Рабочая программа по геометрии 9 кл Погорелов

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по геометрии 9 класс

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей обучения геометрии в школе:

- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- развитие интеллектуальных способностей, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности, ясности и точности мысли, критического мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Геометрия нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии, умение «читать» геометрический чертеж, подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

Одной из основных задач изучения геометрии является развитие логического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, физики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

9 класс 2ч. Рабочая программа по геометрии 9 кл Погорелов 35 = 70ч

2. Цели и задачи.

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Изучение программного материала ставит перед учащимися следующие задачи:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;

  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;

  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);

  • приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

9класс

  • усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;

  • познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;

  • расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.

  • сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;

  • дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

  • обобщающее повторение.

3. Изменения, внесенные в примерную(типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование.

Авторская программа рассчитана на 68 ч. В связи с этим добавлены 2 часа на повторение учебного материала.

4. Содержание учебного предмета (курса).

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность

9 класс.

  1. Подобие фигур(14ч).

  2. Решение треугольников (9ч).

  3. Многоугольники (15 ч).

  4. Площади фигур (17ч).

  5. Элементы стереометрии(7ч).

  6. Обобщающий курс планиметрии (6ч).

В соответствии с методическими рекомендациями СКИРОПК и ПРО по геометрии:

9 класс:

Контрольная работа №1 по теме: «Подобие фигур».

Контрольная работа №2 по теме: «Решение треугольников».

Контрольная работа №3по теме: «Многоугольники».

Контрольная работа №4 по теме: «Площади простых фигур».

Контрольная работа №5по теме: «Площади фигур».

Кроме того проводится проверочная работа по теме: «Углы, вписанные в окружность».

5. Требования к уровню подготовки учащихся.

Установлены в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения геометрии ученик должен:

в 9 классе

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для улов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описание реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрических формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

6. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Литература для учащихся:

  1. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011

Литература для учителя:


  1. Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2011

  2. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - М.: Просвещение, 2006

  3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.

  4. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. - М.: Просвещение, 2006

  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2002.

  6. Ершова А.П.,Голобородько В.В, Ершова А.С. Математика. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра, геометрия 9 класс - М.: Илекса, 2005;

  7. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. - М.: Просвещение, 2006

  8. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2008.

  9. Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. - М.: Просвещение

  10. Панарина В.И. Геометрия. Экспресс - диагностика 7 класс. Москва 2012 "Национальное образование"

  11. Панарина В.И. Геометрия. Экспресс - диагностика 9 класс. Москва 2013 "Национальное образование"

  12. ВольфсонБ.И., Резников Л.И. К\Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9 Ростов-на Дону 2014 "Легион"

  13. Балаян Э.Н. Геометрия. Лучшие задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА И ЕГЭ 7-11 классы. Ростов-на Дону 2015 "Феникс"

Технические средства обучения:

1.Персональный компьютер

2.Принтер

3. Интерактивная доска с программой

4. Документ - камера





Геометрия 9 класс

2ч в неделю, 70 ч в год.

раздела

Наименование раздела

программы, количество часов на раздел

Тема урока

Дата проведения урока по плану


Дата проведения урока фактически

Количество

часов

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля


1

Подобие фигур, 16ч

Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.

1.09

3.09

2

В результате изучения данного раздела учащиеся должны:

знать:

определения преобразования подобия и его свойства, признаки подобия треугольников.

уметь :

решать задачи используя признаки подобия и пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

Контрольная работа

Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам.

8.09

10.09

2

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

15.09

17.09

2

Признак подобия треугольников по трем сторонам.

22.09

1

Подобие прямоугольных треугольников.

24.09

29.09

2

Контрольная работа №1 «Подобие треугольников»

1.10

1

Углы, вписанные в окружность.

6.10

8.10

2

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

13.10

15.10

20.10

3

Контрольная работа № 2 « Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности».

22.10

1

2

Решение треугольников, 9ч

Теорема косинусов

27.10

29.10

2

В результате изучения данного раздела учащиеся должны:

знать:

теоремы косинусов, синусов.

уметь:

применять соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами,

воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач;

Контрольная работа

Теорема синусов

10.11

1

Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами

12.11

17.11

2

Решение треугольников

19.11

24.11

26.11

3

Контрольная работа №3 «Решение треугольников»

1.12

1

3

Многоугольники, 17ч

Ломаная

3.12

1

В результате изучения данного раздела учащиеся должны:

знать:

определения выпуклого многоугольника,

правильного многоугольника,

формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей правильных многоугольников,

формулу длины окружности;

уметь:

строить некоторые правильные многоугольники,

решать задачи.

Контрольная работа

Выпуклые многоугольники.

8.12

1

Правильные многоугольники.

10.12

1

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников

15.12

17.12

22.12

3

Построение некоторых правильных многоугольников

24.12

1

Подобие правильных выпуклых многоугольников

12.01

14.01

19.01


3

Длина окружности

21.01

26.01

28.01


3

Радианная мера угла

2.02

4.02

9.02


3

Контрольная работа №4 «Решение треугольников»

11.02


1

4

Площади фигур, 20ч

Понятие площади. Площадь прямоугольника.

16.02

18.02

25.02


3



В результате изучения данного раздела учащиеся должны:

знать основные свойства площади,

формулы площади прямоугольника,

параллелограмма, треугольника, трапеции;

уметь применять в решении задач

формулы площади прямоугольника,

параллелограмма, треугольника, трапеции;

Контрольная работа

Площадь параллелограмма

1.03

3.03

10.03


3

Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника.

15.03

17.03

22.03


3

Площадь трапеции

24.03

29.03

31.03


3

Контрольная работа №5 «Площади фигур»

5.04


1

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

7.04

12.04


2

Площади подобных фигур

14.04

19.04


2

Площадь круга

21.04

26.04


2

Контрольная работа №3 «Площадь круга»

28.04


1

5

Итоговое повторение курса планиметрии, 8ч

Решение задач по теме « Решение треугольников»

3.05

5.05


2

Учащиеся должны:

уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа

Решение задач по теме «Многоугольники»

10.05

12.05


2

Решение задач по теме «Площади фигур»

17.05
19.05


2

Итоговая контрольная работа

24.05


1

Решение задач

26.05


1






© 2010-2022