- Преподавателю
- Математика
- Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бускина Е.Г. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация
Учебно-исследовательской деятельности учащихся по математике.
Бускина Е.Г.
МОУ «Гимназия №6» им.академика А.Н.Крылова, г.Алатырь.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. В результате исследовательской работы усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.
Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по математике.
Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности. Изучив разные точки зрения по вопросу об исследовательской деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы:
-
Главная цель учебного исследования - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивизации учебной деятельности и активизации личной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющейся новыми и лично значимыми для конкретного учащегося).
-
Каждый учащийся за время обучения в школе может и должен приобрести хотя бы скромный опыт в выполнении исследовательских заданий.
-
При выполнении исследовательских работ решаются следующие задачи:
- прививается навык работы учеников с дополнительной литературой;
- вырабатываются навыки, присущие исследовательской деятельности;
- самоутверждение ученика в ученическом коллективе;
- показ учащимся значимости творчества в различных предметных областях.
Подготовка учащихся к исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательскую работу можно начинать с 5-ого класса, а отдельные её элементы и раньше, используя такие формы, как наблюдения, подготовка реферативных и учебно-исследовательских сообщений, докладов, краткие сообщения на уроках («пятиминутки»), исторические экскурсы, практическое применение изучаемых вопросов, самостоятельные разработки и изготовление таблиц, составление задач.
Так, например, в 5-ом классе, в ходе изучения новых тем, я выборочно провожу занятия по развитию навыков самостоятельной работы с математическим текстом, так как считаю это неотъемлемой частью исследовательской деятельности. Кроме того, применяю такой вид домашних заданий, как выполнение небольших творческих работ по определенным темам: составить задачу или придумать сказку.
Таким образом, в 5-7 классах необходимо совершенствовать умения и навыки элементарного анализа, учить проникать в сущность явлений при анализе различий учебной информации, целенаправленно формировать умения и навыки работы с различными источниками информации.
С учениками 8-9 классов можно заниматься такими формами исследовательской деятельности как: 1) реферативная работа; 2) творческая работа; 2) учебно-исследовательские сообщения; 3) исторический экскурс;
4) поиск материала в интернете.
Целью такой работы будет являться целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников, в том числе формирование специальных исследовательских умений и навыков.
Для учеников старших классов необходимо:
- развитие мотивации достижения в обучении через исследовательскую деятельность;
- помочь подросткам увидеть значимость образовательного результата;
- обеспечить отслеживание индивидуального прогресса;
- продемонстрировать его способность практически применять приобретенные знания и умения;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Этих целей можно достичь через: 1) подготовку докладов и сообщений;
2) работу с научной литературой; 3) поиск материала в интернете; 4) разработку схем; 5) решение исследовательских задач; 6) создание опорных таблиц;
7) разработку печатных пособий; 8) создание мультимедиапрезентаций.
Исследовательские работы - довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Мною разработана программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9-х классов «Исследовательская деятельность учащихся». Элективный курс посещают учащиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской деятельностью и увлекающиеся математикой. На занятиях раскрывается алгоритм проведения исследования, дается отличие учебного исследования и творческой работы от реферата. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Они учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме. Каждое занятие состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных на занятиях при выполнении конкретной исследовательской работы.
Формы исследовательской деятельности учащихся 9-11 классов.
I. Реферативная деятельность.
Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, он не содержит развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат может рассматриваться как один из этапов исследовательской работы, но, ни в коем случае, не заменитель.
Цель реферативной деятельности: выработать навыки работы учащихся с различными источниками информации, в т.ч. и с Интернет.
К ней относятся:
-
Подготовка рефератов по темам школьного курса с целью расширения кругозора.
-
Подготовка рефератов о деятельности математиков.
-
Подготовка рефератов к математическим чтениям.
-
Исследовательская деятельность.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Цель учебных исследований состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые для них знания и способы деятельности, углубить и систематизировать их.
К учебным исследованиям относятся:
-
Ученические исследовательские работы.
-
Печатные пособия по курсу математики 9-11классов.
-
Поисковые работы (по истории математики).
-
Проблемно-реферативные работы учащихся.
-
Урок-исследование.
Цель: формирование познавательного интереса учащихся к различным аспектам математической деятельности через решение задач-исследований.
Исследовательская работа с учащимися на уроках математики.
В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.
1) Pазвитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и исследовательской деятельности в кабинете математики.
Творческие работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, сказки, сообщения по истории математики, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.
Творческие самостоятельные работы стало легче проводить с помощью компьютера и образовательных ресурсов Интернет. Дети выполняют проекты и презентации на различные темы, всесторонне изучая эту тему и различные точки зрения на неё. Дети самостоятельно ищут новые способы доказательства, например теоремы Пифагора, другие нестандартные способы решения алгебраических и тригонометрических уравнений и неравенств , представляя эти способы на этапах урока, посвящённых истории понятия или разнообразию способов доказательства или решения.
2) Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.
В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок - путешествие, урок - соревнование, урок-вернисаж, урок - семинар и т.д. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: справочников, энциклопедий, Интернет - сайтов. При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления. Такие уроки очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных способов решения задач, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, в 10 классе провожу повторительно-обобщающий семинар при изучении темы «Тригонометрические уравнения», на подготовку к семинару отводится неделя. Учащиеся выбирают себе вопрос и готовят выступление, используя учебник, дополнительную литературу, Интернет, консультацию учителя.
Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся.
Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются устойчивый интерес к математике, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.
3) Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках.
Исследовательская работа на уроке - одна из форм постановки и решения проблемной задачи. Одним из примеров такого урока может являться «Урок одной задачи».
Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к предмету;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении;
- формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
- дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
- способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
- требует большой затраты сил и времени участников исследования;
- как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
- как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
- не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.
Литература
1. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.
2. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
3. Газета " Математика 13,2008г.,№15 2008г. Издательский дом " Первое сентября". festival.1september.ru/articles/581619/
4. Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников festival.1september.ru/articles/569355/
5. Муравин Г.К. Исследовательская работа в школьном курсе алгебры. «Математика в школе» №1,1990 г.
6. Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. «Математика в школе» №5, 1999г.
7. Исследовательская деятельность учащихся. Составитель Николаева Н.Ю. Северодвинск, ДЮЦ,2004 г.
8. Арцев М.Н. «Учебно-исследовательская работа учащихся» (Методические рекомендации для учащихся и педагогов). Научно-практический журнал «Завуч» №6, 2005 г.
9. Масленникова А.В. «Материалы для проведения спецкурса "Основы исследовательской
деятельности учащихся"» Журнал «Практика административной работы в школе» №5, 2004 г
6