Рабочая программа по геометрии, 11 класс (базовый). Л. С. Атанасян

Пояснительная записка.   Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) 2006 г. с использованием рекомендаций авторской программы Л.С Атанасяна и  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.   Изучение геометрии в 11 классе на  базовом уровне направлено на достижение следующих целей: ·     формирование пре...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 40

Дзержинского района г. Волгограда

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ СОШ № 40

_____________/Г.Г. Бабич /

«____» __________2013 г.



СОГЛАСОВАНО с директором

заместитель директора по УВР

____________/И.Н. Мелихова/

«____» _____________ 2013 г.



РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании МО учителей математики и информатики

протокол №1 от «____» ____________2013 г.

руководитель МО____________/ С.С. Аксенова/



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету: геометрия

класс: 11


Учитель - составитель: (Тоноян С.А.)



г. Волгоград, 2013 г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) 2006 г. с использованием рекомендаций авторской программы Л.С Атанасяна и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.

Изучение геометрии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:

  • систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;

  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.

Сведения о рабочей программе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Содействует реализации единой концепции математического образования.

Распределение курса по темам:

  1. Метод координат в пространстве (12 ч.)

  2. Цилиндр, конус, шар (13 ч.)

  3. Объемы тел (17 ч.)

  4. Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (9 ч.)

Содержание программы:

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Планируемый уровень подготовки обучающихся.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 51 час в год, т. е. в 1 полугодии - 2 часа в неделю, во 2 полугодии - 1 час в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок-презентация.

Технология обучения.

Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Ключевая компетенция обучающихся

Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)

Извлекать пользу из опыта.

Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.

Организовывать собственный способ прием обучения.

Социально-трудовая компетенция

Включаться в социально-значимую деятельность.

Оперативно включаться в проекты.

Коммуникативная компетенция

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Овладение навыками неконфликтного общения.

Способность строить и вести общение.

Компетенция с сфере личностной ориентации

Критически относится к тому или иному аспекту.

Уметь противостоять сложностям.

Занимать личную позицию.

Виды и формы контроля.

Математический диктант, самостоятельная работа, фронтальный опрос, практическая работа, контрольная работа, зачет по теме. В рабочей программе предусмотрено 4 контрольные работы и 2 зачета.

Итоговая аттестация проводится в 11 классе в форме итоговой контрольной работы.

Учебно-методический комплект включает в себя:

Учебный комплект:

  • Геометрия: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2010.

  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

  • Геометрия: рабочая тетрадь для 11 кл. / В. Ф. Буту­зов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2011.

Пособия для учителя:

  • Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя/ С.М. Саакян, В. Ф. Буту­зов. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010.

  • Задачи по геометрии для 7-11 классов./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. - М.: Просвещение, 2009.

  • Геометрия в таблицах и схемах. / Н.Н. Евдокимова. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2005.

Пособия для обучающихся:

  • ЕГЭ-2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Национальное образование, 2011. (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).

  • ЕГЭ-2012. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров… под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

  • ЕГЭ: 3000 задач с ответами по матеатике. Все задания группы В / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. (Серия «Банк заданий ЕГЭ)

Информационно-методическая и Интернет-поддержка:

  1. Журнал «Математика в школе».

  2. mat.1september.ru - Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

  3. mathematics.ru - Математика в Открытом колледже

  4. math.ru - Math.ru: Математика и образование

  5. mccme.ru - Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)

  6. allmath.ru - Allmath.ru - вся математика в одном месте

  7. eqworld.ipmnet.ru - EqWorld: Мир математических уравнений

  8. exponenta.ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт

  9. bymath.net - Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа

  10. neive.by.ru - Геометрический портал

  11. graphfunk.narod.ru - Графики функций

  12. comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике

  13. rain.ifmo.ru/cat/ - Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

  14. uztest.ru - ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

  15. zadachi.mccme.ru - Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

  16. tasks.ceemat.ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

  17. math-on-line.com - Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  18. problems.ru - Интернет-проект «Задачи»

  19. etudes.ru - Математические этюды

  20. mathem.h1.ru -Математика on-line: справочная информация в помощь студенту

  21. mathtest.ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)

  22. matematika.agava.ru - Математика для поступающих в вузы

  23. school.msu.ru - Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ

  24. mathprog.narod.ru - Математика и программирование

  25. zaba.ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи

  26. kenguru.sp.ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»

  27. methmath.chat.ru - Методика преподавания математики

  28. olympiads.mccme.ru/mmo/ - Московская математическая олимпиада школьников

  29. reshebnik.ru - Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика - задачи, решения

  30. mathnet.spb.ru - Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина

  31. turgor.ru - Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников


п/п

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Метод координат в пространстве (12 часов)

Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора

1

Знать: алгоритм разложения вектора по координатным векторам.

Уметь: строить точки по их координатам, находить координаты вектора

2

Действия над векторами

1

Знать: алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разность двух векторов.

Уметь: применять их при выполнении упражнений

3

Связь между координатами векторов и координатами точек

1

Знать: признаки коллинеарных и компланарных векторов.

Уметь: доказывать их коллинеарность и компланарность

4

Простейшие задачи в координатах

1

Знать: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками.

Уметь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом

5

Простейшие задачи в координатах

1

Знать: алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам

Уметь: применять алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач

6

Скалярное произведение векторов

1

Иметь представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора.

Уметь: вычислять скалярное произведении в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними, находить угол между векторами по их координатам, применять формулы вычисления угла между прямыми

7

Скалярное произведение векторов

1

8

Скалярное произведение векторов

1

Знать: формулу нахождения скалярного произведения векторов.

Уметь: находить угол между прямой и плоскостью

9

Движение

1

Иметь представление о каждом из видов движения: осевая, центральная, зеркальная симметрия, параллельный перенос.

Уметь выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра, плоскости, при параллельном переносе

10

Движение

1

При отображении пространства на себя уметь устанавливать связь между координатами симметричных точек

11

Векторы

1

Знать: формулы скалярного произведения, длины вектора, координат середины отрезка, уметь применять их при решении задач векторным, векторно-координатным способами

Уметь: строить точки в прямоугольной системе координат по заданным координатам

12

Контрольная работа №1 по теме «Векторы»

1

13

Цилиндр, конус, шар (13 часов)

Анализ КР №1. Цилиндр

1

Иметь представление о цилиндре.

Уметь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи

14

Цилиндр

1

Уметь: находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра

15

Площадь поверхности цилиндра


1

Знать: формулы площади боковой поверхности, полной поверхности цилиндра, уметь их выводить, уметь их применять при решении задач

16

Конус

1

Знать элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание

Уметь выполнять построение конуса и его элементов

17

Усеченный конус

1


Знать: элементы усеченного конуса.

Уметь распознавать на моделях, изображать на чертежах

18

Площадь поверхности конуса

1

Знать: формулы площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса.

Уметь: решать задачи на нахождение площади поверхности конуса и усеченного конуса

19

Сфера и шар

1

Знать: определение сферы и шара

Уметь: определять взаимное расположение сфер и плоскости

20

Сфера и шар

1

Знать свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения

Уметь решать задачи по теме

21

Уравнение сферы

1

Знать уравнение сферы

Уметь составлять уравнение сферы по координатам точек, решать типовые задачи по теме

22

Площадь сферы

1

Знать формулу площади сферы.

Уметь применять формулу при решении задач на нахождение площади сферы

23

Решение задач по теме «Сфера и шар»

1

Уметь решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях

24

Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар»

1

Знать элементы цилиндра, конуса, уравнение сферы, формулы боковой и полной поверхности

25

Анализ КР №2. Зачет по теме «Цилиндр, конус, шар»

1

Уметь решать типовые задачи по теме, использовать полученные знания для исследования несложных практических ситуаций

26

Объемы тел (17 часов)

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

Знать формулы объема прямоугольного параллелепипеда

Уметь находить объем куба и объем прямоугольного параллелепипеда

27

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

28

Объем прямой призмы

1

Знать теорему об объеме прямой призмы

Уметь решать задачи с использованием формулы объема прямой призмы

29

Объем цилиндра

1

Знать формулу объема цилиндра

Уметь выводить формулу и использовать ее при решении задач

30

Объем наклонной призмы

1

Знать формулу объема наклонной призмы

Уметь находить объем наклонной призмы

31

Объем пирамиды

1

Знать метод вычисления объема через определенный интеграл

Уметь применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды

32

Объем пирамиды

1

33

Решение задач по теме «Объем многогранника»

1

Знать формулы объемов

Вычислять объемы многогранников

34

Объем конуса

1

Знать формулы объема конуса

Уметь выводить формулы объемов конуса и усеченного конуса, решать задачи на вычисление объемов конуса и усеченного конуса

35

Решение задач по теме «Объемы тел вращения»

1

Знать формулы объемов

Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов

36

Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»

1

37

Анализ КР №3.

Объем шара

1

Знать формулу объема шара.

Уметь: выводить формулу с помощью определенного интеграла и использовать её при решении задач на нахождение объема шара

38

Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора

1

Иметь представление о шаровом сегменте, шаровом секторе, шаровом слое

Знать формулы объемов этих тел

Уметь решать задачи на нахождение их объемов

39

Площадь сферы

1

Знать формулу площади сферы

Уметь выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы

40

Решение задач по теме «Объем шара. Площадь сферы»

1

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для вычисления объемов шара и площади сферы

41

Решение задач по теме «Объем шара и его частей»

1

42

Зачет по теме «Объемы тел»

1

Знать формулы и уметь их применять при решении задач

43

Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (9 часов)

Треугольники

1

Знать виды треугольников, метрические соотношения в треугольниках

Уметь применять свойства медиан, биссектрис, высот, соотношения, связанные с окружностью

44

Четырехугольники

1

Знать метрические соотношения в параллелограмме и трапеции

Уметь применять их при решении задач

45

Окружность

1

Знать свойство касательных, проведенных к окружности, свойство хорд, углов, вписанных, центральных

Уметь применять их при решении задач

46

Взаимное расположение прямых и плоскостей

1

Уметь решать задачи по теме и анализировать взаимное расположение прямых и плоскостей

47

Векторы. Метод координат

1

Знать расположение векторов по координатным векторам, действия над векторами, уравнение прямой, координаты вектора, координаты середины отрезка, скалярное произведение векторов, формулу для вычисления угла между векторами и прямыми в пространстве

Уметь решать задачи координатным и векторно-координатным способами

48

Многогранники

1

Знать понятие многогранника, формулы площади поверхности и объемов

Уметь распознавать и изображать многогранники, решать задачи на нахождение площадей и объемов

49

Тела вращения

1

Знать определения, элементы, формулы площади поверхности и объемов, виды сечения.

Уметь использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площади поверхности

50

Итоговая контрольная работа по стереометрии

1

Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, решать простейшие стереометрические задачи

51

Анализ итоговой КР. Заключительное занятие

1

Уметь использовать приобретенные навыки в практической деятельности для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур



© 2010-2022