Для определения k1 и k2 используем остальные условия задачи, согласно которым Q(90) = k1 ·Разработка занятия кружка по математике для 10 класса + k2· Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = 11610 и k1 ·Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = Разработка занятия кружка по математике для 10 класса· k2· Разработка занятия кружка по математике для 10 класса. Получаем систему двух линейных уравнений: Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Решая которую, получаем: k1 = 324, k2 = 0,01.

Таким образом, затраты на рейс теплохода при скорости движения Разработка занятия кружка по математике для 10 класса определяются выражением Q(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Найдем, при каком значении Разработка занятия кружка по математике для 10 класса > 0 эта функция достигает минимума. Для этого решим уравнение: Q'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = 0.

Q'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = - Разработка занятия кружка по математике для 10 класса = 0.

Получаем, что Разработка занятия кружка по математике для 10 классаКроме того, Q'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса при Разработка занятия кружка по математике для 10 класса Q'(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса <0 при Разработка занятия кружка по математике для 10 класса Q(Разработка занятия кружка по математике для 10 класса Разработка занятия кружка по математике для 10 класса

Значит, затраты на рейс будут минимальны при скорости движения 60 км/ч.

Ответ: 60 км/ч.

После обсуждения решения учитель подводит итог занятия, задавая вопрос учащимся: «Можно ли отметить закономерность решения этих задач?»

  1. Итог занятия.

-Рассмотрев эти задачи, можно отметить общую закономерность их решения. В каждой задаче сначала выявлялось выражение, изменение которого позволило бы дать ответ поставленный вопрос.

-В первой задаче это было время всего движения, во второй задаче - время выполнения работы, в третьей - затраты на рейс.

-Затем вводился переменный параметр, от которого это выражение зависело. И таким образом , возникала функция, для которой отыскивалось наибольшее или наименьшее значение.

- Во всех рассмотренных случаях для этой цели использовалась производная



Используемая литература:

  1. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. М. Наука, 1990.

  2. Е.В. Алтухова и др. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства. Волгоград, Учитель, 2007.

  3. Б.Г.Зив, П.И. Алтынов. Алгебра и начала анализа. Геометрия.10-11 кл.: Учебн.- метод.пособие. М. Дрофа,1999



8


© 2010-2022