- Преподавателю
- Математика
- Обобщающий урок по теме «Первообразная, нахождение площади фигуры »
Обобщающий урок по теме «Первообразная, нахождение площади фигуры »
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумова Н.В. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обобщающий урок по теме «Первообразная, нахождение площади фигуры с помощью формулы Ньютона -Лейбница»
Тип урока: обобщающий урок.
Цели:
-
Обобщить и систематизировать теоретический материал по теме.
-
Отработать навыки вычисления первообразных для функций.
-
Отработать навыки нахождения площади криволинейной трапеции по формуле Ньютона-Лейбница.
-
Подготовить учащихся к контрольной работе.
-
Достижение четкости и аккуратности при выполнении записей решений и чертежей.
-
способствовать реализации учащимися полученных знаний при выполнении заданий различного уровня сложности;
Технология: игровая, личностно-ориентированная
Методы обучения:
Словесные : беседа, объяснение.
Наглядные: задания спроецированы на экран, презентация
Практические: тест, практические задания, задания с нахождением соответствия.
Задачи урока:
Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная - совершенствование навыков применения первообразной при решении практических задач.
Развивающая - развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Этап 1. Ориентировочно- мотивационный.
Эпиграф к уроку :
Нигде, как в математике, ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от ответа разговорами вокруг вопроса»
А.Д.Александров. ( слайд 1 )
Учащимся сообщается тема урока, план работы, цели .Урок будет проходить в форме игры, поэтому у каждого на столе оценочный лист, где выставляются баллы (от 1 до 5 ) за каждый вид работы - самостоятельный, в паре или за устный ответ ). В конце урока подводятся итоги и выставляется итоговый балл. Окончательные итоги подводятся на следующем уроке после проверки учителем самостоятельной работы.
Этап 2. Актуализация знаний по теме «Первообразная».
Устная разминка: вопросы (слайд 2)
-
Дайте определение неопределенного интеграла.
-
Что называется определенным интегралом?
-
В чем состоит геометрический смысл определенного интеграла?
-
9. Как меняется степень при интегрировании степенной функции?
-
10.Немецкий ученый, в честь которого названа формула, связывающая площадь криволинейной трапеции и интеграл.
-
11. Множество точек плоскости с координатами (x, f(x)), где х пробегает область определения функции f.
-
12. Как связаны между собой две первообразные одной и той же функции?
В конце второго этапа подводятся первые итоги в оценочном листе каждого учащегося.
Этап 3. Самостоятельная работа №1 ( нахождение соответствия ). См. прил. № 1.
Работа оценивается учителем сразу, результаты вносятся в оценочный лист.
Этап 4
Устно: Дать определение криволинейной трапеции.
Выбрать среди фигур криволинейные трапеции ( слайд 3)
.
Как можно вычислить площадь криволинейной трапеции при помощи первообразной?
Самостоятельная работа №1
-
4. Запишите с помощью формулы Ньютона - Лейбница площадь криволинейной трапеции, изображенной на рисунке:
-
5. Найти все первообразные для функций:
а) у = 10х; б) у = х2;
в) у = cos x; г) у = х4; е) у = 3х2.
Этап 5.
Изобразить фигуру, ограниченную:
а) графиком функции у =4х - х2, осью ОХ и прямой у=4 - х; - 1 вариант
б) графиком функции у = 4 - х2, осью ОХ и прямой у=4 - х. - 2 вариант
После выполнения чертежа на экран проецируется верный чертеж. Обучающиеся могут проверить правильность выполнения своей работы и задать вопросы.
Этап 6. Практическая работа по нахождению площади фигур с помощью интегралов. Работа в парах. Результат обсуждается в классе.( См. прил. 2).
Этап 7. Практическая работа Вычислить площадь земельного участка, если он ограничен линиями у=2х, у=0, х=1, х=2.
Этап 8. Рефлексивно - оценочный. Подведение итогов урока , подсчет баллов.
Сообщается задание на дом. ( См. прил. №3) Подводится итоговая рефлексия: «Достигли ли мы целей урока?» В заключение приводится историческая справка о происхождении понятия интеграла и формулы площади криволинейной трапеции. Заключительный слайд :
-
Формулу, связывающую определённый интеграл и первообразную, вывели практически одновременно и независимо друг от друга английский физик Исаак Ньютон и немецкий философ Готфрид Лейбниц. То, что математическую формулу вывели физик и философ, никого не удивляет, ведь математика- язык, на котором говорит сама природа!