- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 кл Погорелов
Рабочая программа по геометрии 9 кл Погорелов
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Купцова О.А. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рабочая программа по геометрии 9 класс
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей обучения геометрии в школе:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развитие интеллектуальных способностей, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности, ясности и точности мысли, критического мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Геометрия нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии, умение «читать» геометрический чертеж, подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
9 класс 2ч. 35 = 70ч
2. Цели и задачи.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала ставит перед учащимися следующие задачи:
-
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
-
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-
получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
-
усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
-
приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-
научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
-
овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
-
приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
9класс
-
усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;
-
познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;
-
расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
-
сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;
-
дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
-
обобщающее повторение.
3. Изменения, внесенные в примерную(типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование.
Авторская программа рассчитана на 68 ч. В связи с этим добавлены 2 часа на повторение учебного материала.
4. Содержание учебного предмета (курса).
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность
9 класс.
-
Подобие фигур(14ч).
-
Решение треугольников (9ч).
-
Многоугольники (15 ч).
-
Площади фигур (17ч).
-
Элементы стереометрии(7ч).
-
Обобщающий курс планиметрии (6ч).
В соответствии с методическими рекомендациями СКИРОПК и ПРО по геометрии:
9 класс:
Контрольная работа №1 по теме: «Подобие фигур».
Контрольная работа №2 по теме: «Решение треугольников».
Контрольная работа №3по теме: «Многоугольники».
Контрольная работа №4 по теме: «Площади простых фигур».
Контрольная работа №5по теме: «Площади фигур».
Кроме того проводится проверочная работа по теме: «Углы, вписанные в окружность».
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
Установлены в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения геометрии ученик должен:
в 9 классе
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для улов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описание реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрических формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
6. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учащихся:
-
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011
Литература для учителя:
-
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011
-
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - М.: Просвещение, 2006
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
-
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. - М.: Просвещение, 2006
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2002.
-
Ершова А.П.,Голобородько В.В, Ершова А.С. Математика. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра, геометрия 9 класс - М.: Илекса, 2005;
-
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. - М.: Просвещение, 2006
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2008.
-
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - М.: Просвещение
-
Панарина В.И. Геометрия. Экспресс - диагностика 7 класс. Москва 2012 "Национальное образование"
-
Панарина В.И. Геометрия. Экспресс - диагностика 9 класс. Москва 2013 "Национальное образование"
-
ВольфсонБ.И., Резников Л.И. К\Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9 Ростов-на Дону 2014 "Легион"
-
Балаян Э.Н. Геометрия. Лучшие задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА И ЕГЭ 7-11 классы. Ростов-на Дону 2015 "Феникс"
Технические средства обучения:
1.Персональный компьютер
2.Принтер
3. Интерактивная доска с программой
4. Документ - камера
Геометрия 9 класс
2ч в неделю, 70 ч в год.
№
раздела
Наименование раздела
программы, количество часов на раздел
Тема урока
Дата проведения урока по плану
Дата проведения урока фактически
Количество
часов
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
1
Подобие фигур, 16ч
Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.
1.09
3.09
2
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
определения преобразования подобия и его свойства, признаки подобия треугольников.
уметь :
решать задачи используя признаки подобия и пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
Контрольная работа
Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам.
8.09
10.09
2
Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.
15.09
17.09
2
Признак подобия треугольников по трем сторонам.
22.09
1
Подобие прямоугольных треугольников.
24.09
29.09
2
Контрольная работа №1 «Подобие треугольников»
1.10
1
Углы, вписанные в окружность.
6.10
8.10
2
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
13.10
15.10
20.10
3
Контрольная работа № 2 « Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности».
22.10
1
2
Решение треугольников, 9ч
Теорема косинусов
27.10
29.10
2
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
теоремы косинусов, синусов.
уметь:
применять соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами,
воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач;
Контрольная работа
Теорема синусов
10.11
1
Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами
12.11
17.11
2
Решение треугольников
19.11
24.11
26.11
3
Контрольная работа №3 «Решение треугольников»
1.12
1
3
Многоугольники, 17ч
Ломаная
3.12
1
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать:
определения выпуклого многоугольника,
правильного многоугольника,
формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей правильных многоугольников,
формулу длины окружности;
уметь:
строить некоторые правильные многоугольники,
решать задачи.
Контрольная работа
Выпуклые многоугольники.
8.12
1
Правильные многоугольники.
10.12
1
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников
15.12
17.12
22.12
3
Построение некоторых правильных многоугольников
24.12
1
Подобие правильных выпуклых многоугольников
12.01
14.01
19.01
3
Длина окружности
21.01
26.01
28.01
3
Радианная мера угла
2.02
4.02
9.02
3
Контрольная работа №4 «Решение треугольников»
11.02
1
4
Площади фигур, 20ч
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
16.02
18.02
25.02
3
В результате изучения данного раздела учащиеся должны:
знать основные свойства площади,
формулы площади прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции;
уметь применять в решении задач
формулы площади прямоугольника,
параллелограмма, треугольника, трапеции;
Контрольная работа
Площадь параллелограмма
1.03
3.03
10.03
3
Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника.
15.03
17.03
22.03
3
Площадь трапеции
24.03
29.03
31.03
3
Контрольная работа №5 «Площади фигур»
5.04
1
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
7.04
12.04
2
Площади подобных фигур
14.04
19.04
2
Площадь круга
21.04
26.04
2
Контрольная работа №3 «Площадь круга»
28.04
1
5
Итоговое повторение курса планиметрии, 8ч
Решение задач по теме « Решение треугольников»
3.05
5.05
2
Учащиеся должны:
уметь применять полученные знания при решении задач.
Контрольная работа
Решение задач по теме «Многоугольники»
10.05
12.05
2
Решение задач по теме «Площади фигур»
17.05
19.05
2
Итоговая контрольная работа
24.05
1
Решение задач
26.05
1