- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме Деление рациональных дробей
Урок по теме Деление рациональных дробей
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филимонова О.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок алгебры в 8-м классе по теме "Деление рациональных дробей".
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
-
Образовательные:
-
отработать приемы нахождения частного рациональных дробей;
-
через выполнение заданий нестандартной формы активизировать мыслительную деятельность учащихся;
-
обеспечить закрепление ранее усвоенного теоретического материала;
-
осуществить взаимоконтроль знаний учащихся;
-
Воспитательные:
-
воспитывать навыки учебного труда;
-
формировать ответственность за конечный результат;
-
поддерживать интерес к изучаемому предмету.
-
Развивающие:
-
развивать логическое мышление;
-
вырабатывать умение систематизировать и обобщать.
План урока:
-
Актуализация знаний учащихся
-
Фронтальная проверка теоретического материала по данной теме.
-
Устная вычислительная работа.
-
Математический диктант и взаимопроверка выполненного задания.
-
Историческая справка.
-
Физминутка.
-
Практическая часть
-
Выполнение заданий под контролем учителя.
-
Самостоятельная работа дифференцированная с самопроверкой.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
презентация (Приложение 1);
-
карточки с дополнительным заданием.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Сообщение темы урока, его цели. Слайд №1-2
Сегодня на уроке мы будем закреплять алгоритм нахождения частного рациональных дробей. Кроме того, будем продолжать отрабатывать навык нахождения произведения рациональных дробей.
-
Актуализация знаний учащихся
-
Перед устной работой 4 ученика получают задания для самостоятельной работы.
Карточка 1. Найдите значение выражения:
а) , если х = 0,6, y = -0,8;
б) , если х = 6;
в) , если 3 х - 4 y = 2.
Карточка 2. Расшифруй название красивейшего животного, которое живет в дальневосточной Уссурийской тайге. Этот зверь охотится на кабанов и оленей. А на него самого не охотится никто. Другие звери его боятся, а человек бережёт.
Ответ: тигр.
Карточка 3. Кто где живет? Чукчи живут на далекой Чукотке, которую они называют Чау-чу, что значит "богатая оленями". Чукчи живут в домике, вместо стенок у которого шесты, покрытые оленьими шкурами. Расшифруй название их жилища.
0,1
0,3
0,5
0,8
2
2,5
Ответ: яранга.
Карточка 4. Монголы-пастухи перегоняют по степи большие стада овец. Все лето кочуют в поисках пастбищ с густой сочной травой, чтобы овцы всегда были сыты. Разберут свой складной дом, погрузят на телегу, запрягут лошадей - поехали! Как же называется их складной дом?
0,1
0,2
0,3
0,4
Ответ: юрта.
-
Какие дроби называются рациональными?
-
В чем заключается основное свойство дроби?
-
Где применяется данное правило?
-
Сформулируйте правило умножения дробей.
-
Сформулируйте правило деления дробей.
-
Вычислите устно (задание записано на доске)
-
Как найти частное обыкновенных дробей?
-
Какие числа называются взаимно обратными?
-
Назовите для каждого из данных взаимно обратное.
-
Математический диктант: (Слайд № 3)
а) − Представьте в виде степени:
б) − Запишите выражение обратное данному:
в) − Сократите дробь:
г) − Разложите на множители:
ах + а; 2у2z + 4yx2; x2 - 6x + 9; 25y2 - z2
(После выполнения всех заданий учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и определяют количество набранных баллов.) (Слайд № 4)
Самоконтроль (проверка умения выполнять умножение рациональных дробей.)
1. − Выполните указанные действия. Найдите соответствующую вашему ответу - букву в таблице. Расшифровав пентаграмму, вы узнаете имя человека, чей папирус с решением задач на деление дробей дошел до нас.
(Учащиеся получают карточки с заданием.)
Х
А
С
М
Е
Д
И
АХМЕС (Слайд № 5)
-
Действия с дробями считались самой сложной наукой. Так египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида . Например, вместо они писали Единственным исключением была дробь Иногда это бывало удобно.
В папирусе Ахмеса есть задача: "Разделить 7 хлебов между 8 людьми". (Слайд № 6)
Если резать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов.
А по-египетски эта задача решалась так. Дробь записывали в виде долей: Значит, каждому человеку надо дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба - на 4 части и один хлеб - на 8 долей, после чего каждому даем его часть.
Но складывать такие дроби было неудобно. Ведь в оба слагаемых могут входить одинаковые доли, и тогда при сложении появится дробь вида А таких дробей египтяне не допускали. Поэтому папирус Ахмеса начинается с таблицы, в которой все дроби такого вида от до записаны в виде сумм долей. С помощью этой таблицы выполняли и деление чисел. Вот, например, как 5 делили на 21:
Как видите, достаточно громоздко. О делении же рациональных дробей не было и речи. А нам с вами предстоит освоить этот материал.
Физминутка.
-
Практическая часть
-
(За доской работают 2 ученика)
− Выполните действия:
1-й ученик:
2-й ученик:
-
Весь класс под руководством учителя выполняют
№1.
-
Самостоятельная работа дифференцированная: (ученик сам выбирает вариант по своему уровню знаний). Желтый цвет - 1 уровень, одно задание оценивается в 1 балл, голубой цвет - 2 уровень, одно задание - 1,5 балла, розовый 3 уровень - 2 балла.
Проверка: (каждый проверяет свою работу и ставит баллы)
1)111
1
Весь класс: выполните задания и каждую цифру ответа замените буквой, используя таблицу шифра.
2y(x - 2y)
3b
Р
Е
О
Н
В
(Если ученик справится с заданием, то он прочитает слово "верно".)
-
Подведение итогов урока.
− Как разделить дробь на дробь?
− Каков алгоритм этого действия?
-
Домашнее задание
П. 6 № 138 (а, б, в), 140.
10