Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ СТУДЕНОВ КОЛЛЕДЖА


Предмет: математика.

Курс: 1

Тема: Тела вращения.

Количество часов: 12

Преподаватель математики и физики: Шотт С.В.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при котором учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно во всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символичном и словесном.

Цели модуля:

Образовательная: сформировать у учащихся: понятия «цилиндр», «конус», «шар», «образующая», «поверхность»;

знания формул площади поверхности и

объема, умения выполнять чертежи и решать задачи.

Развивающая: развитие логического мышления, пространственного воображения, творчества, изобретательства, практических навыков решения задач.

Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, добросовестного отношения

к труду, аккуратности, инициативы.

Оборудование: плоские фигуры на оси - прямоугольник, треугольник, полукруг; модели цилиндра, конуса, шара и их частей.

Литература:

«Геометрия 7-11», Погорелов А.В.

«Геометрия 11», В.Гусев, Ж.Кайдасов, А.Кагазбаев

«Сборник задач для профтехучилищ», Терешин Н.А.

«Упражнения по геометрии», Сомова Л.А.

Дидактические материалы

«Предметные недели в школе», Гончарова Л.В.

«Увлечь школьников математикой», Кордемский Б.А

«Задачи на смекалку », Нестеренко Ю.В.

Олимпиады по математике.

Тесты 2004, 2005, 2006, 2007, 2008.


Таблица распределения времени в модуле

Структура модуля

Кол-во

Часов

№ уро

ков

Содержание и форма уроков

I

Вводная часть

2

1-2

Лекция - беседа по теме «Тела вращения»

II

Диалогическая часть

8

3-4

5-6

7-8

9-10

Традиционные уроки по отработке знаний, умений, навыков.

Лабораторно-практическая работа.

Решение тренировочно - творческих задач с профессиональной направленностью.

III

Итоговая часть

2

11-12

Тесты

Контрольная работа

Диктант






Краткое содержание основных частей

I. Вводная часть.

Актуализация знаний. Перед учащимися ставится целевая установка: зачем, для чего необходимо изучение данной темы, где можно использовать полученные знания, какие проблемы можно решать.

Повторение из планиметрии. Площадь прямоугольника, треугольника, квадрата, круга, длина окружности, связь сторон в прямоугольном треугольнике, теорема Пифагора.

Изучение новой темы.

1. Классификация тел вращения.

2. Формирование основных понятий:

- фигур вращения;

- тело вращения;

- радиус основания;

- образующая;

- высота;

- осевое сечение;

- площадь поверхности;

- объём.

3. Примеры практического применения.

Отработка знаний. Работа с моделями по закреплению знаний основных элементов, формул.

Домашнее задание.

Итог урока.





II. Диалогическая часть.

Традиционные уроки.

Решение комбинированных задач.

Самостоятельное изучение сечений цилиндра, конуса (усечённый конус), шара.

При решении задач: «Ищи прямоугольный треугольник» (очень часто!)

Рекомендуемые задачи из §20 - по уровню развития учащихся.

Математические диктанты.

Игра «Домино».

Лабораторно-практические работы

1. «Определение площади поверхности и объёма тела по модели

(иметь набор моделей тел вращения)».

2. «Изготовление развёртки тела вращения (цилиндра, наклонного цилиндра, конуса, усечённого конуса и т.д.)».

Решение тренировочно - творческих задач:

а) с профессиональной направленностью;

б) повышенной трудности;

в) занимательных;

г) олимпиадных.

Примеры занимательных задач.

1. Необходимо наполнить кастрюлю водой ровно наполовину, не имея никаких приспособлений или других ёмкостей.

2. Не имея весов, ответьте на вопрос: сколько маленьких яблок необходимо взять, чтобы их вес был равен весу одного большого яблока, диаметр которого в 2 раза больше маленького?

3. Первая дыня в 1,5 раза дороже второй и в 1,5 раза больше её окружности. Какую дыню выгоднее купить?

III. Итоговая часть.

Требования: Всеобщность и целесообразность.

Предполагается, что будут оцениваться результаты работы каждого ученика в процессе проведения теста по всему учебному материалу.

Выполнение контрольной работы по выбору учителя или ученика (ЛОО) может быть заменено:

- зачётом;

- диктантом;

- сочинением;

- рефератом;

- конференцией;

- семинаром.

Проставление итоговой оценки по модулю.

ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ

Фигуры

вращения

Тела

вращения

Символы,

площадь,

объем

Осевое

сечение

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения

прямоугольник

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияцилиндр

R-радиус

Н-высота,

Н =Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения - образующая

Sоснов =ПR2

Sбок =2ПRH

Sполн =2Sоснов +Sбок

Sполн=2ПR2 + 2ПRH

Vцил =SоснH

Vцил =ПR2H

П=3,14

D=2R

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияпрямоугольник

D = 2R

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения

прямоугольный

треугольник

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияк о н у с

R2 + Н2 =Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения2

R-радиус

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияобразующая

Н-высота

Sосн = ПR2

Sбок = ПRРазработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения

Sпол = Sоснов +Sбок

Sпол = ПR2 + ПRРазработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращения

Vкон = Sоснов H

Vкон = ПR2 H

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияравнобедренный

треугольник

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияполукруг

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияш а р

R-радиус

D-диаметр

D =2R

R = D

Sповерх = 4ПR2

Sповерх = ПD2

Vшара = ПR3

Vшара = ПD3

6

Разработка учебного модуля по геометрии на тему Тела вращенияк р у г



Тесты по теме «Тела вращения»

1) Площадь поверхности цилиндра вычисляется по формуле:

а) S = 2 π R H + 2 π R2

б) S = π R(H + R)

в) S = 2π R H + πR2

г) S = π RH + π R2

2) Объем цилиндра вычисляется по формуле:

а) V= π R H

б) V= 2 π R2H

в) V= 2 π R H

г) V= π R2H

3) Объем конуса вычисляется по формуле: а) V=  π R2H

б ) V= π R H

в) V= 2 π R2H

г) V= 2 π R H

4)Площадь поверхности конуса вычисляется по формуле:

а) S = 2 π R H + 2 π R2

б) S = π R(H + R)

в) S = 2π R H + πR2

г) S = π Rl + π R2

5)Площадь поверхности шара вычисляется по формуле:

а) S = 2 π R2

б) S = π R2

в) S = 4 πR2

г) S = 3 π R2

6)Объем шара вычисляется по формуле: а) V = 4 π R3

б ) V =  π R3

в) V = 2 π R2

г) V = 3 π R3

7) Радиус шара равен 3 см. Найти его объем . а) V= 27 π см2

б ) V= 54 π см2

в) V= 36 π см2

г) V= 9 π см2


Контрольная работа

1 вариант

1. Угол при вершине осевого сечения конуса равен 600, образующая конуса равна 8 см. Найти площадь основания конуса.

2. Площадь осевого сечения цилиндра равна 50 см2., высота цилиндра равна его радиусу. Найти радиус, высоту и площадь боковой поверхности цилиндра.

3. Расстояние от точки поверхности шара до плоскости сечения шара равно 2 см., радиус шара равен 10 см. Найти площадь сечения шара.


2 вариант

1. Площадь основания конуса 16П см2. Угол наклона образующей к плоскости основания равен 450. Найти образующую и высоту.

2. Осевое сечение цилиндра имеет периметр 40 см., радиус цилиндра в 2 раза больше высоты. Найти радиус, высоту и площадь боковой поверхности цилиндра.

3. Площадь сечения шара равна16П см2. Расстояние от центра шара до сечения 3 см. Найти радиус шара.





© 2010-2022