Программа внеурочной деятельности по математике (начальная школа)

Раздел Математика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 Г. ОРЛА


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

учителей естественнонаучного цикла

___________Ерохина Н.Ф.

Протокол № ___ от

«____»____________201___ г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Лучинкина Е.В.

«____»____________20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 25 г. Орла

____________Журавлева Л.А.

Приказ №______

от «___» ___________20__ г.




Программа внеурочной деятельности

«Математика с увлечением»

Срок реализации: 4 года

Возрастная категория: 1 - 4 классы


Автор программы: Чубова Светлана Алексеевна
















I. Пояснительная записка

Рабочая программа «математика с увлечением»

Рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «математика с увлечением» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«математика с увлечением» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организа­цию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема­тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» дея­тельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за­нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра­боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма­тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и простран­ственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

- качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Возраст детей - 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года

Программа «Математика с увлечением» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс «А», «Б», 34 часа в год - 2-4 «А», «Б» классы.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных матема­тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава­тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать про­стор воображению.

Формы и режим занятий

Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными куби­ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

  • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторон­ние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;

  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

  • работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек­тронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо­статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер­жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол­няемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив­ных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за­дачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре­зультат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведе­ние линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фи­гуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треуголь­ники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва­риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному за­мыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на рав­ные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения - работа с конструкторами:

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения - работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де­ти в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Предполагаемые результаты реализации программы.


Личностными результатами изучения курса «Математика с увлечением» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Математики».

- Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

























Календарно - тематический план

1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Математика - это интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

3.

Путешествие точки

1

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

4.

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.

6

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.

10

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

Конструкторы лего

2

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

15-16

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

17

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

18

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

19

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».


20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


21-22

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

23

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.

26

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычи-
тает 3, а четвёртый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11
2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т. д.

28

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

31

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

33

КВН

«Математика - Царица наук»

1

























2 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

1.

«Удивительная снежинка»

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2.

Иrpa«Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

3.

Математические игры

1

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

4.

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5.

Секреты задач

1

Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.


6-7

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


8.

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.

9.

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).

10.

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11.

Геометрия вокруг нас

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12.

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13.

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14.

Тайны окружности

1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15.

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

16-17

«Новогодний серпантин»

2

Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.


18

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

19.

«Часы нас будят по утрам...»

1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.

20.

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.

21.

Головоломки

1

Расшифровка закодированных слов.

22.

Секреты задач

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

23.

«Что скрывает сорока?»

1

Решение и составление ребусов,

24.

Интеллектуальная разминка

1

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

25.

Дважды два - четыре


1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

26-27.

Дважды два - четыре

2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

28.

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29.

Интеллектуальная разминка

1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30.

Составь квадрат

.

1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

31-32.

Мир занимательных задач


2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте»..

33.

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34.

Математическая эстафета

1

Решение олимпиадных задач























3 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

«Числовой» конструктор

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3.

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4.

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.

5-6

В царстве смекалки

2

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).

7

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».

8-9

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11-12

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

13

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

14

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).

15

Секреты чисел

1

Числовой палиндром - число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой - прибавляет 180, третий - вычитает 160, а четвёртый - прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 - 140 = 500 500 + 180 = 680 680 - 160 = 520 520 +
+ 150= 670

18

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку).

20 -21

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

22

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.

24

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

25

Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26-27

От секунды до столетия

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.

28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (какуро).

29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

31

Математические фокусы

1

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).

34

Математический лабиринт

1

Итоговое занятие - открытый интеллектуальный марафон. Подго-
товка к международному конкурсу «Кенгуру».



Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно­значных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре­шений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. После­довательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото­рое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Материально-техническое обеспечение

  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  • Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3, 4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

  • «Математический веер» с цифрами и знаками.

  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.

  • Набор «Геометрические тела».


Методическое обеспечение

Литература для учащихся

- Куприенко В.В. «Учение с увлечением»

  • Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для уча­щихся 3 класса общеобразовательных учреждении. - М.: Вентана-Граф

  • Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. - М.: Знаток, 2009.

  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Мате­матика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. - М. : ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

_ Куприенко В.В. «учение с увлечением» - сборник развивающих задач по математике для 1,2,3-го классов с методическими рекомендациями.

- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство разви­тия логического мышления младших школьников /, Начальная школа. - 2009. -

№ 7.

- Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.

- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск : Фирма «Вуал», 1993.



© 2010-2022