- Преподавателю
- Математика
- Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей
Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоконь И.И. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Денисовская СШ
Открытый урок
по математике
в 5 классе
тема « Сложение и вычитание
десятичных дробей»
Подготовила
учитель математики
Белоконь И.И
2015-2016 учебный год
Тема урока:Сложение и вычитание десятичных дробей
Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, развивать умения к их практическому применению.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Задачи:
- образовательная: вырабатывать умение складывать и вычитать десятичные дроби.
- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, математическую речь;
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные мотивы.
Оборудование урока: проектор;компьютер, мультимедийная презентация с необходимыми заданиями.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Организация учебного процесса построена в рамках системно - деятельностного подхода ФГОС.
Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цели :
1. Образовательная - Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей
2. Развивающая - развитие логического мышления учащихся, расширение кругозора по окружающему нас миру;
3. Воспитательная - воспитание интереса к предмету, трудолюбие, умение работать коллективно и самостоятельно.
Задачи
Образовательные:создать условия для изучения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей
Развивающие:
. развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию.
Воспитательные:
формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать интерес к математике как к науке
Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками;
Ход урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.самоопределение к деятельности
Создать благоприятный настрой
Цель первого этапа- организация мотивации к учебно - познавательной деятельности.
(Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает детей на деловой ритм)
Слайд 1Учитель: Здравствуйте дети! Мы начинаем урок. Девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
И всё будет у нас - замечательно!( Выделенные на слайде слова дети говорят хором)
Слайд2Учитель: Французский писатель 19 века Анатоль Франц однажды заметил, что учиться можно только весело, чтобы переварить эти знания, нужно поглощать их с аппетитом. Ребята, так давайте сегодня на уроке следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
.приветствуют учителя
Л:. мобилизация внимания, формирование позитивного отношения к себе и к окружающим;
К: сотрудничество с учителем
2 Актуализация знаний.
Проверка усвоения пройденного материала
Цель второго этапа урока - актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом. Работа над развитием речи, мыслительных операций. (Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку в игровой форме)
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Прочитайте дроби».
У учеников набор цифр, а у одного ученика запятая. По команде «Меняйся» все перебегают на разные места в ряду учеников - цифр, по команде «Стоп» все стоят на местах, а другие ученики читают число, которое получилось.
Задание 1 . Прочитайте десятичные дроби:
2,7; 11,4; 401,1; 0,8; 9,9; 21,87; 54,60; 2,80; 0,09; 0,049; 20,3;
Задание 2. Запишите десятичные дроби:
0,09; 0,049; 20,3;11,4; 401,1; 0,8;
Задание 3 сравни
0,01* 0,1
125,1* 12,5423 171,05* 175,000
Учитель: « Это интересно знать» Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль - Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал Аль - Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через150лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
Слайд 3Знаете ли вы учёного, который впервые ввёл в практику десятичные дроби? Для того чтобы узнать фамилию этого человека вы выполните устные задания и поставите в соответствие полученному ответу букву. (Ученики устно выполняют упражнения, играя в игру «А, знаете ли вы?» Проведение устных упражнений провести с помощью интерактивной доски, ученик, используя функцию доски «взаимодействие с объектом», двигает буквы с цифрами на нужное место, получают слово Стивен, появляется на слайде портрет С.Стивена и короткий рассказ о дробях).
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики
Отвечают на вопросы. Анализируют ответы учащихся
Р: уметь проговаривать последовательность действий;
П: меть применять полученные знания;
К: Уметь сформулировать свои мысли и слушать одноклассников
3. Постановка учебной задачи.
развитие логического мышления, познавательного интереса и любознательности;
Цель третьего этапа урока - создание проблемной ситуации
Откройте тетради и запишите число и тему урока. . На месте темы урока поставьте точку, мы вернемся к ней позже. Тему нашего урока вы сформулируете мне сами, после того как решите задачу.
Поддержание мотивации через технологию «проблемная задача».
(На доске записаны два числа 4,52 и 2,3)
Учитель: А для начала, помогите мне, пожалуйста, решить проблему. Впереди у нас 8 марта - классный огонек. И мы с вашими родителями решили купить к столу конфет. Но постольку, поскольку мальчиков в классе значительно меньше, да и что скрывать, они у нас прожорливее девочек, мальчикам мы запланировали купить 4,52 кг конфет, а девочкам 2,3 кг. Ваша задача посчитать, сколько всего кг конфет нам нужно купить. Ну, а девочек, наверное, интересует вопрос, а на сколько кг мы меньше получим конфет, чем мальчишки? Давайте попробуем решить эту задачу!
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего кг конфет нужно купить? (Сложить дроби)
- Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько кг конфет мальчики получат больше, чем девочки? (Вычесть дроби)
- Прочитайте дроби. Какие это дроби? (вспомнить определение десятичных дробей)любое число,знаменатель дробной части выражен единицей с одним или несколькими нулями
− Итак, помогите сформулировать цель сегодняшнего урока (ответ детей - выяснить, как складываются и вычитаются десятичные дроби).
Записываем тему сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Слайд 4Где в повседневной жизни встречаются десятичные дроби?
...Три десятых...Скажи про такую ошибку,
И,пожалуй,на лицах увидишь улыбку.
...Три десятых -и стены возводятся косо!
Три десятых- и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись лишь на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство ,убьет человека...
О чем здесь говориться. (О десятичных дробях) Какую мысль хотел передать автор?
Незнание десятичных дробей, может привести к непоправимым ошибкам2.Актулизация остаточных знаний по ранее изученным темам. Подготовка к усвоению нового материала.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем про десятичные дроби, и какие знания могут помочь для решения нашей задачи.
Устные упражнения:
-Что можно выделить из каждой десятичной дроби? (целую часть, дробную часть)
- Назвать целую часть, дробную часть.
-Уравняйте количество знаков после запятой
4,52 и 2,30
- Сравните десятичные дроби (правила сравнения дробей)
4,52 > 2,30
- Переведите десятичные дроби в смешанную форму.
4,52=;
2,30=.
-
Решение «проблемной задачи».
Учитель: Ваши предложения. Какие же из этих знаний помогут справиться с нашей задачей?
Ответ: Перевести десятичные дроби в смешанную форму и выполнить сложение и вычитание смешанных чисел.
-Итак, мальчикам задание найти сумму этих чисел, а девочкам - разность. Два добровольца - к доске.
-
Мальчики
Девочки
+ ==6,82
- ==2,22
Заметим, что тот же ответ можно получить иначе, сложив и вычесть числа 4,52 и 2,3 «столбиком»:
+4,52
2,30
6,82
-4,52
2,30
2,22
Учитель: Что можно заметить в записи примеров?
Ответ: Запятая записывается под запятой.
Воспроизведение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
Учащиеся самостоятельно воспроизводят и проговаривают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями.
№ этапа
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей
4,52 +2,3
4,52 - 2,3
1
уравнять в дробях количество знаков после запятой
4,52 и 2,30
4,52 и 2,30
2
записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой
+4,52
2,30
4,52
2,30
3
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую
+4,52
2,30
6 82
-4,52
2,30
2 22
4
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях
+4,52
2,30
6,82
+ 4,52
2,30
2,22
Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока
Л: интерес к учебной деятельности
Р: целеполагание, планирование,
К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
П: выведение и формулирование цели
4.Работа по теме урока
Отработка темы
№ 1211
- Прочитайте условие задачи. Перескажите.
- Составим модель задачи на доске и в тетради.
- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На пальто - 3,2 м На пальто - 320 см
На костюм - 2,63 м На костюм - 263 см
3,2 0 320
2,63 263
5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали
Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см
Какое решение более удобно?
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
А) 0,769 + 42,389
Б) 5,8 + 22,191
Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.
Г) 11, 1 - 2,8
Д) 88,252 - 4,69
Е) 6,6 - 5,99
Выполняют задание, проверяют друг друга
П: умение применять при решении вычислительные свойства сложения и вычитания, осознанное использование алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей
Р: контроль, оценка.
К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие грамотной математической речи
5. Физкультминутка
Смена вида деятельности
Игра «Муха»
Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку.
Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». При этом если вы согласны с ответом ученика, то хлопаем 3 раза, а если нет, то топаем 3 раза.
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть»
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
6. повторение
самостоятельная работа
Проверка усвоения темы
На слайде вы видите 6 примеров. Итак, ваша задача решить примеры по алгоритму. Кто первый решил, выходит к доске, записывает решение, мы потом проверяем. (Девочки работают слева, мальчики - справа)
Выполнить сложение и вычитание
17,5+2,13
0,34+0,046
5,8+ 22,191
11,1-2,8
88,252-4,69
6,6-5,99
Проверили правильность, исправили ошибки. Появляется буквы. Записать ответы в порядке возрастания, сопоставить с буквой и прочитать слово. Кто быстрей, мальчики или девочки?
17,5+2,13 = 19,63
Ж
0,34+0,046 = 0,386
Д
5,8+ 22,191 = 27,991
Б
11,1-2,8 = 8,3
У
88,252-4,69 = 83,562
А
6,6-5,99 = 0,61
Р
0,386
0,61
8,3
19,63
27,991
83,562
Д
Р
У
Ж
Б
А
Учитель: Молодцы! И все-таки у нас победила дружба!
С. 193 № 1219 ( самостоятельное решение)
Применяют алгоритм сложения и вычитания
Записывают в виде десятичной дроби
Л:: осознание ответственности за общее дело
К: выражение своих мыслей
7. Подведение итогов урока.
Учитель:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какую цель мы ставили в начале урока?
Дети, давайте ещё раз повторим алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.
-Наша цель достигнута? Запись дом.задания
. ( а,б)
Обсуждение этапов выполнения заданий
Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, коррекция.
8. Рефлексия
Выставление оценок
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке задача учителя проверить способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Цель этого этапа 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, 2) оценить собственную деятельность на уроке.
Учитель: Покажите с помощью цветных карточек, что вам дал сегодняшний урок математики? Как вы можете оценить свою работу? (Дети поднимают цветные карточки: «зелёная карточка - я всё понял (а)», « жёлтая карточка - я понял(а), но не всё», «красная карточка- я ничего не понял(а)», оценивая свои знания, полученные на уроке и отвечают на вопрос) Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……………настроение
П: осознанное применение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей)
К: умение выражать свои мысли в соответствии и условиями и задачами коммуникации