Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивация учащихся к изучению математики

Выступление на семинаре учителей математики

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение его качества, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Ориентированность на знания и использование новых технологий, активное стремление расширить жизненный горизонт, установка на рациональное использование собственного времени и проектирование будущего, активное поведение, здоровый и безопасный образ жизни - таковы требования к личности человека нового времени.
Все мы прекрасно понимаем, что качественное математическое образование является одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие России, и кто как не мы с вами видим насколько плохо понимают дети, да зачастую и родители необходимость получения качественных знаний.

Да и их тоже можно понять, ведь в нашей стране сегодня "всеобщее высшее образование" и несмотря на то, что ребенок мог поступить в училище, техникум, получить практическую специальность и добиться в этой профессии высоких результатов, родители "всеми правдами и неправдами" направляют его в институт, и после 4-5 лет мучений получаем "дипломированного" экономиста, который не умеет считать, "дипломированного" врача, который не только не имеет достаточно профессиональных знаний, но и попросту брезгует прикоснуться к больному, "дипломированного" инженера, который ничего не смыслит в технике, чертежах и так далее.

Но пока эта установка останется - дети будут выбирать для себя профессии, ориентируясь не на свои знания, умения и способности, а на то где можно больше заработать, где можно легко найти работу.

Дети не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в получении образования. и во многом именно это порождает проблему, которая заключается в том, что у части учеников положительная мотивация к получению качественных знаний и в том числе к изучению предмета математика недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления.

Наша школа как и многие другие малочисленна, наверное вы заметили, проходя по школе, что среди "лучших в учебе" на сегодняшний день у нас только 7 человек, хотя буквально 2-3 года назад на доске практически не было свободного места, вот была конкуренция!

До сих пор результаты сдачи единого государственного экзамена позволяли нашим выпускникам при желании выбирать вузы, где был необходим балл по математике, так при анализировании выбора направлений обучения видим, что на протяжении последних 3-х лет от 50 до 100% выпускников выбирали направление обучения , связанное с математикой и физикой

Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики

В настоящее время прослеживается снижение интереса к учебе в целом и к математике в частности. Анализируя причины мы с коллегами приходим к выводу, что в настоящее время все меньше остается у нас детей, родители которых заинтересованы в получении детьми знаний, больше они заинтересованы в получении ими хороших оценок.

Большую роль в формировании мотива к обучению, конечно же, играет семья, в нашей школе учатся дети из семей с разным достатком

Многие родители вынуждены работать вдалеке от дома и поэтому воспитание детей для них отходит на второй план.

Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики

Немаловажен и образовательный уровень. Высшее образование имеют 0% родителей, 12 - среднее специальное, 11 -среднее, 7 - основное общее образование.

Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики

и чем ниже образовательный уровень родителей, тем ниже мотивация ребенка к учению.

Поэтому целью над которой учителя математики нашей школы работали в этом году является

формирование положительных мотивов к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.

Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:

· Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике.

· Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.

· Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики в условиях сельской школы

· Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.

Конечно же, эта работа не на один учебный год, ее нужно проводить постоянно, и мы решили уделить этому особое внимание.

Отмечу, что во время анкетирования учащиеся среди необходимых в жизни предметов в 100% случаев отмечают математику, но среди любимых математика встретилась только у 4( около 22 %) учащихся.

При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Спилберга-Андреевой были получены следующие результаты: дети из неблагополучных семей имеют сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, проявляют школьную тревожность;(43%)

43% учащихся имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

И только 14% учащихся имеют продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики

Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость взаимодействием на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.

Противоречия:

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;

- между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;

- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.

Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в нашей школе является достаточным для его реализации:

· школа снабжена комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;

· имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки (ноутбук, проектор, экран);

· имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;

· в библиотеке в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);

· имеются электронные пособия по математике, накапливаются обучающие компьютерные презентации.

Мы обратились к педагогической науке, изучали современную литературу, в которой освещается проблема активизации познавательной деятельности.

Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Изучив специальную литературу, я выяснила что существуют

приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
- включение учеников в коллективистские формы деятельности ;
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
- сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
- умелое применение поощрения и наказания.

Всем этим приемам удовлетворяют следующие пед.технологии:

- Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса», весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.

- Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления - это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

Особенности развивающего обучения:

· обучение на высоком уровне трудности;

· ведущая роль теоретических знаний;

· обучение быстрым темпом;

· осознание школьниками процесса учения;

· целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.

Цель технологии развивающего обучения - общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик - активный субъект учебной деятельности; учитель - организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени.

Адаптивная технология обучения:

Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.

Информационно-коммуникативые технологии:

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения:

путём активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет);

используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

как При объяснении нового материала; При закреплении и повторении изученного; так и при итоговом контроле.

Предполагаемый результат нашей деятельности:

· устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;

· сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;

· способность к различным формам мышления и способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;

Что мы делали в этом учебном году помимо изучения литературы, личного обогащения знаниями. Еженедельно в течение 2-йи 3-й учебной четверти проводились для учащихся среднего звена так называемые "Математические бои". Проводились они в разных формах: иногда могла просто дать несколько примеров на умножение и деление( кто быстрее), так как есть проблемы со знанием таблицы умножения, проводила различные игры и в форме "своя игра", "что, где, когда" и другие. Поощряли призами.

На уроках часто применяю компьютерные презентации, тесты. Попробовали себя и в создании математических проектов ( кстати один из них "Магия чисел" будет представлен во время недели математики).

Чтобы увлечь детей, как-то озадачить, удивить их в начале урока использую математические фокусы ( представить один из них).

В настоящее время я работаю в 5,6 классах, поэтому здесь есть время для дополнительной занимательной работы по предмету, в 8,9 уже сложнее, все время уходит на подготовку к ГИА.

Вот, уважаемые коллеги, о чем я хотела вам рассказать.

Ну ,и в заключение, раз уж мы собрались на светлой пасхальной неделе поздравляю вас с праздником, желаю здоровья и благополучия вам и вашим близким, и чтобы у нас всегда была мотивация к обучению математике. Спасибо за внимание!



© 2010-2022