• Преподавателю
  • Математика
  • Статья по математике на тему Самостоятельная работа, как средство повышения результативности обучения на уроках математики (5-11 класс)

Статья по математике на тему Самостоятельная работа, как средство повышения результативности обучения на уроках математики (5-11 класс)

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа, как средство повышения результативности обучения на уроках математики





Лещенко С.А. , учитель математики ,

1 категории, МБОУ СОШ с УИОП

г. Салехард

23.11.2015г

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л.Н.Толстой

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от восприятия действий по образцу и узнавания объектов путём их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения:

1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.

3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.

4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.

Существует 4 типа самостоятельных работ:

  1. самостоятельная работа по образцу;

  2. творческая самостоятельная работа;

  3. вариативная самостоятельная работа;

  4. конструктивная самостоятельная работа.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися обучать их приемам самостоятельной работы: самоконтролю и самооценке. Необходимо отрабатывать организационные формы коллективной (парной) самостоятельной работы, включая эти формы в процесс объяснения или закрепления. Чтобы самостоятельная учебная деятельность протекала успешно, необходимо обязательно проверить у каждого результаты всех видов самостоятельной работы. Такую контролируемость можно осуществить, доверив большую часть учащимся. Но прежде чем доверить, нужно проконсультировать, проконтролировать качество самопроверки и взаимопроверки и четко выделять объект контроля.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

  1. обучающими;

  2. тренировочными;

  3. закрепляющими;

  4. повторительными;

  5. развивающими;

  6. творческими;

  7. контрольными.

1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель.

2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т. п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они очень легко включаются в работу и выполняют задания.

3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые

способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или

тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать,

подготовлены ли школьники, т.е. есть ли у них необходимые знания, какие

пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть

домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе «дней математики», сочинение математических игр, сказок, спектаклей и др. На уроках - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные

работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.

Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения

планируемых результатов обучения. По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих,- обеспечивать уровня обучения; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Считаю, что такие самостоятельные работы нужно проводить чаще в школах, так как все задания рассчитаны на среднего ученика и сильным учащимся нет возможности идти дальше, а так возможность им будет предоставлена.

© 2010-2022