Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поле математических чудес



Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике преподавателя ГБПОУ ВО «ВТППП» Шишловой Е.Н.



2014 год


Поле математических чудес.

Ведущий приветствует зрителей, болельщиков и приглашает игроков 1 тройки, представляя каждого.

Задание 1 тройке.

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечён,

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Великий математик древности, который погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!» [АРХИМЕД]

АРХИМЕД - греческий ученый в 287-212 гг. до н. э. в Сиракузах на о. Сицилия. Все его математические работы поражают, сочетанием оригинальной мысли, мастерской техникой вычислений и строгостью доказательств. Труды Архимеда поражают нас своим разнообразием. Математик и инженер, механик и астроном, практик и теоретик, он заложил первый камень в фундамент современной математической физики, он явился предшественником современного математического анализа. Архимед известен как создатель мощных катапульт, гигантских кранов, как защитник Сиракуз. Крылатой стала его фраза: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» Много легенд дошло до нас об Архимеде. Вот одно из них (Читает ученица, текст см. в приложении №1).

Музыкальная пауза.

Шуточные вопросы болельщикам:

  1. Гусь на одной ноге весит 4 кг. Сколько он весит на двух ногах?

  2. Двое мальчиков шли, три рубля нашли. За ними четверо идут, сколько они найдут?

  3. Стоял стол о четырех углах. Один отпилили. Сколько углов осталось?

  4. На что похожа половина яблока?

  5. Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух немцев, чем одного француза? (т.к. двое больше заплатят)

На сцену приглашается 2 игровая тройка.

Задание 2 тройке.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ними связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве и является условием правильного, ненаглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определение этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17в. Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в середине века, легко и быстро решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идет речь? [ПРОПОРЦИЯ]

Математическая пауза.

  1. Стихотворение «Треугольник с квадратом».

  2. Фокус «Лист Мебиуса» (см. Приложения №2 и №3)

На сцену приглашается 3 тройка.

Задание 3 тройке.

Труды этого математика были почти единственным руководством по геометрии в школе. Он самоотверженно любил науку и допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли другого, более краткого пути для познания этой науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил: «В математике нет царской дороги!» В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучавшаяся. Кто этот математик? [ЕВКЛИД]

ЕВКЛИД жил около 300 г. до н. э. До нас дошли сведения о нем как о человеке исключительно честном, тихом и скромном. Ему были чужды гордость и эгоизм. Славу Евклиду создали его «Начала». На протяжении многих столетий до 19 века геометрия изучалась по этим книгам Евклида. Стихотворение о Евклиде (читает ученица, см. Приложение №4)

Игра со зрителями.

Задание №1. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как могло это случиться?

Задание №2. Два десятка помножили на три десятка. Сколько получилось десятков? [60] Задание №3. Некто утверждает, что знает 4 целых числа, произведение и сумма которых нечетные числа. Не ошибается ли он? Если да, то как?

На сцену приглашаются финалисты.

Финальная игра.

Каждая область знаний физика, химия, биология, социология, лингвистика, геодезия и т.д., имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов.

Как называется «связь» в математике? Синонимы этого слова (термина): соответствие, отображение, преобразование, оператор.

[ФУНКЦИЯ]

Победителю предлагают супер игру. Пока победитель отдыхает пред супер игрой, проходит игра со зрителем.

Игра со зрителями.

  1. В Древней Греции «абак», в Древнем Китае - «суан-чан», в Японии - «сорабан». А в России? О каком приспособлении идет речь? [СЧЕТЫ]

  2. Эта игра перешла к нам от индусов или древних греков. Простота этой игра наводит на мысль, что она придумана еще в очень отдаленные времена, на первых ступенях цивилизации. Что касается названия, то существуют разногласия. О какой игре идет речь? [ДОМИНО]

Игра в домино разрешалась в католических монастырях и религиозных общинах. Но всякое дело там начиналось с восхваления «Имени Божия». И когда игрок выставлял первую фишку (кость), то произносил «бенедикамус Домино», т.е. «восхвалим Господа». Отсюда и получилось в сокращении «Домино».

Супер игра.

Как математики называют искусство решать уравнения? Это слово возникло после появления трактата «китаб аль-джебр валь - мука бала» хорезмского математика и астронома Мухаммеда бен Муса аль - Хорезми. [АЛГЕБРА]

Ведущий благодарит всех присутствующих, подводит итоги, награждает победителей.

«Мы сегодня узнали много интересного о математике как древней науке, с богатой и интересной историей, изобилующей интересными легендами, великими открытиями. В завершении вечера послушайте стихотворение, посвященное математике». (Читает ученица см. Приложение №5).



Приложение №1.

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Терона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались: корона!

Захотелось Терону

сделать новую корону

Золота отмерил строго,

Взял не мало и не много, -

Сколько нужно - в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Терону

ювелир 'принес

корону,

И царю узнать охота:

честно ль сделана

работа?

Вот корона, Архимед,

золотая или нет?

И задумался ученый:

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода,

Догадался он тогда,

И помчался он к Терону

Не обут и не одет?!.

Эврика! Раскрыл секрет!

Пусть весы сюда несут

и с водой большой сосуд...

На весы кладем корону и

теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой.

Мы теперь корону нашу

опускаем в эту чашу.

Терон смотри сюда-

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю,

А корону вынимаю.

В воду золото опустим...

Поднялось опять вода.

Метку ставлю я куда?

Ну, конечно же по краю.

Ничего не понимаю.

Лишь две черточки я вижу.

Эта выше, эта ниже.

Но какой же вывод главный?

Равный вес, объем - не равный!

Понимаешь Терон,

я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой:

Тело вытеснит...

Постой!

Говоришь: объем не равный?

Мастер мой мошенник явный!

За фальшивую корону он ответит

по закону!

А ты за разгадку получишь корон

Приложение №2

Жили были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший - квадратный, добродушный,

приятный.

Младший - треугольный, вечно не

довольный.

Стал расспрашивать квадрат:

Почему ты злишься брат? Тот кричит ему:

Смотри! Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три.

У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил:

Брат! Я же старше!

Я - квадрат! И сказал еще нежнее:

Неизвестно, кто важней

Но настала ночь и к брату,

Натыкаясь на столы,

младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Я приятных тебе желаю снов!

Спать ложился - был квадратом

А проснешься без углов.

Но на утро младший брат,

Страшной мести не рад.

Поглядел он - нет квадрата...

Онемел... Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь

У брата восемь новеньких углов!

Приложение №3.

Бумажную ленту перекручивают один раз и склеивают концы - Лист Мебиуса.

  1. показать, что это односторонняя поверхность (закрасить поверхность, не переворачивая ее).

  2. разрезать Лист Мебиуса.

Наука об односторонних поверхностях называется топология. На ней строится одна из теорий строения Вселенной.

Приложение №4.

Там где с морем сливается Нил,

В древнем жарком краю Пирамид.

Математик греческий жил -

Много знающий, мудрый Евклид.

Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал,

Написал он великий труд,

Эту книгу «Начала» зовут.

Чтоб попасть к нему в ученики

И постигнуть мудрость старика,

Морем плыли, шли издалека...

А вопросы были нелегки.

Что есть точка? - спрашивал

Евклид, Взглядом обводя своих гостей.

Точка - это то, в чем нет частей, -

Архелай кудрявый говорит.

Правильно ответил, молодец!

Улыбнулся ласково мудрец.

Ну, а в чем же линии секрет?

Есть длина, а ширины в ней нет!

Снова в точку!

Я б хотел узнать

Для чего ученым хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям не просты!

Я богатым стать хочу, как ты!

Я слыхал : наука - это клад!

Я уверен: ты, Евклид, богат!

Две монеты достает мудрец

И берет растерянный юнец.

- Все, ступай! - ученый говорит. -

Ты теперь богаче, чем Евклид.

Теплый ветер вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.

Кто поделит круг на пять гостей?

Архилок поднялся! - Я смогу!

Осветило солнце светлый лик.

Циркуль, сжав уверено в руке,

Круг он ловко делит на песке.

Головой кивнул ему старик:

Хорошо! Потом спросил Евклид:

А тебя к науке, что манит? -

Юношу погладил по плечу.

Знаменитым стать, как ты хочу

Слышу всюду: «Как умен Евклид!»

Значит, славу знание сулит!

Взял Евклид заточенный тростник,

Пишет на папирусе старик:

«Люди! Он умнее, чем Евклид»...

На, иди! Теперь ты знаменит!

Ну, а третий думает о чем?

Что-то чертит, чем-то увлечен.

Что ты чертишь?

Линии черчу.

Теорему доказать хочу,

Но другим путем, не как Евклид, -

Юноша упрямо говорит.

Слезы на глазах у старика:

Он нашел себе ученика.

Кто же ты? И слышал он в ответ:

- Я из Сиракуз .Я , Архимед!


Приложение №5. О математике.

Есть множество важных наук.

Но, что есть важней математики?

Она, как усердный паук,

Плетет сеть науки и практики.

Сплетает по нитке бионику,

Точками плетет сеть ботаники,

Плетет она электронику,

Плетет и стратегию с тактикой.

И шахматы с ней и фантастика,

Нейлон и другая пластика...

Есть математика в логике,

Есть в газе, в ударе ломика.

Всего вряд ли счесть;

Везде математика есть!

Даже, наверное, и сама,

Профессии свои считая,

Она просто сошла бы с ума

Конец тому счету, не зная!


© 2010-2022