Внеклассное мероприятие Знатоки математики для 8-11 кл

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие Знатоки математики для 8-11 клМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 сельского поселения «Поселок Софийск» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Заседание клуба «Знатоки математики»

для учащихся 8-11 классов







Составил учитель математики Т.А. Токарева















2013 г.



Ведущий (учитель математики): Несколько лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, т. к., по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно с математикой мы встречаемся ежедневно, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами. Если бы не математика, люди никогда не смогли осуществить полёты в космос. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без неё не обойтись! Вот такая она важная математика!

Сегодня встречаются две команды, команда «Треугольник» и команда «Квадрат», чтобы соревноваться в своих математических знаниях. Итак, давайте их поприветствуем! Под музыку и аплодисменты выходят команды на сцену. Судить их будет уважаемое жюри (называются имена и фамилии). Займите, пожалуйста, свои места.

Итак, начинаем!

Разминка. «Конкурс на внимательность»

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтёшь невнимательно - вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Кто быстрее решит задачи?

  1. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько)

  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

  3. Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости? (Всегда)

  4. Величина угла 300. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением? (300)

  5. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении - с востока на запад - дует ветер, но со скоростью 50 км/ч, в какую сторону отклоняется дым поезда? (Электропоезд бездымен)

  6. Как называется отрезок, образующий прямой угол с данной прямой? (Перпендикуляр)

I гейм «Гонка за лидером»

Участники команд по очереди выбирают вопросы из трех представленных категорий и отвечают на них, получая за каждый верный ответ балл.

Вопросы к гейму см. приложение № 1

Категории

Из истории математики

Ну - ка, смекни!

Ученые

Приложение № 1

I гейм «Гонка за лидером» Из истории математики

  1. Где возникло градусное измерение углов? (В древнем Вавилоне)



  1. Ещё Клавдий Птолемей (II в.) использовал в своих трудах единицы измерения углов: градус, минута, секунда. Как он их обозначал? (0, /, //)



  1. В 1873 появилась новая единица измерения углов. Где это произошло и как называлась эта единица? (Англия, радиан)



  1. Что означает в переводе с латинского слово sinus - синус? (Изгиб, извилина)



  1. На каком здании была надпись: «Незнающий геометрии, да не войдет сюда»? (На здании академии греческого философа-идеалиста Платона)

  2. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (Нуль)

  3. Какая теорема в старину называлась: «теоремой невесты»? (Теорема Пифагора)

  4. При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (Копейка)

  5. При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были приведены в определенную систему? (При Петре I)

  6. Её знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены её комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С. В. Ковалевская)

I гейм «Гонка за лидером» Ну-ка, смекни!



  1. Есть ли разница между числом и цифрой? (Да)

  2. Что больше: произведение или сумма десяти цифр 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9? (Сумма)

  3. Горело семь свечей, две погасло. Сколько свечей осталось? (7)

  4. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)

  5. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько яблок всего? (0)

  6. Сколько горошин входит в пустой стакан? (Нисколько, горошины не ходят)

  7. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

  8. Произведение каких трех чисел равно их сумме? (1, 2, 3)

  9. У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько яблок неё было? (3)

  10. Один мальчик говорит другому: «Если ты дашь мне половину своих денег, я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика? (Установить невозможно)

I гейм «Гонка за лидером» Учёные



  1. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джоуль)

  2. В честь какой женщины-математика назван цветок? (Именем известной вычислительницы француженки Гартензии (Лекот 1723-1788) назван цветок ГОРТЕНЗИЯ, привезенный ею из Индии)

  3. Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом)

  4. Какой великий русский математик не получил диплома, хотя дважды успешно выдержал выпускные экзамены в университете? (М.В. Остроградский (1801-1873), он не согласился слушать лекции по богословию)

  5. Назовите фамилию ученого, который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известного греческого медика. (Гиппократ)

  6. Кому принадлежат слова: «Теперь я знаю, как выглядит атом?» (Эти слова принадлежат английскому физику Резерфорду, сказаны они в 1911 г.)

  7. Назовите фамилию ученого, который в 1831 г. установил, что индукционный ток в контуре всегда возникает такого направления, при котором его магнитное поле противодействует изменению магнитного потока, пронизывающего этот контур. (Э. Х. Ленц)

  8. Какой ученый создал руководство по математике под названием «Начала»? (Евклид)

  9. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания? (Русский изобретатель - Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку один русский офицер. В конце 1879 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.)

  10. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)

I I гейм «Спешите видеть»

ЗАДАНИЕ №1

Каждый знает, даже дошкольник

Что такое треугольник

А уж вам-то как не знать,

Но совсем другое дело-

Быстро, точно и умело

Треугольники считать.

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Всё внимательно исследуй

И по краю и внутри!

Ответ: (20)

Балл зарабатывает та команда, чей ответ был наиболее близок к правильному.

I I I гейм «Ты - мне, я - тебе»

Каждая команда задаёт по три вопроса соперникам.

I V гейм «Тёмная лошадка»

Ведущий. Каменева Татьяна Ивановна учитель технологии, черчения: Уважаемые эрудиты математики! На уроках геометрии при решении задач, связанных с окружностью, обычно указывают, чему равен радиус окружности. А вот на технических чертежах и эскизах обязательно наносят диаметры окружности, а не радиусы. Можете ли вы, объяснить причину этого?

Правильный ответ. При вычерчивании окружности надо знать её радиус, но в готовой детали проще замерять диаметр сверла, а не радиус.

Ведущий. Карепова Анастасия Сергеевна - учитель физики. Уважаемые, знатоки! В начале 40-х годах нашего века авиастроители всего мира столкнулись со страшным и непонятным явлением. Во время скоростного полета самолета на некоторой, так называемой критической скорости, возникла стремительно нарастающая вибрация конструкции. Она внезапно охватила самолет, и иногда достаточно было нескольких секунд, чтобы машина развалилась на куски. С земли казалось, что самолеты взрываются. Многочисленные исследования, проведенные в США, Англии, Германии не принесли успеха. Полностью разобраться в этой запутанной проблеме удалось лишь известному советскому математику. Были найдены простые и эффективные методы предупреждения вибрации. Угроза самолета и экипажу были полностью ликвидирована. За выдающийся вклад в решении труднейшей проблемы этот математик в 1942 году удостоен государственной премии СССР. Мои вопросы к вам, уважаемые знатоки, таковы.

  1. Какое название получило в технике описанное явление?

  2. Какова фамилия советского математика, о котором я рассказал?

Ответ. Явление получило название «флаттер». Математик, решивший задачу, Мстислав Всеволодович Келдыш, академик, трижды герой Социалистического труда, выдающийся советский учёный, много лет, проработавший на посту Президента АН СССР.

Ведущий. Вопрос Виктории Юрьевны учитель русского языка и литературы. Перефразируя одного великого русского писателя, можно сказать, что человек подобен дроби, числитель - это хорошее, что о нём говорят и думают люди, а знаменатель - это то, что о себе он сам. Известное правило - чем больше числитель, тем больше дробь, верно не только в математике, но и в жизни. Назовите этого русского писателя.

Ответ. Лев Толстой.

Ведущий. Ольги Ивановны учитель математики. Уважаемые игроки! У меня в руках игральная карта - бубновый король. Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам такой вопрос. Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое?

Правильный ответ. Слово «ромб» происходит от греческого слова « ромбос», означающего «бубен». Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, а раньше бубны имели форму квадрата или ромба.

Ведущий. Внимание! (Звучит музыка) Черный ящик!

Внести, чёрный ящик!

То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша. Под теплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Вопрос. Что лежит в черном ящике?

Ведущий: А теперь моя пора задать вам вопрос, уважаемые знатоки. Кто из величайших математиков древности провозгласил, что числа правят миром? Он понимал природу, умел слушать шум ветра, разговаривать с рекой. Кто он?

V гейм «Дальше, дальше, дальше…»



Командам необходимо ответить на ответить на 16 вопросов. (см. приложение № 2)





Приложение № 2

8-9 класс. Команда «Треугольник»

  1. Часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок).

  2. Имеет ли прямая линия концы? (Нет)

  3. Очень плохая оценка знаний? (Двойка)

  4. Уравнение второй степени? (Квадратное)

  5. Есть ли разница между числом и цифрой? (Да)

  6. Сумма углов треугольника равна … (180°)

  7. Автор учебника «Алгебра»? (Мордкович)

  8. Наименьшее натуральное число? (1)

  9. Сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)

  10. Площадь квадрата со стороной а? (а2)

  11. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)

  12. Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? (Нет)

  13. Сколько медиан можно провести в треугольнике? (Три)

  14. Число разрядов в классе? (Три)

  15. Вертикальные углы … (Равны)

  16. Сотая часть числа? (Процент)

  17. 202= … (400)

10-11 классы. Команда «Квадрат»

  1. Сколько можно провести высот в треугольнике? (Три)

  2. Автор учебника «Геометрия»? (Атанасян)

  3. Формула пути? (S=v*t)

  4. Направленный отрезок? (Вектор)

  5. Какие числа используются при счете? (Натуральные)

  6. Внеклассное мероприятие Знатоки математики для 8-11 кл=… (11)

  7. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен … (Половине гипотенузы)

  8. Радиус равен 3. Чему равна S круга? (9пи)

  9. Сумма углов четырехугольника? (360°)

  10. Очень хорошая оценка знаний … («5»)

  11. Есть ли края у плоскости? (Нет)

  12. Знак корня? (Радикал)

  13. sin30°=… ()

  14. Площадь прямоугольника?(S= a* b)

  15. Название функции y=logax? (Логарифметическая)

  16. В прямоугольном треугольнике отношение прилежащего катета к гипотенузе называется … (Koсинусом)

  17. Объем 1кг воды? (1литр)



V I гейм «Супер-гейм» «Отгадывание кроссворда»

Первая русская женщина-математик (Ковалевская)

Внеклассное мероприятие Знатоки математики для 8-11 кл

  1. Плоская геометрическая фигура.

  2. Замкнутая кривая.

  3. Вид параллелограмма.

  4. Вид четырехугольника.

  5. Часть прямой.

  6. Вид прямой.

  7. Замкнутая, выпуклая плоская кривая.

  8. Прямая, пересекающая другие линии.

  9. Правильный многогранник.

  10. Основное геометрическое понятие.

ОТВЕТЫ: 1. Круг. 2. Окружность. 3. Квадрат. 4. Параллелограмм. 5. Луч. 6. Перпендикуляр. 7. Овал. 8. Секущая. 9. Куб. 10. Трапеция. 11. Прямая.

Ответ: КОВАЛЕВСКАЯ (по вертикали).

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей.







8-9 класс. Команда «Треугольник»

  1. Часть прямой, соединяющая две точки?

  2. Имеет ли прямая линия концы?

  3. Очень плохая оценка знаний?

  4. Уравнение второй степени?

  5. Есть ли разница между числом и цифрой?

  6. Сумма углов треугольника равна …

  7. Автор учебника «Алгебра»?

  8. Наименьшее натуральное число?

  9. Сумма длин сторон многоугольника?

  10. Площадь квадрата со стороной а?

  11. Луч, делящий угол пополам?

  12. Существует ли треугольник с двумя прямыми углами?

  13. Сколько медиан можно провести в треугольнике?

  14. Число разрядов в классе?

  15. Вертикальные углы …

  16. Сотая часть числа?

  17. 202= …

10-11 классы. Команда «Квадрат»

  1. Сколько можно провести высот в треугольнике?

  2. Автор учебника «Геометрия»?

  3. Формула пути?

  4. Направленный отрезок?

  5. Какие числа используются при счете?

  6. Внеклассное мероприятие Знатоки математики для 8-11 кл=…

  7. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен

  8. Радиус равен 3. Чему равна S круга?

  9. Сумма углов четырехугольника?

  10. Очень хорошая оценка знаний …

  11. Есть ли края у плоскости?

  12. Знак корня?

  13. sin30°=…

  14. Площадь прямоугольника?

  15. Название функции y=logax

  16. В прямоугольном треугольнике отношение прилежащего катета к гипотенузе называется …

  17. Объем 1кг воды



© 2010-2022