Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Бурахович Елена Дмитриевна, учитель математики

МБОУ г.Иркутска СОШ № 6

Цель мастер-класса: показать возможность развития творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развить способности учащихся, приобщить их к творческой деятельности. К сожалению, очень часто, учитель подает информацию на уроке уже в готовом виде. А можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой и пытался самостоятельно, своим путём, прийти к необходимости решения этой проблемы. Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемная ситуация - это предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи. Анализ истории возникновения проблемной ситуации связан с установлением ее новизны, а прогноз ее развития - с обоснованием необходимости и направления ее решения.

Сейчас я покажу несколько фрагментов уроков, на которых были созданы проблемные ситуации. (Слайд 3)

  1. Классический прием создания проблемной ситуации. Геометрия 8 класс. Теорема Пифагора. Решить задачу: Катеты прямоугольного треугольника 3см. и 4 см. На гипотенузе построен квадрат. Найти площадь квадрата. Идем по определению проблемной ситуации: в чем состоит главная цель решения задачи? (Найти площадь квадрата);

что мешает достижению цели? (не известна сторона квадрата);

что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора? (найти сторону квадрата);

а что нужно для этого? (установить связь между сторонами прямоугольного треугольника)

(Дальше идет доказательство теоремы Пифагора, а после возвращаемся к решению поставленной проблемы и заканчиваем решение задачи).

  1. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Урок по теме «Понятие площади» 5 класс. Непривычная ситуация для учеников: в начале урока на доске отсутствует тема. Учитель начинает урок с интересного задания (красочно оформленное, вывешивается сверху, в центре доски)

Какое сердце, синее или красное, занимает большую часть на плоскости? В процессе нахождения ответа выясняется, что необходима характеристика плоской фигуры, которая определяет ее положение на плоскости. И такая характеристика есть. А название ее, которое является и темой нашего урока зашифровано в следующем задании:Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»(ПЛОЩАДЬ)

Такая подача темы урока активизирует деятельность учащихся.

  1. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью. Обобщающий урок по теме «Площадь».

Проект «Ремонт»

Посмотрите, пожалуйста, на парты. Краска сносилась, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно покрасить парты. Одна банка краски покрывает 5 кв.метров площади. Сколько банок нужно приобрести, чтобы покрасить парты в кабинете математики?Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

(чтобы ответить на вопрос задачи нужно найти площадь поверхности парты). Начинается реализация проекта «Ремонт». Ребята проводят необходимые замеры. Ученица выписывает их на доску, далее идут подсчеты и получаем результат.

Ребята с удовольствием решают задачу, ведь они уже не просто занимаются математикой, а решают проблему покраски пола в кабинете.

  1. Создание проблемных ситуаций через использование познавательных заданий. Решение уравнений алгебра7 класс.

Волнистые попугаи являются самыми популярными декоративными птицами в мире. Хотите узнать некоторые интересные факты из их жизни?Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Сколько слов может запомнить волнистый попугай? Решив данное уравнение, вы сможете ответить на этот вопрос.

3*(х-20)+5=245. Ответ 100 слов.

Решив следующее уравнение, вы узнаете, сколько часов в сутки спит волнистый попугай.

4х+7=5х-5. Ответ 12 часов.

Вывод: Создание проблемной ситуации на уроке математики - это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых.



© 2010-2022