Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Денисовская СШ










Открытый урок

по математике

в 5 классе


тема « Сложение и вычитание

десятичных дробей»















Подготовила

учитель математики

Белоконь И.И












2015-2016 учебный год


Тема урока:Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания десятичных дробей, развивать умения к их практическому применению.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Задачи:

- образовательная: вырабатывать умение складывать и вычитать десятичные дроби.

- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, математическую речь;

- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные мотивы.

Оборудование урока: проектор;компьютер, мультимедийная презентация с необходимыми заданиями.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Организация учебного процесса построена в рамках системно - деятельностного подхода ФГОС.


Технологическая карта урока математики в 5 классе. Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели :

1. Образовательная - Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

2. Развивающая - развитие логического мышления учащихся, расширение кругозора по окружающему нас миру;

3. Воспитательная - воспитание интереса к предмету, трудолюбие, умение работать коллективно и самостоятельно.

Задачи

Образовательные:создать условия для изучения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Развивающие:

. развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию.

Воспитательные:

формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать интерес к математике как к науке

Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками;


Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.самоопределение к деятельности

Создать благоприятный настрой

Цель первого этапа- организация мотивации к учебно - познавательной деятельности.

(Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает детей на деловой ритм)

Слайд 1Учитель: Здравствуйте дети! Мы начинаем урок. Девизом нашего урока будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

И всё будет у нас - замечательно!( Выделенные на слайде слова дети говорят хором)

Слайд2Учитель: Французский писатель 19 века Анатоль Франц однажды заметил, что учиться можно только весело, чтобы переварить эти знания, нужно поглощать их с аппетитом. Ребята, так давайте сегодня на уроке следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

.приветствуют учителя

Л:. мобилизация внимания, формирование позитивного отношения к себе и к окружающим;

К: сотрудничество с учителем

2 Актуализация знаний.

Проверка усвоения пройденного материала

Цель второго этапа урока - актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом. Работа над развитием речи, мыслительных операций. (Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку в игровой форме)

Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Прочитайте дроби».

У учеников набор цифр, а у одного ученика запятая. По команде «Меняйся» все перебегают на разные места в ряду учеников - цифр, по команде «Стоп» все стоят на местах, а другие ученики читают число, которое получилось.

Задание 1 . Прочитайте десятичные дроби:

2,7; 11,4; 401,1; 0,8; 9,9; 21,87; 54,60; 2,80; 0,09; 0,049; 20,3;

Задание 2. Запишите десятичные дроби:

0,09; 0,049; 20,3;11,4; 401,1; 0,8;

Задание 3 сравни

0,01* 0,1

125,1* 12,5423 171,05* 175,000

Учитель: « Это интересно знать» Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль - Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал Аль - Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Но об этом в Европе в то время не знали, и только через150лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.

Слайд 3Знаете ли вы учёного, который впервые ввёл в практику десятичные дроби? Для того чтобы узнать фамилию этого человека вы выполните устные задания и поставите в соответствие полученному ответу букву. (Ученики устно выполняют упражнения, играя в игру «А, знаете ли вы?» Проведение устных упражнений провести с помощью интерактивной доски, ученик, используя функцию доски «взаимодействие с объектом», двигает буквы с цифрами на нужное место, получают слово Стивен, появляется на слайде портрет С.Стивена и короткий рассказ о дробях).

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики

Отвечают на вопросы. Анализируют ответы учащихся

Р: уметь проговаривать последовательность действий;

П: меть применять полученные знания;

К: Уметь сформулировать свои мысли и слушать одноклассников

3. Постановка учебной задачи.

развитие логического мышления, познавательного интереса и любознательности;

Цель третьего этапа урока - создание проблемной ситуации

Откройте тетради и запишите число и тему урока. . На месте темы урока поставьте точку, мы вернемся к ней позже. Тему нашего урока вы сформулируете мне сами, после того как решите задачу.

Поддержание мотивации через технологию «проблемная задача».

(На доске записаны два числа 4,52 и 2,3)

Учитель: А для начала, помогите мне, пожалуйста, решить проблему. Впереди у нас 8 марта - классный огонек. И мы с вашими родителями решили купить к столу конфет. Но постольку, поскольку мальчиков в классе значительно меньше, да и что скрывать, они у нас прожорливее девочек, мальчикам мы запланировали купить 4,52 кг конфет, а девочкам 2,3 кг. Ваша задача посчитать, сколько всего кг конфет нам нужно купить. Ну, а девочек, наверное, интересует вопрос, а на сколько кг мы меньше получим конфет, чем мальчишки? Давайте попробуем решить эту задачу!

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего кг конфет нужно купить? (Сложить дроби)

- Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько кг конфет мальчики получат больше, чем девочки? (Вычесть дроби)

- Прочитайте дроби. Какие это дроби? (вспомнить определение десятичных дробей)любое число,знаменатель дробной части выражен единицей с одним или несколькими нулями

− Итак, помогите сформулировать цель сегодняшнего урока (ответ детей - выяснить, как складываются и вычитаются десятичные дроби).

Записываем тему сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Слайд 4Где в повседневной жизни встречаются десятичные дроби?

...Три десятых...Скажи про такую ошибку,

И,пожалуй,на лицах увидишь улыбку.

...Три десятых -и стены возводятся косо!

Три десятых- и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись лишь на три десятых аптека -

Станет ядом лекарство ,убьет человека...

О чем здесь говориться. (О десятичных дробях) Какую мысль хотел передать автор?

Незнание десятичных дробей, может привести к непоправимым ошибкам2.Актулизация остаточных знаний по ранее изученным темам. Подготовка к усвоению нового материала.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем про десятичные дроби, и какие знания могут помочь для решения нашей задачи.

Устные упражнения:

-Что можно выделить из каждой десятичной дроби? (целую часть, дробную часть)

- Назвать целую часть, дробную часть.

-Уравняйте количество знаков после запятой

4,52 и 2,30

- Сравните десятичные дроби (правила сравнения дробей)

4,52 > 2,30

- Переведите десятичные дроби в смешанную форму.

4,52=Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей;

2,30=Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей.

  1. Решение «проблемной задачи».

Учитель: Ваши предложения. Какие же из этих знаний помогут справиться с нашей задачей?

Ответ: Перевести десятичные дроби в смешанную форму и выполнить сложение и вычитание смешанных чисел.

-Итак, мальчикам задание найти сумму этих чисел, а девочкам - разность. Два добровольца - к доске.


Мальчики

Девочки

Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей + Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей=Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей=6,82

Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей - Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей=Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей=2,22

Заметим, что тот же ответ можно получить иначе, сложив и вычесть числа 4,52 и 2,3 «столбиком»:

+4,52

2,30

6,82

-4,52

2,30

2,22


Учитель: Что можно заметить в записи примеров?

Ответ: Запятая записывается под запятой.

Воспроизведение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Учащиеся самостоятельно воспроизводят и проговаривают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями.

№ этапа

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей

4,52 +2,3

4,52 - 2,3

1

уравнять в дробях количество знаков после запятой

4,52 и 2,30

4,52 и 2,30

2

записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой

+4,52

2,30

4,52

2,30

3

выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую

+4,52

2,30

6 82

-4,52

2,30

2 22

4

поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+4,52

2,30

6,82

+ 4,52

2,30

2,22


Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока

Л: интерес к учебной деятельности

Р: целеполагание, планирование,

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

П: выведение и формулирование цели

4.Работа по теме урока

Отработка темы

№ 1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто - 3,2 м На пальто - 320 см

На костюм - 2,63 м На костюм - 263 см

3,2 0 320

2,63 263

5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали

Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см

Какое решение более удобно?

№ 1213 (а,б,г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

№ 1214 (г,д,е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Г) 11, 1 - 2,8

Д) 88,252 - 4,69

Е) 6,6 - 5,99

Выполняют задание, проверяют друг друга

П: умение применять при решении вычислительные свойства сложения и вычитания, осознанное использование алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Р: контроль, оценка.

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развитие грамотной математической речи

5. Физкультминутка

Смена вида деятельности

Игра «Муха»

Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку.

Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха». При этом если вы согласны с ответом ученика, то хлопаем 3 раза, а если нет, то топаем 3 раза.

Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть»

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

6. повторение

самостоятельная работа

Проверка усвоения темы

На слайде вы видите 6 примеров. Итак, ваша задача решить примеры по алгоритму. Кто первый решил, выходит к доске, записывает решение, мы потом проверяем. (Девочки работают слева, мальчики - справа)

Выполнить сложение и вычитание

17,5+2,13

0,34+0,046

5,8+ 22,191

11,1-2,8

88,252-4,69

6,6-5,99

Проверили правильность, исправили ошибки. Появляется буквы. Записать ответы в порядке возрастания, сопоставить с буквой и прочитать слово. Кто быстрей, мальчики или девочки?

17,5+2,13 = 19,63

Ж

0,34+0,046 = 0,386

Д

5,8+ 22,191 = 27,991

Б

11,1-2,8 = 8,3

У

88,252-4,69 = 83,562

А

6,6-5,99 = 0,61

Р

0,386

0,61

8,3

19,63

27,991

83,562

Д


Р

У

Ж

Б

А

Учитель: Молодцы! И все-таки у нас победила дружба!

С. 193 № 1219 ( самостоятельное решение)

Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей

Применяют алгоритм сложения и вычитания

Записывают в виде десятичной дроби

Л:: осознание ответственности за общее дело

К: выражение своих мыслей

7. Подведение итогов урока.

Учитель:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

Дети, давайте ещё раз повторим алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

-Наша цель достигнута? Запись дом.задания

. Урок математики по темесложение и вычитание десятичных дробей( а,б)

Обсуждение этапов выполнения заданий

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, коррекция.

8. Рефлексия

Выставление оценок

На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке задача учителя проверить способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цель этого этапа 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, 2) оценить собственную деятельность на уроке.

Учитель: Покажите с помощью цветных карточек, что вам дал сегодняшний урок математики? Как вы можете оценить свою работу? (Дети поднимают цветные карточки: «зелёная карточка - я всё понял (а)», « жёлтая карточка - я понял(а), но не всё», «красная карточка- я ничего не понял(а)», оценивая свои знания, полученные на уроке и отвечают на вопрос) Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……………настроение

П: осознанное применение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей)

К: умение выражать свои мысли в соответствии и условиями и задачами коммуникации


© 2010-2022