• Преподавателю
  • Математика
  • Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике

Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике».

Цель самообразования: пути повышения эффективности обучения математике школьников на основе деятельностного подхода при подготовке к экзаменам.

Задачи самообразования:

- исследовать освещенность в научной литературе сущности деятельностного подхода в обучении;

- изучить дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики;

- выявить факторы, влияющие на качество знаний учащихся;

-выделить основные направления оптимизации процесса педагогического взаимодействия, способствующего повышению эффективности обучения математике;

- проиллюстрировать реализацию деятельностного подхода в обучении математике на примерах из своей практики.

Математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?

В основу системы подготовки выпускников основной школы положены следующие принципы:

- Деятельностный метод обучения.

Деятельностный метод позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок сам "открывал" знания через самостоятельные деятельностные шаги, организованные учителем. Это позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности.

- Дифференцированный подход в обучении.

Задача учителя - в условиях "обучения всех", прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый - это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй - создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.

  • Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

  • Принцип совместного прогнозирования результатов.

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что "потолок" должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать "на выходе" для ребенка результат выше, чем планировалось.

  • Принцип системности отслеживания уровня подготовки выпускников.

Этапы подготовки к новой форме итоговой аттестации в 9 классе:

  1. Этап мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

Задачи учителя на начало учебного года:

- познакомить учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения.

- в кабинете математики оформить стенд "Готовимся к экзаменам". На нем можно разместить демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы.

2) Этап выстраивания подготовки к экзамену по темам.

Алгебраические выражения

Функции и их графики

Рациональные уравнения. Системы уравнений.

Решение задач на составление уравнений

Отрезки и углы. Свойства отрезков и углов.

Треугольники. Виды треугольников.

Четырехугольники. Виды четырехугольников.

Окружность, круг.

Прикладные задачи по геометрии

Текстовые задачи

Графики, диаграммы

Статистика и вероятность

Задача учителя: принцип выстраивания подготовки к экзамену начать с сентября 9 класса (для этого используем 0,5 час из компонента ОУ и дополнительный 1 час вне сетки учебных занятий). Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.

Повторение каждой темы выстраивать по следующему алгоритму:

- Теоретический блок

- разбор основных типов задач

- тренировочный тест

- а) если тест выполнен успешно

- контрольный тест

б) если тест выполнен с ошибками

- работа над ошибками

- индивидуальные консультации

- выполнение второго тренировочного теста

- контрольный тест

На занятиях через фронтальную работу будем повторять основные понятия, формулы и алгоритмы, разбирать различные типы заданий по теме, акцентировать внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняют тренировочный тест. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: "Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?".

После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Также на занятиях ребята будут выполнять контрольные тесты. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки.

Родители должны быть информированы о подготовке детей к экзамену, поэтому их нужно обязательно знакомить с листом текущего контроля. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задания или с помощью индивидуальной консультации учителя во внеурочное время. По мере готовности, учащийся пересдает тематический тест. Анализ ошибок, допущенных при решении контрольного теста, проводится индивидуально.

Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. Выработка различных автоматизированных действий - залог успеха в решении более сложных задач.

3) Этап перехода к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы.

Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии. На занятиях учащиеся пишут тесты. Использую тесты из сборника заданий для подготовки к ГИА в 9 классе Кузнецовой Л.В., Суворовой С.Б., Бунимович Е.А.и др.; Л.О. Рословой, С.А. Шестакова, И.В. Ященко и др. Работу следует проводить с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. При проверке тестов следует заполнять таблицу (лист контроля выполнения тестов для каждого ученика) с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксировать вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдавать проверенные работы, текст работы и фронтально разбирать сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся.

За основу критериев оценивания результатов выполнения тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:

0-7 баллов - отметка "2";

8-12 баллов - отметка "3";

13-15 баллов - отметка "4";

16-18 баллов - отметка "5".

4) завершающий этап подготовки к ГИА.

Его начинают обычно в 4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла разбираю со всеми учащимися на уроках. А задания, оцениваемые в 4 балла, планирую прорешивать на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.

С учащимися, не набравшими необходимое количество баллов для получения положительной отметки, обязательно планирую индивидуальную работу.



© 2010-2022