- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии, 11 класс (базовый). Л. С. Атанасян
Рабочая программа по геометрии, 11 класс (базовый). Л. С. Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тоноян С.А. |
Дата | 30.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40
Дзержинского района г. Волгограда
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МОУ СОШ № 40
_____________/Г.Г. Бабич /
«____» __________2013 г.
СОГЛАСОВАНО с директором
заместитель директора по УВР
____________/И.Н. Мелихова/
«____» _____________ 2013 г.
РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании МО учителей математики и информатики
протокол №1 от «____» ____________2013 г.
руководитель МО____________/ С.С. Аксенова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: геометрия
класс: 11
Учитель - составитель: (Тоноян С.А.)
г. Волгоград, 2013 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) 2006 г. с использованием рекомендаций авторской программы Л.С Атанасяна и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.
Изучение геометрии в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:
-
систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;
-
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач, проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне.
Сведения о рабочей программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Содействует реализации единой концепции математического образования.
Распределение курса по темам:
-
Метод координат в пространстве (12 ч.)
-
Цилиндр, конус, шар (13 ч.)
-
Объемы тел (17 ч.)
-
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (9 ч.)
Содержание программы:
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Планируемый уровень подготовки обучающихся.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 51 час в год, т. е. в 1 полугодии - 2 часа в неделю, во 2 полугодии - 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса.
Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок-презентация.
Технология обучения.
Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Ключевая компетенция обучающихся
Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)
Извлекать пользу из опыта.
Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.
Организовывать собственный способ прием обучения.
Социально-трудовая компетенция
Включаться в социально-значимую деятельность.
Оперативно включаться в проекты.
Коммуникативная компетенция
Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Овладение навыками неконфликтного общения.
Способность строить и вести общение.
Компетенция с сфере личностной ориентации
Критически относится к тому или иному аспекту.
Уметь противостоять сложностям.
Занимать личную позицию.
Виды и формы контроля.
Математический диктант, самостоятельная работа, фронтальный опрос, практическая работа, контрольная работа, зачет по теме. В рабочей программе предусмотрено 4 контрольные работы и 2 зачета.
Итоговая аттестация проводится в 11 классе в форме итоговой контрольной работы.
Учебно-методический комплект включает в себя:
Учебный комплект:
-
Геометрия: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2010.
-
Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.
-
Геометрия: рабочая тетрадь для 11 кл. / В. Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2011.
Пособия для учителя:
-
Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя/ С.М. Саакян, В. Ф. Бутузов. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2010.
-
Задачи по геометрии для 7-11 классов./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский. - М.: Просвещение, 2009.
-
Геометрия в таблицах и схемах. / Н.Н. Евдокимова. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2005.
Пособия для обучающихся:
-
ЕГЭ-2012. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Национальное образование, 2011. (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).
-
ЕГЭ-2012. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров… под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
ЕГЭ: 3000 задач с ответами по матеатике. Все задания группы В / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. (Серия «Банк заданий ЕГЭ)
Информационно-методическая и Интернет-поддержка:
-
Журнал «Математика в школе».
-
mat.1september.ru - Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
-
mathematics.ru - Математика в Открытом колледже
-
math.ru - Math.ru: Математика и образование
-
mccme.ru - Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
-
allmath.ru - Allmath.ru - вся математика в одном месте
-
eqworld.ipmnet.ru - EqWorld: Мир математических уравнений
-
exponenta.ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт
-
bymath.net - Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
-
neive.by.ru - Геометрический портал
-
graphfunk.narod.ru - Графики функций
-
comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике
-
rain.ifmo.ru/cat/ - Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)
-
uztest.ru - ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
-
zadachi.mccme.ru - Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
-
tasks.ceemat.ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
-
math-on-line.com - Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
-
problems.ru - Интернет-проект «Задачи»
-
etudes.ru - Математические этюды
-
mathem.h1.ru -Математика on-line: справочная информация в помощь студенту
-
mathtest.ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
-
matematika.agava.ru - Математика для поступающих в вузы
-
school.msu.ru - Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ
-
mathprog.narod.ru - Математика и программирование
-
zaba.ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи
-
kenguru.sp.ru - Международный математический конкурс «Кенгуру»
-
methmath.chat.ru - Методика преподавания математики
-
olympiads.mccme.ru/mmo/ - Московская математическая олимпиада школьников
-
reshebnik.ru - Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика - задачи, решения
-
mathnet.spb.ru - Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
-
turgor.ru - Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников
№
п/п
Наименование раздела
Тема урока
Количество часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
1
Метод координат в пространстве (12 часов)
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора
1
Знать: алгоритм разложения вектора по координатным векторам.
Уметь: строить точки по их координатам, находить координаты вектора
2
Действия над векторами
1
Знать: алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разность двух векторов.
Уметь: применять их при выполнении упражнений
3
Связь между координатами векторов и координатами точек
1
Знать: признаки коллинеарных и компланарных векторов.
Уметь: доказывать их коллинеарность и компланарность
4
Простейшие задачи в координатах
1
Знать: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками.
Уметь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом
5
Простейшие задачи в координатах
1
Знать: алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам
Уметь: применять алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач
6
Скалярное произведение векторов
1
Иметь представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора.
Уметь: вычислять скалярное произведении в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними, находить угол между векторами по их координатам, применять формулы вычисления угла между прямыми
7
Скалярное произведение векторов
1
8
Скалярное произведение векторов
1
Знать: формулу нахождения скалярного произведения векторов.
Уметь: находить угол между прямой и плоскостью
9
Движение
1
Иметь представление о каждом из видов движения: осевая, центральная, зеркальная симметрия, параллельный перенос.
Уметь выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра, плоскости, при параллельном переносе
10
Движение
1
При отображении пространства на себя уметь устанавливать связь между координатами симметричных точек
11
Векторы
1
Знать: формулы скалярного произведения, длины вектора, координат середины отрезка, уметь применять их при решении задач векторным, векторно-координатным способами
Уметь: строить точки в прямоугольной системе координат по заданным координатам
12
Контрольная работа №1 по теме «Векторы»
1
13
Цилиндр, конус, шар (13 часов)
Анализ КР №1. Цилиндр
1
Иметь представление о цилиндре.
Уметь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи
14
Цилиндр
1
Уметь: находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра
15
Площадь поверхности цилиндра
1
Знать: формулы площади боковой поверхности, полной поверхности цилиндра, уметь их выводить, уметь их применять при решении задач
16
Конус
1
Знать элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание
Уметь выполнять построение конуса и его элементов
17
Усеченный конус
1
Знать: элементы усеченного конуса.
Уметь распознавать на моделях, изображать на чертежах
18
Площадь поверхности конуса
1
Знать: формулы площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса.
Уметь: решать задачи на нахождение площади поверхности конуса и усеченного конуса
19
Сфера и шар
1
Знать: определение сферы и шара
Уметь: определять взаимное расположение сфер и плоскости
20
Сфера и шар
1
Знать свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения
Уметь решать задачи по теме
21
Уравнение сферы
1
Знать уравнение сферы
Уметь составлять уравнение сферы по координатам точек, решать типовые задачи по теме
22
Площадь сферы
1
Знать формулу площади сферы.
Уметь применять формулу при решении задач на нахождение площади сферы
23
Решение задач по теме «Сфера и шар»
1
Уметь решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях
24
Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
Знать элементы цилиндра, конуса, уравнение сферы, формулы боковой и полной поверхности
25
Анализ КР №2. Зачет по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
Уметь решать типовые задачи по теме, использовать полученные знания для исследования несложных практических ситуаций
26
Объемы тел (17 часов)
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Знать формулы объема прямоугольного параллелепипеда
Уметь находить объем куба и объем прямоугольного параллелепипеда
27
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
28
Объем прямой призмы
1
Знать теорему об объеме прямой призмы
Уметь решать задачи с использованием формулы объема прямой призмы
29
Объем цилиндра
1
Знать формулу объема цилиндра
Уметь выводить формулу и использовать ее при решении задач
30
Объем наклонной призмы
1
Знать формулу объема наклонной призмы
Уметь находить объем наклонной призмы
31
Объем пирамиды
1
Знать метод вычисления объема через определенный интеграл
Уметь применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды
32
Объем пирамиды
1
33
Решение задач по теме «Объем многогранника»
1
Знать формулы объемов
Вычислять объемы многогранников
34
Объем конуса
1
Знать формулы объема конуса
Уметь выводить формулы объемов конуса и усеченного конуса, решать задачи на вычисление объемов конуса и усеченного конуса
35
Решение задач по теме «Объемы тел вращения»
1
Знать формулы объемов
Уметь решать простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов
36
Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»
1
37
Анализ КР №3.
Объем шара
1
Знать формулу объема шара.
Уметь: выводить формулу с помощью определенного интеграла и использовать её при решении задач на нахождение объема шара
38
Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора
1
Иметь представление о шаровом сегменте, шаровом секторе, шаровом слое
Знать формулы объемов этих тел
Уметь решать задачи на нахождение их объемов
39
Площадь сферы
1
Знать формулу площади сферы
Уметь выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы
40
Решение задач по теме «Объем шара. Площадь сферы»
1
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для вычисления объемов шара и площади сферы
41
Решение задач по теме «Объем шара и его частей»
1
42
Зачет по теме «Объемы тел»
1
Знать формулы и уметь их применять при решении задач
43
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (9 часов)
Треугольники
1
Знать виды треугольников, метрические соотношения в треугольниках
Уметь применять свойства медиан, биссектрис, высот, соотношения, связанные с окружностью
44
Четырехугольники
1
Знать метрические соотношения в параллелограмме и трапеции
Уметь применять их при решении задач
45
Окружность
1
Знать свойство касательных, проведенных к окружности, свойство хорд, углов, вписанных, центральных
Уметь применять их при решении задач
46
Взаимное расположение прямых и плоскостей
1
Уметь решать задачи по теме и анализировать взаимное расположение прямых и плоскостей
47
Векторы. Метод координат
1
Знать расположение векторов по координатным векторам, действия над векторами, уравнение прямой, координаты вектора, координаты середины отрезка, скалярное произведение векторов, формулу для вычисления угла между векторами и прямыми в пространстве
Уметь решать задачи координатным и векторно-координатным способами
48
Многогранники
1
Знать понятие многогранника, формулы площади поверхности и объемов
Уметь распознавать и изображать многогранники, решать задачи на нахождение площадей и объемов
49
Тела вращения
1
Знать определения, элементы, формулы площади поверхности и объемов, виды сечения.
Уметь использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площади поверхности
50
Итоговая контрольная работа по стереометрии
1
Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, решать простейшие стереометрические задачи
51
Анализ итоговой КР. Заключительное занятие
1
Уметь использовать приобретенные навыки в практической деятельности для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур