Технология оптимального сочетания форм учебной работы на уроках математики в начальной школе

Современная российская школа переживает период инновационного обновления, в процессе которого интенсивно решаются вопросы о том, для чего, чему и как учить. Многообразие экспериментов в современной школе направлено на совершенствование методик развивающего обучения.Новации в этой области связаны с появлением различных типов школ, дифференциацией учащихся по учебным возможностям, разработкой различных технологий обучения. В интенсивном развитии образовательного процесса необходимо ориентироваться...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузьменко Т.Н.

МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа № 116» г. Омска

Технология оптимального сочетания форм учебной работы на уроках математике в начальной школе


Современная российская школа переживает период инновационного обновления, в процессе которого интенсивно решаются вопросы о том, для чего, чему и как учить.

Многообразие экспериментов в современной школе направлено на совершенствование методик развивающего обучения. Новации в этой области связаны с появлением различных типов школ, дифференциацией учащихся по учебным возможностям, разработкой различных технологий обучения.

В интенсивном развитии образовательного процесса необходимо ориентироваться на гибкий подход к интеллектуальному росту и развитию ученика с разработкой педагогических технологий, нацеленных на повышение креативности учащихся.

Развитие творческой познавательной деятельности, мотивации учения зависит во многом от оптимального выбора методов обучения в системе преподавания различных предметов.

Широкое распротсранение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Мы чаще организуем индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваем авторитарный стиль общения с учеником. В учебном процессе используем методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Одной из таких технологий организации образовательного процесса является технология оптимального сочетания форм учебной работы на уроках разного типа т.к. именно она создает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника в контексте учебной деятельности. Опираясь на индивидуальные особенности ребенка и, прежде всего темперамент, ему предоставляются возможности для продвижения по коллективному учебному маршруту только ему присущим темпом познания.

И тем не менее перед нами стоит серьезная проблема - как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке.

Мы пришли к выводу, что организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;

работа в постоянных парах - тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;

работа в парах сменного состава - глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;

индивидуальная работа - самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

На примере урока математики покажу возможные приемы сочетания различных организационных форм.

Фронтально на уроке мы решаем организационные вопросы, идет психологический настрой, даю сама или ученик информацию с обязательной ее фиксацией на доске, которая затем является опорой, происходит коллективное оценивание учебных результатов, рефлексия. Фронтально организую совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Ученик размышляет, что он уже знает или думает по теме урока, что необходимо узнать, чтобы решить учебную задачу или выйти из проблемной ситуации. Определяет границу своего знания и незнания по «лесенке знаний», к которой возвращается на каждом этапе урока, отмечая знаком или цветом, на каком уровне находится. Для проведения рефлексии на завершающей стадии урока возвращаемся к началу урока, выясняем, на какие вопросы мы теперь можем ответить, какие остались без ответа. Целенаправленная работа по развитию умений самоконтроля и самооценивания позволяет сформировать у большинства учеников умения адекватно оценивать выполненное задание. Для проведения самооценивания, индивидуальной рефлексии на уроке использую «оценочный лист», в котором ученик оценивает не только ЗУНы, но и коммуникации, настроение. В «оценочном листе» ученик видит порядок организации учебной деятельности (план урока). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

Работа в постоянных парах дает возможность восстановить изучаемый материал, устранить пробелы. Парная работа обеспечивает включение мыслительной деятельности каждого ученика. Хороший результат дает парная работа, организованная в форме взаимотренажа.

Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои

мысли. Дети чувствуют себя свободнее, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг другу в поиске ошибок. Все это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания. При организации самостоятельной работы необходимо продумать, как будет вестись контроль за работой учащихся, и оказываться нужная помощь. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предлагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, то на помощь приходит учитель.

Работа в парах сменного состава позволяет ученику рассмотреть материал с различных позиций, услышать разные мнения, выбрать верное решение. Кроме того, работа в парах позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров - искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

Работу в парах постоянного и сменного состава, индивидуальную работу на уроке организую, используя методики КУЗ (коллективных учебных занятий): методика Ривина, методика взаимопередачи темы, взаимообмен заданиями, взаимопроверка индивидуальных заданий.

Индивидуальная работа с учащимися - трудоемкое, но результативное занятие. Она основывается на дифференцированном подходе к учащимся. Прежде всего выясняю индивидуальные способности каждого ученика, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Весь класс делится на 4 скользящие учебные группы. В 1 группу входят учащиеся, обладающие многосторонними способностями, имеющие высокую работоспособность, владеющие умениями сопоставлять, критически анализировать, самостоятельно принимать решения; во 2 группу - дети с оригинальным мышлением, имеющие большой запас слов, обладающие культурой речи, разными видами обобщенных приемов, умеющие приобретать знания в процессе самостоятельной деятельности. В работе с учащимися 1-ой и 2-ой групп творческие задания занимают ведущее место. 3 группа - это учащиеся, обладающие прочными знаниями и твердыми умениями умственных действий, развивающих творческую индивидуальность личности. Им я предлагаю задания с выбором правильного решения. Такие задания содержат пример или задачи и варианты ответов. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, соответствует данному заданию, т.е. опознает правильное решение. 4 группа - учащиеся, обучающиеся на «3». Они стремятся к выделению главного, обобщению, сравнению, доказательству, но системой умственных действий не обладают; умеют делать простые обобщения, выводы. Овладение материалом происходит в том же порядке и объеме, в каком он изложен в учебнике, без внесения нового.

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок использую разнообразные приемы самоконтроля, алгоритмические и программированные упражнения, т.к. в них материал делится на логические этапы, дозы. В каждом варианте выделяются наиболее трудные вопросы, которые могут служить причиной ошибок. В системе упражнений, переходя от работы под непосредственным руководством учителя к частичной и далее к полностью самостоятельной работе, учащиеся постепенно справляются с заданиями разной степени трудности. При этом трудность задания и степень самостоятельности его выполнения постепенно нарастают. Результаты этой кропотливой работы сказываются довольно быстро.

Индивидуальная работа с учащимися дает большой эффект: успеваемость учащихся значительно повысилась, интерес к урокам стал устойчивым, осознанная мотивация выполнения учебных заданий стала значительно выше, увеличилось количество детей, вовлеченных в исследовательскую деятельность.

Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика начальной школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.


© 2010-2022