- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта урока по математике Площадь
Технологическая карта урока по математике Площадь
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пелеганчук И.Г. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема и номер урока
в теме "Площадь. Формула площади прямоугольника" (первый урок из трёх).
Базовый учебник Виленкин Н.Я. , Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика:
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкин и др. 16-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 20012
Тип урока урок усвоения новых знаний
Цель урока: сформировать понятие площади и формулы вычисления площади прямоугольника .
Задачи: формирование универсальных учебных действий.
-
Познавательные: использовать определения следующих понятий: "площадь прямоугольника", "площадь квадрата", вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, вычислять площади квадрата и прямоугольника по формулам. Решать задачи, используя свойства площадей.
-
Регулятивные: совершенствовать вычислительные и графические навыки, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание.
-
Личностные: развивать умение слушать, рассуждать, объяснять ход решения, развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, воспитывать ответственность и аккуратность.
-
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах и строить продуктивные взаимодействия.
Планируемые результаты : учащиеся должны научиться решать задачи на нахождение периметра многоугольника, площадей квадрата и прямоугольника, выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения, строить логическую цепочку рассуждений, изображать равные фигуры.
Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебник по математике, карточки, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, двойные листочки с копиркой, опорный конспект, плакат с "яблоней ожиданий", яблоки трёх цветов для каждого ученика, клеящий карандаш.
Структура и ход урока:
Технологическая карта урока математики в 5 классе.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Организационный этап (2 мин). Задачи: подготовить учащихся к работе на уроке.
Учитель приветствует учащихся:
-Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки,
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Проверяет их готовность к уроку.
Учитель знакомит учеников с планом урока:
-Сегодня на уроке мы проверим правильность выполнения вашей домашней работы, поработаем устно, повторим определение периметра многоугольника, акцентируем наше внимание на понятии площади и вычислении площадей, решим задачи и выполним самостоятельную работу.
(Слайд № 2)
Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Ученики слушают, знакомятся с планом урока, демонстрируют полную готовность.
личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.
регулятивные: прогнозирование своей деятельности.
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
2. Проверка домашнего задания (3 мин). Задачи: установить правильность и сознательность усвоения, устранить недостатки.
Проверка домашнего задания.
-Проверим домашнее задание, откройте тетради.
Работаем в парах, проверяем правильность дом. задания друг у друга, обсуждаем и разъясняем непонятные моменты. По сложным, спорным вопросам обращаемся за консультацией к учителю.
Открывают тетради.
Работают в парах, помогают друг другу, устраняют недочёты, исправляют ошибки, ликвидируют пробелы в знаниях, анализируют причины допущенных ошибок.
личностные: самооценка правильности выполнения домашнего задания.
регулятивные: корректируют, анализируют, осуществляют самоконтроль.
познавательные: анализируют результаты
коммуникативные: внимательно выслушивают разные точки зрения, сотрудничество.
3.Проверка знаний. (5мин) Задачи: проверка знаний, умений, доказательных рассуждений.
-Без хороших вычислительных навыков невозможно быть успешным на уроках математики. Давайте начнём урок с математической разминки и заодно повторим известные нам формулы.
Работаем устно.
Математическая разминка.
1.Учитель задаёт устные вопросы, показывает Слайд №3.
-Какая из фигур лишняя?
-Почему?
-Как найти периметр многоугольника?
-Для какой фигуры Р=(а+б)*2,
-Для какой Р=4а ?
2.Устно вычислите, показывает Слайд №4.
-Вычислите Р прямоугольника, если его стороны равны 16 см и 8 см.
-Вычислите Р квадрата, если его сторона равна 12 дм.
-Вычислите Р треугольника, если его стороны равны 8 см, 15 см и 25 см.
Настраиваются на устную работу. Активизируют своё внимание.
Решают примеры устного счёта, участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на вопросы:
-круг
-т.к все остальные являются многоугольниками
-для прямоугольника
-для квадрата
Отвечают на вопросы, обобщают и систематизируют свои знания по теме "Периметр".
48 см
48 дм
48 см
личностные: смыслообразование
регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, постановка цели учебной задачи, синтез
познавательные: поиск и выделение необходимой информации для решения задач
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
4. Подготовка к усвоению нового учебного материала (5 мин). Задачи: организация познавательной деятельности учащихся.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд,
показывает Слайд №5
Учитель выслушивает разные варианты ответов и корректирует их.
А теперь посмотрим что у нас получилось.
Правильное заполнение кроссворда демонстрирует в слайде №6.
Акцентирует внимание на ключевом слове кроссворда и помогает учащимся сформулировать тему урока. (Слайд №1)
Ученики разгадывают кроссворд, общаются, обсуждают ответы своих товарищей.
Проверяют правильность заполнения кроссворда по
слайду №6.
Определяют ключевое слово: "Площадь", коллективно пытаются сформулировать тему урока.
личностные: самоопределение
регулятивные: контроль и коррекция
познавательные: поиск и выделение необходимой информации
коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении
5. Этап усвоения новых знаний (10 мин). Задачи: дать представление учащимся о новой информации, добиться усвоения новой информации на осознанном уровне.
Учитель записывает тему урока на доске, объявляет цели урока и планируемые результаты, которых должны достичь учащиеся.
Организует учащихся на формулирование цели урока и результатов, которых необходимо достичь каждому ученику.
Объясняет новый материал:
1. Как вы понимаете слово площадь? (проблемная ситуация)
В обычной жизни площадью мы называем большое, открытое пространство на улице, покрытое асфальтом. Но, оказывается, что площадь можно найти и у крышки стола, и у тетради, и у учебника, и у пола в классе, и у земельного участка.
Немного из истории: мы очень часто говорим о практическом применении математических знаний в жизни человека. Необходимость заставила человека уже в древности измерять не только длину, расстояние, но и площадь.
Для измерения площади у русского народа были свои особые мерки: копна, выть, соха, обжа, коробья, верёвка, жеребья. Но основными стали "десятина" и "четь".
Десятиной называли поверхность квадрата со стороной 50 саженей. Хозяйственная десятина-поверхность прямоугольника со сторонами 40 и 80 саженей. Казенная десятина- поверхность прямоугольника со сторонами 30 и 80 саженей.
Сейчас мы не используем этих мер площади. От древних землемеров нам досталось только само слово "площадь".
2. У любой фигуры можно найти площадь?
Чтобы найти площадь какой-нибудь фигуры, нужно выбрать единицу измерения площади. За единицу измерения площади берут квадрат со стороной, равной единичному отрезку. Квадрат со стороной 1 см имеет площадь равную 1 (Слайд № 7)
- Определите площадь фигуры на слайде.
- Всегда ли это удобно и возможно для вычисления площадей разбивать фигуры на клетки 1 см *1 см?
- Как найти площадь прямоугольника, не разбивая его на квадратные см? (создаёт проблемную ситуацию)
- Какие измерения необходимо выполнить для нахождения площади прямоугольника?
Давайте длину обозначим буквой а, а ширину - b, тогда можно записать формулу S= а*b, посмотрите на слайд №8.
3. Учитель вводит понятие равных фигур, показывает слайд №9.
Формулирует свойства площадей, слайд №10.
Учитель проводит физминутку, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись
Сели, встали, сели, встали
И немного побежали
Записывают тему урока в тетрадь, формулируют цель урока: научиться находить площадь прямоугольника.
обсуждают, высказывают своё мнение
Знакомятся с историческим материалом
слушают и
знакомятся с понятием 1 кв. см по слайду№7.
Вычисляют площадь по количеству квадратов, S=12кв.см
Нет.
Площадь прямоугольника можно найти умножив длину на ширину.
Необходимо измерить длину и ширину прямоугольника.
Записывают формулу площади прямоугольника в тетрадь:
S=a*b, запоминают её.
Слушают, смотрят на слайд №9 и запоминают определение равных фигур, наблюдают процесс наложения фигур на слайде.
Записывают свойства в тетрадь:
1) Площади равных фигур равны;
2) = +;
3) =, запоминают.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
личностные: самоопределение
регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование
познавательные: выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов
коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблем, умение слушать
6. Этап проверки понимания (15мин). Задачи: установить уровень усвоения и устранить пробелы в понимании.
1. Учитель предлагает устно решить задачи. (Слайд №11)
2. Решите задачу. Длина прямоугольника 24 см, а его ширина в 3 раза меньше. Найдите площадь прямоугольника.
- можно ли сразу ответить на вопрос?
- каких данных не хватает?
- что сказано о ширине?
- можно ли теперь ответить на вопрос задачи?
3. Мы решили задачу для прямоугольника у которого длина 24 см, а ширина 8 см.
Разобьем прямоугольник на два равных треугольника.
- как можно найти площадь треугольника?
4см4. Теперь решим более сложную задачу.
-Найдите площадь фигуры по готовому чертежу.
6
3- Знаем ли мы формулу для вычисления площади такой фигуры?
7- Можно ли решить эту задачу, используя известные формулы? (проблема)
Мы рассмотрели решение нескольких видов задач, теперь решите самостоятельную работу на оценку. Критерий оценок перед вами.
"5"-5зад., "4"-4зад., "3"-3зад., "2"-2зад.
Самостоятельную работу в виде теста учащиеся выполняют на двойном листке с копировкой внутри в течение 5 минут.
Вариант 1
1. Квадратный сантиметр - это:
а) площадь квадрата со стороной 1 см;
б) квадрат со стороной 1 см;
в) квадрат с периметром 1 см.
2. Площадь прямоугольника определяется по формуле:
а) S = a2; б) S = a • b; в) S = 2 • (a+b).
Площадь квадрата со стороной 7 см равна:
а) 59 см2; б) 28 см2; в) 49 см2.
4. Площадь фигуры, изображённой на рисунке равна:
а) 46 см2;
б) 18 см2;
в) 72 см2.
5. Периметр квадрата равен 64 см. Площадь его равна:
а) 128 см2; б) 64 см2; в) 256 см2.
Вариант 2
1. Квадратный сантиметр - это:
а) площадь квадрата со стороной 1 см;
б) квадрат со стороной 1 см;
в) квадрат с периметром 1 см.
2. Площадь квадрата определяется по формуле:
а) S = a2; б) S = a • b; в) S = 2 • (a+b).
3. Площадь прямоугольника, длина которого равна
7 см, а ширина - 8 см равна:
а) 49 см2; б) 30 см2; в) 56 см2.
4. Площадь прямоугольника ABCD = 18 см2, а площадь каждого треугольника равна:
а) 2 см2;
б) 36 см2;
в) 9 см2.
5. Периметр квадрата равен 48 см. Площадь его равна:
а) 48 см2; б) 144 см2; в) 576 см2.
Учитель собирает работы и показывает на слайде ключи правильных ответов.
Проверьте по ключу ответов правильность выполнения теста, по критерию оценок- оцените себя.
Ответы к тесту
1 вариант
№ задания
1
2
3
4
5
Ответ
а
б
в
б
в
2 вариант
№ задания
1
2
3
4
5
Ответ
а
а
в
в
б
Используя знания формул устно решают задачи.
S=820 кв.дм.
а=8 см
b=20 мм
-нет, нельзя
-неизвестна ширина
ширина в 3 раза меньше
да, S=192 кв.см
найденную площадь разделить на 2
проблема, коллективное обсуждение
-нет, не знаем
да, если разбить фигуру на два прямоугольника, вычислить их площади и по свойству площадей сложить
выслушивают инструктаж, уточняют критерии оценок.
выполняют самостоятельную работу
Сдают работу, а копию оставляют себе для проверки правильности выполнения, анализируют, выявляют ошибки, их причины, делают выводы, оценивают свои результаты
личностные: самоопределение, смыслообразование,
регулятивные: планирование своей деятельности для решения задач;
познавательные: рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
7. Закрепление(3мин). Задачи: закрепить в памяти.
Учитель вывешивает опорный конспект, просит рассказать друг другу теоретический материал урока (работа в парах).
работают в парах, рассказывают и помогают друг другу.
личностные: жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация
регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция;
познавательные: анализ и синтез
коммуникативные: участие в обсуждении
8. Рефлексия. Домашнее задание(2мин). Задачи: организовать самооценку достижения целей, разъяснить методы решения и цель домашнего задания.
Учитель спрашивает:
-Какую тему урока мы сегодня изучали?
-Какие цели ставили перед собой?
-Достигли ли мы этих целей?
На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи, поэтому дома прочитайте п.18 и выполните №737, №739, по копиям своих работ проанализируйте ошибки, а ещё я вам предлагаю (по желанию) измерить площадь вашей квартиры.
Попробуйте оценить свою работу на уроке, у вас на столах три яблока, а на доске "яблоня ожиданий". Пусть каждый наклеит на нашу яблоньку:
красное яблоко - если усвоил материал полностью, готов применять;
жёлтое яблоко - если усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;
зелёное яблоко - если ничего не усвоил.
Спасибо за урок!
формулируют тему и цели урока, анализируют свою деятельность
записывают в дневник домашнее задание.
выполняют самооценку
личностные: нравственно-этическая ориентация, смыслообразование
регулятивные: оценка своей деятельности, саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
коммуникативные: управление поведением, контроль, коррекция, контроль