Конспект урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: - образовательная: познакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей. - развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, настойчивость, умение действовать самостоятельно. - воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность. Тип урока: усвоение новых знаний. Методы обучения: дедуктивно - репродуктивный, индуктивно-репродуктивный. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Литература: «Математика. 5 класса» Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., М.: Мнемозина, 2008 г., - 280 с.; ил. Контрольно – измерительные материалы. «Математика. 5 класса» Попова Л.П., М.: ВАКО, 2010 г., - 96 с.; Поурочные разработки «Математика. 5 класса»  Попова Л.П., М.: ВАКО, 2009 г., - 496 с.;
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математики для учащихся 5 класса средних общеобразовательных учреждений.

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цель:

- образовательная: познакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

- развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, настойчивость, умение действовать самостоятельно.

- воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: дедуктивно - репродуктивный, индуктивно-репродуктивный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Литература:

«Математика. 5 класса» Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., М.: Мнемозина, 2008 г., - 280 с.; ил.

Контрольно - измерительные материалы. «Математика. 5 класса» Попова Л.П., М.: ВАКО, 2010 г., - 96 с.;

Поурочные разработки «Математика. 5 класса» Попова Л.П., М.: ВАКО, 2009 г., - 496 с.;





План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (7 мин.)

  3. Изучение нового материала (7 мин.)

  4. Первичное закрепление материала (26 мин.)

  5. Подведение итогов и домашнее задание (3 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

Учитель: Записываем сегодняшнее число, классная работа, и тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

(запись на доске и в тетрадях)

Число, классная работа, «Сложение и вычитание десятичных дробей».

  1. Учитель: Вспомним тему, которую мы изучали на прошлом уроке. Выполним устно упражнение (слайд №3).

Сравните:

5,089 и 5,1 0,64 и 6,35

8,1 и 8,097 0,529 и 0,53

Ученик: 5,089 и 5,1 сравниваем целые части 5=5, сравниваем десятые доли 0 < 1, значит 5,089 < 5,1.

Ученик: 0,64 и 6,350, сравниваем целые части 0 < 6, значит 0,64 < 6,35

Ученик: 8,1 и 8,097 сравниваем целые части 8=8, сравниваем десятые доли 1 > 0, значит 8,1 > 8,097.

Ученик: 0,529 и 0,53 сравниваем целые части 0=0,сравниваем десятые доли 5=5, сравниваем сотые доли значит 2<3, значит 0,529 < 0,53.

Учитель: Выполним устно следующее упражнение (слайд №4).

Заполни пропуски.

8м3дм = м 6м8см = м

2т2ц = т 54ц = т

7,2 = 7т2ц 11м7дм= м

Учитель: Какую единицу измерения мы пропустили после десятичной цифры 7,2?

Ученик: тонны.

Учитель: Сколько метров в 11м7дм?

Ученик: 11,7 метра.

Учитель: Сколько метров в 8м3дм?

Ученик: 8,3 метра.

Учитель: Сколько тонн в 2т2ц?

Ученик: 2,2 тонны.

Учитель: Сколько метров в 6м8см?

Ученик: 6,08 метра.

Учитель: Сколько тонн в 54ц?

Ученик: 5,4 тонны.

Учитель: Выполним устно. Логическая задача (слайд№5)

Ученики пошли в кино. Они построились тройками. Одна тройка ребят заметила, что их тройка седьмая спереди и пятая сзади. Сколько учеников пошли в кино?

Ученик: 33 ученика. Одна тройка ребят заметила, что их тройка седьмая спереди, значит 3*7=21. И пятая сзади 4*3=12.

21+12=33 ученика.

Учитель: Выполним устно. Блиц - турнир. (слайд №6)

Тетрадь стоит 2 рубля. Сколько заплатили за 4 таких тетради?

За 2 билета заплатили 20 рублей. Сколько стоит один билет?

У рака 10 ног, а у пчелы на 4 меньше. Сколько ног у пчелы?

Учитель: Тетрадь стоит 2 рубля. Сколько заплатили за 4 таких тетради?

Ученик: 8 рублей. 2*4=8 рублей.

Учитель: За 2 билета заплатили 20 рублей. Сколько стоит один билет?

Ученик: 10 рублей. 20:2=10 рублей.

Учитель: У рака 10 ног, а у пчелы на 4 меньше. Сколько ног у пчелы?

Ученик: 6 ног. 10-4=6 ног.

  1. Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, как складывать и вычитать десятичные дроби.

Выполните сложение 8,4 + 0,685

1. Уравняйте количество знаков после запятой

8,400 +0,685

2. Запишите дроби друг под другом

8,400

+ 0,685

3. Выполните сложение, как сложение натуральных чисел

8,400

+ 0,685

9 085

4. Поставьте запятую в ответе

Под запятой в данных дробях

8,400

+ 0,685

9,085

5. Запишите ответ

8,4 + 0,685 = 9,085

(слайд №7)

Выполним вычитание 8. 1 - 5,46

1. Уравняйте количество знаков после запятой

8,10 - 5,46

2. Запишите дроби друг под другом так, чтобы запятая была под запятой

8,10

-5,46

3. Выполните вычитание, как вычитание натуральных чисел

8,10

- 5,46

2,64

4. Поставьте запятую в ответе

Под запятой в данных дробях

8,10

- 5,46

2,64

5. Запишите ответ

8,1 - 5,46 = 2,64

(слайд №8)



  1. Учитель: Сейчас выполним на доске и в тетрадях задание под номером 1213. Выполняют у доски два ученика.

Выполните сложение.

а) 0,769+42,389 г) 8,9021+0,68

б) 5,8+22,191 д) 2,7+1,35+0,8

в) 95,381+3,219 е) 13,75+8,2+0,115

Ученик: а) 0,769+42,389

0,769

+42,389

43,158

(запись на доске и в тетрадях)

а) 0,769+42,389

0,769

+42,389

43,158

Ученик: б) 5,8+22,191

5,800

+22,191

27,991

(запись на доске и в тетрадях)

б) 5,8+22,191

5,800

+22,191

27,991

Ученик: в) 95,381+3,219

95,381

+ 3,219

98,6

(запись на доске и в тетрадях)

Ученик: г) 8,9021+0,68

8,9021

+0,6800

9,5821

(запись на доске и в тетрадях)

г) 8,9021+0,68

8,9021

+0,6800

9,5821

Ученик: д) 2,7+1,35+0,8

2,70

+1,35

4,05

+ 0,80

4,85

(запись на доске и в тетрадях)

д) 2,7+1,35+0,8

2,70

+1,35

4,05

+ 0,80

4,85

Ученик: е) 13,75+8,2+0,115

13,75

+ 8,20

21,950

+0,115

22,065

(запись на доске и в тетрадях)

е) 13,75+8,2+0,115

13,75

+ 8,20

21,950

+0,115

22,065

Учитель: Сейчас выполним в тетрадях задание под номером 1214, и прочитаем с места «по цепочке» получившиеся ответы. Выполните вычитание.

а) 9,4-7,3 г) 11,1-2,8

б) 16,78-5,48 д) 88,252-4,61

в) 7,79-3,79 е) 6,6-5,99

Ученик: а) 9,4-7,3=16,7

Ученик: б) 16,78-5,48=11,3

Ученик: в) 7,79-3,79=4

Ученик: г) 11,1-2,8=8,3

Ученик: д) 88,252-4,61=83,562

Ученик: е) 6,6-5,99=0,61

Учитель: Сейчас выполним на доске и в тетрадях задание под номером 1219. Выполняют у доски два ученика.

Выполните действие.

а) 7,8+6,9 д) 24,2+0,867

б) 129+9,72 е) 830-0,0097

в) 8,1-5,46 ж) 0,02-0,0156

г)96,3-0,081 з) 0,003-0,00089

Ученик: а) 7,8+6,9

7,8

+6,9

14,5

(запись на доске и в тетрадях)

а) 7,8+6,9

7,8

+6,9

14,5

Ученик: б) 129+9,72

129,00

+ 9,72

138,72

(запись на доске и в тетрадях)

б) 129+9,72

129,00

+ 9,72

138,72

Ученик: в) 8,1-5,46

8,10

-5,46

2,64

(запись на доске и в тетрадях)

в) 8,1-5,46

8,10

-5,46

2,64

Ученик: г)96,3-0,081

96,300

- 0,081

96,219

(запись на доске и в тетрадях)

г)96,3-0,081

96,300

- 0,081

96,219

Ученик: д) 24,2+0,867

24,200

+0,867

25,067

(запись на доске и в тетрадях)

д) 24,2+0,867

24,200

+0,867

25,067

Ученик: е) 830-0,0097

830,0000

- 0,0097

829,9903

(запись на доске и в тетрадях)

е) 830-0,0097

830,0000

- 0,0097

829,9903

Ученик: ж) 0,02-0,0156

0,0200

-0,0156

0,0044

(запись на доске и в тетрадях)

ж) 0,02-0,0156

0,0200

-0,0156

0,0044

Ученик: з) 0,003-0,00089

0,00300

-0,00089

0,00211

(запись на доске и в тетрадях)

з) 0,003-0,00089

0,00300

-0,00089

0,00211

Учитель: А сейчас проведем физкультминутку (слайд №9)

А теперь, ребята, дружно встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Учитель: Решим устно задачу (слайд №10).

Кузнечик прыгает в длину на расстояние в 4 раза большее, чем в высоту. На какое расстояние прыгает кузнечик в длину, если высоту он берет 50 сантиметров?

Ученик: 200 сантиметров. 4*50=200 сантиметров.

Учитель: Прочитаем историческую справку. (слайд №11)

Ученик: Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль - Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века. Записывал Аль - Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году.

  1. Учитель: Итак, урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Назовите тему сегодняшнего урока.

Ученик: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учитель: Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.

Ученик: Чтобы сложить две десятичные дроби, нужно:

Уравнять количество знаков после запятой

Записать дроби друг под другом

Выполнить сложение, как сложение натуральных чисел

Поставите запятую в ответе, под запятой в данных дробях

Записать ответ.

Учитель: Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.

Ученик: Чтобы сложить две десятичные дроби, нужно:

Уравнять количество знаков после запятой

Записать дроби друг под другом

Выполнить сложение, как сложение натуральных чисел

Поставите запятую в ответе, под запятой в данных дробях

Записать ответ.

Учитель: Вы хорошо усвоили материал. (слайд №12)

Записываем домашнее задание: учебник §32 выучить правило на странице 191, №1266, №1257.

Выставление оценок.

Урок окончен.



© 2010-2022