Рабочая программа по математике 6 класс

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ СОШ №5

________А.Р.Мустакимова ____________Г.Ф.Мустафина ___________В.Р.Файзиева

Протокол №____от______ Протокол №____от_________ Приказ №____от_________

Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год

Предмет: математика

Класс: 6в

Общее количество часов: 170

Количество часов в неделю: 5

Программа для общеобразовательных школ, гимназии, лицеев. Математика 5-11 классы. Составители Г.М.Кузнецова,

Н.Г.Миндюк, «Дрофа» Москва 2004г.

Учебник: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика 6», Москва «Мнемозина», 2011г.

Учитель: Биктанова Рита Альфитовна

Дюртюли 2015

Наименование видов работы

1 четверть (количество)

2 четверть (количество)

3 четверть (количество)

4 четверть (количество)

Контрольные работы

2

2

3

3

Темы

Вводная

«Положительные и отрицательные числа»


«Положительные и отрицательные числа»

«Координаты»


«Преобразование буквенных выражений»

«Преобразование буквенных выражений»

«Делимость натуральных чисел»

«Делимость натуральных чисел»

«Отношения и пропорции»

Итоговая





Пояснительная записка.

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназии, лицеев. Математика 5-11 классы. Составители Г.М.Кузнецова,

Н.Г.Миндюк, «Дрофа» Москва 2004г.;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»;

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 31.01.2012г. №169);

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

6. Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2015г. №118 « Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год»;

7. Положение о рабочих программах, утвержденное приказом МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2011г. №123;

8. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

Из федерального компонента на преподавания математики отводится 5 часов в неделю, всего 170 часа.

Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики призван решать следующие задачи:

- формирование логического и абстрактного мышления у школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  3. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования процессов и явлений;

  4. Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Формы контроля:

  1. Математические диктанты. В математических диктантах оцениваются не только знания ученика, но и умение его работать на слух и за ограниченное время. Оценки выставляются на усмотрение учителя и ученика.

  2. Тесты предложены двух видов: на установление истинности утверждений и на выбор правильного ответа. Первые проверяют умение пятиклассников обосновывать или опровергать утверждения. Такие тесты позволяют акцентировать внимание школьников на формулировках определений, свойств, законов и др. математических предложений, а также развивают точность, логичность и строгость их математической речи. На их выполнение отводится от 3 до 5 минут.

Тесты второго вида (с выбором ответа из трех или четырех вариантов) проверяют владение устными вычислительными приемами, усвоение материала каждого пункта, в той последовательности, в которой он там представлен. Тесты содержат по 10 вопросов, их можно предлагать целиком или частями, в зависимости от объема пройденного материала к моменту проведения. На выполнение каждого задания теста отводится около 1 минуты.

  1. Самостоятельные работы содержат от 4 до 6 заданий и рассчитаны примерно на 15-20 минут.

  2. Для итогового повторения составлены итоговые зачеты.

  3. Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа. В каждой работе по 5 заданий, первые три из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания более продвинутые по уровню сложности. На выполнение контрольной работы отводится 40-45 минут.



Содержание учебного курса


Повторение (5 ч).

Положительные и отрицательные числа. Координаты(68ч).

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Поворот, осевая и центральная симметрии. Координаты, координатная плоскость. Числовые промежутки.

Основная цель:

- выработать навыка чтения и записи отрицательных чисел;

- навыки по сравнению отрицательных чисел, положительных и отрицательных чисел;

- умение складывать, вычитать, умножать и делить положительные и отрицательные числа;

- арифметические действия с отрицательными числами;

- знакомство с понятием абсолютная величина числа;

- знакомство с геометрическими преобразованиями: поворотом, осевой и центральной симметриями;

- навыки по нахождению координат числа на координатной плоскости.

Преобразование буквенных выражений(37ч).

Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.

Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трёх различных этапов математического моделирования).

Решение двух основных задач на дроби.

Наглядные представления об окружности, круге, шаре, сфере.

Основная цель:

- отработка умений и навыков по упрощению алгебраических выражений (сложение и вычитание одночленов);

- умение раскрытия скобок;

- развитие навыков по решению уравнений переносом слагаемых из одной части уравнения в другую;

- знакомство учащихся с решением текстовых задач алгебраическим способом;

- навыки по решению двух типов задач на дроби;

- знакомство с геометрическими фигурами: окружность, круг, шар, сфера.

Делимость натуральных чисел(32ч).

Делители и кратные. Делимость произведения, суммы и разности чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

Основная цель:

- знакомство с понятиями делители и кратные;

- отработка умений и навыков по признакам делимости;

- умение раскладывать числа на простые множители;

- навыки по нахождению наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя.

Математика вокруг нас(29ч).

Отношения двух чисел. Пропорциональность величин. Решение задач с помощью пропорции. Первые представления о вероятности. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчёт вероятности события в простейших случаях.

Основная цель:

- знакомство с понятиями: отношение чисел, пропорциональность величин;

- умение решать задачи с помощью пропорций;

- знакомство с понятием «вероятность», с подсчётом вероятности;

- отработка умений и навыков по решению задач различного типа.

Повторение.(3ч).

Основная цель - обобщение и систематизация знаний тем курса математики за 6 класс с решением задач повышенной сложности; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.










Требования к уровню математической подготовки учащихся


- наличие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел; твёрдых навыков устных, письменных, инструментальных вычислений;

- овладение символическим языком алгебры, а также техникой тождественных преобразований простейших буквенных выражений, умение применять приобретённые навыки при решении задач;

- овладение приёмами решения линейных уравнений; применение полученных умений к решению задач; умение решать задачи выделением трёх этапов математического моделирования;

- овладение геометрическим языком и умение использовать его для описания предметов окружающего мира; наличие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений и измерений;

- наличие представлений о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах; умение составлять и решать пропорции;

- наличие представлений о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; умение применять правило произведения в простейших случаях; наличие представлений о подсчёте вероятности.

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

Числа и вычисления.

уметь

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное и др.;

- переходить от одной записи чисел к другой;

- сравнивать два числа;

- изображать числа точками на координатной прямой;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами;

- составлять и решать пропорции;

- решать основные задачи на дроби и проценты;

- применять признаки делимости чисел;

- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с пропорциями.

Выражения и их преобразования.

уметь

- составлять несложные буквенные выражения;

- осуществлять в выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

- использовать правило вычисления алгебраической суммы, выполнять упрощение выражений.

Уравнения.

уметь

- правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, речи учителя;

- решать линейные уравнения;

- решать текстовые задачи с помощью уравнений.

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.

уметь

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;

- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;

- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

- строить простейшие сечения;

- вычислять значения геометрических величин (длин, площадей, объёмов);

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения, преобразования симметрии;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей.

уметь

- решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;

- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения

ТСО, ИКТ, наглядность

Характеристика основных видов деятельности учащихся

По календарю

Фактически

Повторение (5 часов)

1-4

Повторение курса 5 класса

4

1,2,4,5.09


5

Вводная контрольная работа

1

7.09


Положительные и отрицательные числа. Координаты (63 часа)

6-10

Поворот и центральная симметрия

5

8,9,11,12,14.09

схемы

Ознакомление с понятиями поворот и центральная симметрия

11-14

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая

4

15,16,18,19.09

таблицы

Исследование понятий противоположных чисел, развитие умения находить противоположные числа

Изучение понятия координатная прямая и координаты точки на прямой

15-18

Модуль числа. Противоположные числа

4

21,22,23,25.09

таблицы

Изучения понятия модуля числа

19-22

Сравнение чисел

4

26,28,29,30.09

схемы

Углубление правил сравнения различного вида чисел

23-24

Параллельность прямых

2

2,3.10

схемы

Изучение понятия параллельность прямых, развитие навыков использования полученных знаний на практике

25

Контрольная работа по теме: «Положительные и отрицательные числа»

1

5.10

26-30

Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-»

5

6,7,9,10,12.10

схемы

Ознакомление с правилами числовых выражений, содержащих знаки «+», «-»

31-34

Алгебраическая сумма и ее свойства

4

13,14,16,17.10

таблицы

Изучение правил алгебраической суммы и ее свойств

35-37

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

3

19,20,21.10

таблицы

Ознакомление правил вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

38-40

Расстояние между точками координатной прямой

3

23,24,26.10

таблицы

Изучения понятия расстояния между точками координатной прямой

41-43

Осевая симметрия

3

27,28,30.10

таблицы

Ознакомление с понятием осевая симметрия

44-47

Числовые промежутки

4

6,7,9,10.11

таблицы

Ознакомление с понятием числовые промежутки

48

Контрольная работа по теме: «Положительные и отрицательные числа»

1

11.11

49-53

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

5

13,14,16,17,18.11

разд. материал

Изучение правил умножения и деления положительных и отрицательных чисел, формирование навыков умножения и деления чисел

54-55

Координаты

2

20,21.11

дид. материалы

Изучение понятия координаты

56-60

Координатная плоскость

5

23,24,25,27,28.11

разд. материал

Исследование понятия координатная плоскость, формирование умения строить координатную плоскость

61-64

Умножение и деление обыкновенных дробей

4

30.11,1,2,4.12

разд. материал

Исследование правил умножения и деления обыкновенных дробей

65-67

Правило умножения для комбинаторных задач

3

5,7,8.12

таблицы

Исследование правил умножения для комбинаторных задач

68

Контрольная работа по теме: «Координаты»

1

9.12

Преобразование буквенных выражений (37 часов)

69-72

Раскрытие скобок

4

11,12,14,15.12

разд. материалы

Ознакомление правил раскрытия скобок

73-78

Упрощение выражений

6

16,18,19,21

,22,23.12

схемы

Ознакомление с упрощением выражений

79-82

Решение уравнений

4

25,26,28,29.12

схемы

Закрепление умения решать уравнения различного уровня сложности

83-89

Решение задач на составление уравнений

7

15,16,18,19,20,

22,23.01

разд. материалы

Изучение сложности решения задач на составление уравнений

90

Контрольная работа по теме: «Преобразование буквенных выражений»

1

25.01



91-95

Две основные задачи на дроби

5

26,27,29,30.01,

1.02

таблицы

Изучение основных задач на дроби

96-98

Окружность. Длина окружности

3

2,3,5.02

разд. материалы

Исследование понятия окружности, длины окружности

99-101

Круг. Площадь круга

3

6,8,9.02

схемы

Исследование понятия круга, площади круга

102-104

Шар. Сфера

3

10,12,13.02

таблицы

Ознакомление с понятием шар, сфера

105


Контрольная работа по теме: «Преобразование буквенных выражений»

1










15.02

Делимость натуральных чисел (32 часа)

106-108

Делители и кратные

3

16,17,19.02

разд. материалы

Ознакомление с понятием делитель и кратное

109-112

Делимость произведения

4

20,22,24,26.02

схемы

Изучение понятия делимость произведения

113-116

Делимость суммы и разности чисел

4

27,29.02,1,2.03

таблицы

Исследование делимости суммы и разности чисел

117-120

Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25

4

4,5,7,9.03

схемы

Исследование признаков деления на 2, 5, 10, 4 и 25

121-124

Признаки делимости на 3 и 9

4

11,12,14,15.03

разд. материалы

Исследование признаков деления на 3 и 9

125

Контрольная работа по теме: «Делимость натуральных чисел»

1

16.03

126-130

Простые числа. Разложение числа на простые множители

5

18,19,21,22,

23.03

схемы

Изучение понятий простых чисел, развитие умения раскладывать на простые множители числа

131-133

Наибольший общий делитель


3

24.03,4,5.04

таблицы

Изучение понятия НОД, развитие умения использовать полученные знания на практике

134-136

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное

3

6,8,9.04

схемы

Изучения понятия НОК, развитие умения использовать полученные знания на практике

137

Контрольная работа по теме: «Делимость натуральных чисел»

1

11.04

Математика вокруг нас (29 часов)

138-141

Отношения двух чисел

4








12,13,15,16.04

разд. материалы

Ознакомление с понятием отношения, формирование навыков составления отношения

142-145

Диаграммы

4

18,19,20,22.04

разд. материал

Изучения понятия диаграммы

146-149

Пропорциональность величин

4

23,25,26,27.04

таблицы

Изучение понятия пропорции, формирование навыков составления пропорции и ее решения

150-154

Решение задач с помощью пропорций

5

29,30.04, 2,3,4.05

таблицы

Развитие умения решение задач с помощью пропорций

155

Контрольная работа по теме: «Отношения и пропорции»

1

6.05

156-162

Разные задачи

7

11,12,13,14,16,

17,18.05

схемы

Развитие умения решать разные задачи

163-164

Первое знакомство с понятием «вероятность»

2

23,24.05

учебник

Изучение с понятием «вероятность»

165-167

Первое знакомство с подсчетом вероятности

2

25,27.05

разд.материалы

Изучение правил подсчетов вероятности

Повторение (3 чача)

168

Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами

1

28.05

таблицы

Повторение действий с обыкновенными дробями и смешанными числами

169

Итоговая контрольная работа

1

30.05

170

Повторение и обобщение

1

31.05

разд. материал

Повторение и обобщение курса математики 6 класса



















Учебно-методическое обеспечение:


Основная литература.

  1. Учебник: Математика. 5, 6 класс. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович/ М. Мнемозина, 2013г.

  2. Тетрадь для контрольных работ, 2-х частях: Математика 5, 6 класс/ И.И. Зубарева/ М. Мнемозина ,2012г.

  3. Методическое пособие для учителя «Математика 5 - 6 класс» / И.И. Зубарева, А, Г. Мордкович/ М. Мнемозина, 2012г.

Дополнительная литература:

  1. Самостоятельные работы «Математика 5, 6 класс»/ И.И. Зубарева, М.С. Мальштейн, М.Н. Шанцева/ М. Мнемозина, 2012г.

  2. Блиц - опрос «Математика 5, 6», / Е.Е. Тульчинская/ М. Мнемозина, 2010

  3. Задачи по математике для 5-6 классов / И.В. Баранова, З.Г.Барчукова / СПб «Специальная литература»1997г.

  4. Самостоятельные и контрольные работы по математике 5 класс, 6 класс

/ А.П. Ершова, В.В. Голобородько /М. «Илекса», 2010

  1. 5 - 6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. / Ф.Ф. Лысенко / Ростов -на - Дону «Легион» 2012г.

Печатные пособия

  1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения

  2. Карточки с заданиями по математике

  3. Портреты выдающихся деятелей математики

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

  1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

  2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран


© 2010-2022