Районный Интернет-конкурс «Первые шаги в математике»

Районный Интернет-конкурс «Первые шаги в математике» проводится в рамках реализации муниципальной программы «Одаренные дети» .В данной методической разработке представлен опыт организации и проведения районных Интернет-конкурсов по математике для учащихся 5-6 классов, дано обоснование актуальности проекта, указаны этапы реализации.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математический Интернет-конкурс - одна из эффективных форм реализации программы «Одаренные дети»

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», модернизация и инновационное развитие  единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Психологи утверждают, что явно одаренных детей всего 13% от общего числа детей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. Выявить скрытую одаренность всегда было трудной задачей, а в век глобальной компьютеризации, когда интересы детей сводятся к общению в социальных сетях, учителю нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок отвлекся от любимого занятия и захотел быть включенным в процесс обучения. Решающую роль в этом играет система работы с одаренными детьми. Соответственно, педагог, формируя ключевые компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, должен стремиться к созданию такой образовательной среды, которая сделает учебно-познавательный процесс значимым, интересным и востребованным детьми. Овладение знаниями может быть успешным только в том случае, если учитель сможет определить и раскрыть способности каждого ученика, пробудить интерес к изучаемому предмету. Для активизации познавательной деятельности школьников необходимо, чтобы детям была интересна не только учебная информация, но и процесс ее получения.

В связи с этим, одним из направлений инновационного развития российского образования является создание разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Для выявления и развития одаренных детей в Цимлянском районе разработан проект проведения районного математического конкурса для учащихся пятых и шестых классов общеобразовательных школах.

Обоснование актуальности проекта

Традиционно в районе проводятся математический бой для учащихся 5-8 классов, но участие в математическом бое в основном принимают ученики 7-8 классов. Для учащихся 9-11 классов проводится и математическая олимпиада, и Интернет-олимпиада по математике. То есть ученики 5-6 классов фактически не участвуют в районных мероприятиях по математике. Поэтому данный проект был разработан именно для этой категории учащихся. Участвует в конкурсе команда, как в математическом бое, а среди заданий есть задания, сформулированные как в Интернет-олимпиаде. Таким образом, участие в районном Интернет-конкурсе дает возможность пятиклассникам окунуться в мир математики, сделать первые шаги в решении целого класса нестандартных задач, увидеть их красоту, оценить свои знания и умения.

Районный Интернет-конкурс «Первые шаги в математике» проводится по инициативе учителя математики Маркиной О.Д. в рамках реализации муниципальной программы «Одаренные дети» и одобрен на заседании методического объединения учителей математики Цимлянского района.

Реализация проекта в 2012-2013 учебном году. Районный Интернет-конкурс - это заочный конкурс, состоящий из 5 этапов. Весь обмен информацией проходил по электронной почте. Для участия в конкурсе необходимо было пройти регистрацию, прислав заявку участника на электронную почту. Задания каждого этапа были высланы на электронную почту школы, команда которой зарегистрирована как участник конкурса. Вместе с заданиями к каждому этапу конкурса высылалась небольшая инструкция для учителя. Кроме того, указаны критерии оценки, максимальное количество баллов. Так как конкурс проводился на базе СОШ №2, в жюри вошли учителя школы. Результаты конкурса освещались на сайте sosh2ciml.ru/ СОШ №2 г. Цимлянска. В конкурсе приняли участие 8 команд учащихся 5-6 классов из 7 школ района. Первый этап конкурса - регистрация команд-участников. Второй этап - исторический. Участникам проекта предстояло познакомиться с историей возникновения единиц измерения, решить задачи с историческим содержанием, а также ответить на вопросы математической викторины. Итоговый продукт  текстовый документ. Третий этап - практический. Участникам проекта познакомились с понятием «живой масштаб», потрудились над геометрическими головоломками. Итоговый продукт - презентация. Четвертый этап - творческий. Участникам команд предлагалось сочинить математические сказки. Итоговый продукт  текстовый документ, оформленный в виде страниц сборника сказок.

Так как 5 класс - это новое знакомство для всех: и для учеников, и для учителя, регистрацию команд провели в конце первой четверти. Ноябрь, декабрь - время проведения самого конкурса. Увлечены работой были и ученики - участники конкурса, которые получили возможность проявить свои творчество, фантазию, узнать много нового и интересного, путешествуя по тропинкам математики, и учителя - руководители команд.

В 2013-2014 учебном году было решено продолжить работу над проектом и провести конкурс на базе двух школ района: МБОУ СОШ № 2 г. Цимлянска и МБОУ Саркеловская СОШ. К организации проведения конкурса (тема проекта 2013 «Математика вокруг нас») присоединилась учитель математики МБОУ Саркеловской СОШ Цимлянского района Афанасьева О.В.

На сайте МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска sosh2ciml.ru/ в разделе новости была опубликована статья о проведении конкурса. Задания каждого этапа, а после поведения итогов - и ответы к заданиям, и результаты были опубликованы на сайте школы в разделе Предметные олимпиады, конкурсы, соревнования, то есть в открытом доступе для всех желающих. Ребята могли не только в школе, но и дома выполнять задания, посмотреть итоги, узнать результаты. В конкурсе приняли участие 11 команд учащихся 5 классов из 8 школ района, и одна команда МБОУ Федосеевская СОШ (Заветинский район). Первый этап - регистрация участников. Второй этап - «Практическая математика». Задание тура представляют собой задачи, с которыми мы встречаемся в жизненной практике. Но их нет ни в одном учебнике по математике. Именно отсутствие задач в школьных учебниках требует некоторого знакомства с ними - ведь это задачи базового уровня ЕГЭ. На решение задач и отправку ответов отводилось 3 часа (с 12 до 15 часов 13 ноября). Третий этап - «Математическая шкатулка». Участникам проекта предстояло познакомиться с различными логическими задачами, потрудиться с геометрическими головоломками. Задания этапа готовила учитель математики Саркеловская СОШ Афанасьева Ольга Викторовна. Итоговый продукт - презентация. Четвертый этап - Тропинка «Литературная». Ребята отвечали на вопросы сказочной математической викторины, вспомнили пословицы, связанные с математикой, провели конкурс математических сочинений на тему «Математика вокруг нас» среди учеников класса, выбрали лучшую работу. Итоговый продукт - электронный сборник сочинений. Пятый этап - подведение итогов.

В 2015-2016 учебном году по инициативе МО конкурс проводился снова, уже в третий раз, в рабочей группе произошли изменения: добавились молодые, инициативные учителя - Костина Марина Игоревна (учитель математики Красноярской средней школы) и Чекалова Анна Валерьевна (учитель математики Новоцимлянской средней школы). Кроме заочных этапов, проходивших в уже традиционной форме, мы добавили очный этап, который проходил в форме командных соревнований по номинациям «5 класс», «6 класс», «5-6 классы». Очный этап конкурса проходил на базе МБОУ СОШ №2 г. Цимлянска на осенних каникулах. В организации и проведении очного этапа принимали активное участие обучающиеся 11 класса МБОУ СОШ №2 - члены школьного тьюторского клуба «Интеграл». Информация о проведении конкурса, задания каждого этапа, ответы к заданиям, и результаты были опубликованы на сайте школы sosh2ciml.ru/ в разделе Предметные олимпиады, конкурсы, соревнования.

В настоящее время проект развивается. В рамках районного методического объединения математики в 2015-2016 учебном году создана рабочая группа по организации районных математических олимпиад среди обучающихся 7-х классов, в работе которой используется и данный опыт.


© 2010-2022