- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике (алгебре) 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике (алгебре) 10 класс (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пальчевская Т.А. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено»
На заседании МС
Протокол № ___
от«__»________2014г.
«Рассмотрено»
На заседании ПС
Протокол № ___
от«__»________2014г.
«Утверждаю»
Руководитель МБОУ СОШ № 1 с.Троицкое
________/Смирнова М.В./
Приказ№___ от «__»____ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя математики
Пальчевской Татьяны Александровны
по математике (алгебре)для 10 класса (базовый уровень)
2014 - 2015 учебный год
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике (алгебре) для обучающихся10 общеобразовательного класса МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Примерной программы математике среднего (полного) общего образования, авторской программы С.М. Никольского и др. (М.;Просвещение 2010 г.), Положением МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебного курсов, предметов, дисциплин (модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Потапов, М.К., Шепелева Ю.В.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы связан с тем, что данная программа подходит к учебнику Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский [и др.]. - М.: Просвещение, 2008. - (МГУ - школе).
Цель рабочей программы - создание условий для планирования организации и управления образовательным процессом по математике (алгебра).
Согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Троицкое на 2014-2015 учебный год в 10 классе (базовый уровень) на алгебру отводится 2,5 часа в неделю. В 2014-2015 учебном году в 10 классе (базовый уровень) 35 учебных недель, таким образом, планируется проведение 88 часов.Предусмотрено 6 тематических контрольных работ: "Действительные числа. Рациональные уравнения и неравенства", "Кореньстепени n"."Степень положительного числа", "Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства", "Синус и косинус угла. Тангенс и котангенс угла", "Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента". И одна итоговая контрольная работа. Планируется проведение 11 самостоятельных работ и 4 проверочных работы.
Виды контроля: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Формами организации образовательного процессаявляются традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, самостоятельная работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах, игровая форма урока.
Технологии обучения: информационные технологии, метод проектов, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-
готовность к самообразованию;
-
готовность к использованию информационных ресурсов;
-
готовность к социальному взаимодействию;
-
коммуникативная компетентность.
При реализации рабочей программы достигаются цели:
-формируются представления об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки;
- обучающиеся овладевают математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;
- развиваются логическое мышление, алгоритмическая культура, математическое мышление и интуиция, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании учебно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение математических знаний и умений;
-
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
-
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
В результате изучении математики на базовом уровне ученик должен
Знать / понимать:
● значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
● значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;историю развития понятия числа, универсальный характер закона логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
● вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
● выполнятьарифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
● проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
● использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и простейшим вычислительным устройствам;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь:
● определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
●строить графики изученных функций;
● описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
● решать уравнения;
● использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь:
● решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;
● составлять уравнения и неравенства по условия задачи;
● использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
● использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ
уметь:
● решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
● вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
● использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, и информации статистического характера.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
-
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
-
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
-
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Требования к подготовке учащихся по алгебре в 10 классе в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
В 10 классе хорошо просматриваются межпредметные связи с уроками геометрии, физики, химии, биологии, географии, практическое распространение теоретического материала на другие области наук. При работе широко используются: физика - «Действительные числа», «Степенная функция», химия - «Действительные числа», биология - « Действительные числа», «Показательная функция».
1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
-
Действительные числа(7 часов).
Понятие действительного числа. Множества чисел. Метод математической индукции. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Основная цель - систематизировать известные и изучить новые сведения о действительных числах; овладеть методом математической индукции и научиться применять его при решении задач.
-
Рациональные уравнения и неравенства(12 часов).
Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степени. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие неравенства. Системы рациональных неравенств.
Основная цель - сформировать умения решать рациональные уравнения и неравенства.
3. Корень степени n (6 часов).
Понятие функции и ее график. Функция . Понятие корня степени n. Корни четной и нечетной степени. Арифметический корень. Свойства корней степени n.
Основная цель -освоить понятия корня степени n и арифметического корня; выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни степени n.
4. Степень положительного числа (8 часов).
Степень с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Понятие предела последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Число е. степень с иррациональным показателем. Показательная функция.
Основная цель -усвоить понятия рациональной и иррациональной степеней положительного числа и показательной функции.
5. Логарифмы(5 часов).
Понятие логарифмы. Свойства логарифмов. Логарифмическая функция.
Основная цель -освоить понятия логарифма и логарифмической функции, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие логарифмы.
6. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства(7 часов).
Простейшие показательные уравнения. Простейшие логарифмические уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Простейшие показательные неравенства. Простейшие логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного.
Основная цель -сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
7. Синус и косинус угла (7 часов).
Понятие угла. Радианная мера угла. Определение синуса и косинуса. Основные формулы для синуса и косинуса. Арксинус. Арккосинус.
Основная цель -освоить понятия синуса и косинуса произвольного угла, изучить свойства функций угла: sin α и cos α.
8. Тангенс и котангенс(4 часов).
Тангенс, котангенс произвольного угла. Основное тригонометрические тождества. Формулы приведения. Арктангенс. Арккотангенс.
Основная цель -освоить понятия тангенса и котангенса произвольного угла, изучить свойства функций угла: tg α и ctg α.
9. Формулы сложения (7 часов).
Косинус разности и косинус суммы двух углов. Формулы для дополнительных углов. Синус суммы и синус разности двух углов сумма и разность синусов и косинусов. Формулы двойных и половинных углов. Произведение синусов и косинусов. Формулы для тангенсов.
Основная цель - освоить формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, выработать умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с использованием выведенных формул.
10. Тригонометрические функции числового аргумента (5 часов).
Функция . Функция . Функция . Функция .
Основная цель -изучить свойства основных тригонометрических функций и их графиков.
11. Тригонометрические уравнения и неравенства (6 часов).
Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения. Введение вспомогательного угла.
Основная цель - сформировать умение решать тригонометрические уравнения и неравенства.
12. Вероятность событий (4 часа).
Понятие вероятности. Свойства вероятностей событий.
Основная цель - овладеть классическим понятием вероятности события, изучить его свойства и научиться применять их при решении несложных задач.
13. Повторение (10 часов).
Повторение курса алгебры и начал анализа за 10 класс.
Основная цель -обобщить изученный материал по функциональным линиям.
-
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
поалгебре
предмет
Количество часов
Всего 88 часов; в неделю 2,5 часа.
Планирование составлено на основепрограммы общеобразовательного учреждения по математике, составитель Т.А. Бурмистрова, М.: - Просвещение, 2010.
Программа(название, автор, издательство, год издания)
Учебник С.М. Никольский и др. Алгебра и начала математического анализа: учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. - М.:Просвещение, 2008.
(автор, название, издательство, год издания)
С.Р.
Самостоятельная работа
К.Р.
Контрольная работа
Дата
(месяц, четверть)
№
учебного занятия
Раздел, тема
Часы
Формы контроля результата
1 четверть
сентябрь
1-7
Действительные числа
7
сентябрь
октябрь
8-19
Рациональные уравнения и неравенства
12
С.Р., С.Р., П.Р., К.Р. №1
октябрь
2 четверть
ноябрь
20-25
Корень n-ой степени
6
С.Р., К.Р. № 2
ноябрь
декабрь
26-33
Степень положительного числа
8
С.Р., К.Р. № 3
декабрь
34-38
Логарифмы
5
С.Р.
3четверть
январь
февраль
39-46
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
8
П.Р., С.Р., К.Р. № 4
февраль
47-53
Синус и косинус
7
С.Р.
февраль
март
54-57
Тангенс и котангенс угла
4
С.Р., К.Р. № 5
март
4 четверть
апрель
58-64
Формулы сложения
7
П.Р., С.Р.
апрель
65-69
Тригонометрические функции числового аргумента
5
С.Р., К.Р. № 6
апрель
70-74
Тригонометрические уравнения и неравенства
5
С.Р.
апрель
май
75-78
Элементы теории и вероятностей
4
май
79-88
Повторение
10
П.Р., К.Р.
-
-
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
количество
Самостоятельная работа
2
3
4
2
11
Проверочная работа
1
0
2
1
4
Контрольная работа
1
2
2
2
6
-
-
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
-
По теме "Действительные числа".
Знать/ понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практики;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики.
Уметь решать простейшие комбинаторные задачи с использованием известных функций.
-
По теме "Рациональные уравнения и неравенства".
Знать / понимать значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа.
Уметь:
- проводить преобразования буквенных выражений;
- выполнять разложения по формуле бинома Ньютона;
-доказывать равенства и сокращать дроби, используя бином Ньютона;
- рациональные уравнения;
- решать системы уравнений с двумя переменными. Однородные уравнения;
- находить решать рациональные неравенства;
- решать рациональные неравенства;
- решать неравенства с применением графических представлений;
- решать нестрогие неравенства;
- выбирать способ решения;
- решать системы рациональных неравенств;
- решать системы неравенств с применением графических представлений.
По теме "Корень степени n"/
Знать:
- понятие корня степени n;
- что не существует корня четвертой степени из отрицательного числа.
Уметь:
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- находить значения корня натуральной степени;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени и радикалы;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков.
Тема завершается контрольной работой № 2 "Корень степени n".
По теме"Степень положительного числа".
Знатьсвойства функции
Уметь:
- находить значения степени с рациональным показателем;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени и радикалы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- находить сумму бесконечно убывающей прогрессии;
- вычислить значения числовых и буквенных выражений;
- находить значения корня, степени с рациональным показателем. Используя при необходимости вычислительные устройства;
- строить график показательной функции;
- читать графики;
- графически решать показательные функции.
По теме "Логарифмы".
Знать:
- основные свойства логарифма;
- логарифмическое тождество.
Уметь:
- находить значение логарифма;
- выполнять преобразования, опираясь на свойства;
- находить значение числового выражения;
-строить графики изученных функций;
-выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций.
По теме "Показательные и логарифмические уравнения и неравенства"
Знать:
- методы решения простейших показательных и логарифмических уравнений;
- способы решения показательных неравенств.
Уметь:
- решать показательные уравнения, логарифмические уравнения, показательные неравенства, логарифмические неравенства;
- неравенства с применением графических представлением свойств функции;
- классифицировать неравенства;
- решать неравенства рациональным способом;
- оценивать правильность выполнения действий.
По теме "Синус и косинус угла"
Знать:
- понятия синуса и косинуса произвольного угла;
- основное тригонометрическое тождество;
- формулы приведения;
- понятия арксинус и арккосинус углу.
Уметь:
- отмечать на единичной окружности точки, соответствующие углам;
- значения "табличных" углов;
- различать способ и результат действия;
- проводить преобразования выражений, включающих тригонометрических.
По теме "Тангенс и котангенс"
Знать:
- основные формулы для тангенса и котангенса;
- понятие арктангенс и арккотангенс.
Уметьпроводить преобразования выражений, включающих тригонометрических функций.
По теме "Формулы сложения"
Знать:
- формулы приведения;
- формулы синуса суммы и синуса разности двух углов;
- формулы суммы и разности синусов и косинусов;
- формулы двойных и половинных углов;
- формулы произведения синусов, косинусов и тангенсов.
Уметь:
- применять формулы косинуса разности и косинуса суммы двух углов;
- применять формулы приведения;
- применять формулы синуса суммы и синуса разности двух углов;
- выполнять преобразования, используя соответствующие формулы;
- доказывать тригонометрические тождества;
- выполнять преобразования и вычисления, используя соответствующие формулы.
По теме "Тригонометрические функции числового аргумента"
Знать:
- определение функции ; ее свойства;
- определение функции ; ее свойства;
- определение функции;; их свойства.
Уметь:
- строить график функции ; определять промежутки возрастания и убывания;
- сравнивать функции ;
- строить график функции ; определять промежутки возрастания и убывания;
- сравнивать функции ;
- строить график функции; ; определять промежутки возрастания и убывания.
По теме "Тригонометрические уравнения и неравенства"
Знать:
- какие уравнения называют простейшими тригонометрическими;
- приемы решения тригонометрических уравнений;
- основное тригонометрическое тождество;
- формулы сложения;
- приемы понижения кратности угла и понижения степени уравнения;
- какое уравнение называют однородным тригонометрическим;
- как вводится вспомогательный угол;
- способы решения однородного тригонометрического уравнения и неравенства.
Уметь:
- решать простейшие тригонометрические уравнения;
- применять метод замены неизвестного;
- применять основные тригонометрические формулы для решения уравнения;
- решать однородные тригонометрические уравнения.
По теме "Вероятность событий"
Знать,что называют вероятностью события;
Уметь:
- анализировать, определять тип события (достоверное, невозможное, несовместное);
- вычислять вероятность события (любого, достоверного, суммы, произведения).
5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект включает в себя:
1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский [и др.]. - М.: Просвещение, 2011. - (МГУ -школе).
2. Потапов, М.К. Алгебра и начала анализа: дидактические материалы для 10 кл. / М.К. Потапов. - М.: Просвещение, 2011.
3. Потапов, М.К. Алгебра и начала математического анализа: 10 кл.: базовый и профил. уровни: кн. для учителя / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2009.
4. Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений 10-11 класс, составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2010.
5. Шепелева, Ю.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профильный уровни / Ю.В. Шепелева. - М.: просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Вавилов, В.В. Начала анализа: задачник: 10 - 11 кл.: учебное пособие для общеобразоват. учебных заведений / В.В. Вавилов [и др.]. - М.: Дрфа, 1996.
2. Математика в школе: науч.-теор. и метод. журн. - .: Школа-Пресс, 2004 - 2010.
3. Математика: учеб.-метод. газ. - М.: Издательский дом "Первое сентября", 2004 - 2010.
4. Самсонов, П.И. Математика: полный курс логарифмов. Естественно-научный профиль / П.И. Самсонов. - М.: Школьная Пресса, 2005.
5. Комплект таблиц по алгебре и началам анализа за 10 класс.
Технические средства обучения:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Доска.
Программные средства:
1. Операционная система WindowsХР;
2. Редактор презентаций MicrosoftPowerPoint.