Аттестационная работа: Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ




Аттестационная работа

Тема: «Изучение геометрического материала в коррекционной

школе VIII вида»


Выполнила:

Учитель математики МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида

п. Красногорский

Манаева Галина Николаевна

Группа №217





г. Челябинск,2012г.

Содержание

1.Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей...……………………………………………………………………...…………3

2. Значение и задачи изучения геометрического материала………..……...5

3.Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрического материала учащимися коррекционной школы……………..…..7

4.Использование ИКТ на уроках математики………………………..……10

5. Практическая часть:

-Урок в 5 классе. Тема: «Линии в круге»…………………………………………12

-Урок в 8 классе. Тема: «Построение треугольника по заданным длинам двух

сторон и градусной мере угла заключенного между ними».…………………...14

-Практические задания и дидактические игры, используемые на уроках геометрии ………………………………………………………………………..…16

5. Список литературы ………………………………………………………25







Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников

К умственной отсталости относится только те состояния, при которых отличается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическими повреждениями коры головного мозга.

У умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой нарушения психической деятельности ребенка, включая процесс познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребности в познании. У умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате эти дети получают неполные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто «живое созерцание» умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвитие речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятия этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отличается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Замедленность восприятия усугубляется еще тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное. Отличается так же узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Характерным является нарушение избирательности восприятия. Умственно отсталые дети судят о предметах, явлениях по первому впечатлению.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения. Не умея выделить главное, они проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, невозможность самостоятельно оценивать свою работу. Они часто не замечают своих ошибок, не понимают своих удач и довольны собой, своей работой.

Особенности восприятия детьми учебного материала неразрывно связано с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. У умственно отсталых, позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти умственно отсталых школьников не только в трудности получения и сохранения информации, но главным образом в ее воспроизведении, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодичность. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отличаются недостатки в развитии речевой деятельности. При переходе к школьному обучению у них не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера. Словарный запас умственно отсталых школьников отстает от нормы и формируется с различными нарушениями.


Значение и задачи изучения геометрического материала.

В процессе обучения математике учащиеся коррекционной школы получают не только арифметические знания, но и сведения по геометрии.

Изучение элементов геометрии в условиях коррекционной школы имеет для учащихся большое значение, так как формируется достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению их математических знаний.

Известно, что пространственные представления, воображения, у умственно отсталых школьников развиты слабо. В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных признаков, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры , в результате чего развивается их способность к обобщениям. Все это помогает формированию приемов умственной деятельности, коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Изучение геометрического материала вооружает учащегося практическими навыками измерения, черчения, построения геометрически фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современного производства. Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов как ручной и профессиональный труд, рисование, черчение и др.

Изучение геометрии во вспомогательной школе ставит и решает три основные задачи, которыми определяется и методика обучения.

1)Общеобразовательная задача: развить представление о геометрических фигурах и телах, их образцах, свойствах, сформировать представление о геометрических величинах (длинах отрезков, площадях фигур, объемах тел) единицах их измерения.

2) Коррекционная задача: развивать и корректировать пространственное представление, воображение, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность учащихся.

3) Практическая задача: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов, развивать умения решать жизненно-практические задачи.






Основные трудности и некоторые особенности усвоения

геометрического материала учащимися вспомогательной школы.

Изучение геометрического материала для учащихся вспомогательной школы представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферах деятельности умственно отсталых детей, недоразвития внимания, воображения, несовершенство анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения.

Наблюдение и изучение учащихся в процессе обучения, анализ их работ, психологические и педагогические исследования показывают, что учащиеся испытывают большие трудности в пространственной ориентировке.

Учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Меньше ошибок они делают при отборе фигур по образцу. Однако в силу стереотипности и однозначности представлений умственно отсталые учащиеся отбирают только те фигуры, которые и по размерам, и по цвету одинаковые с образом. Значительно больше ошибок возникает, когда отбирают фигуры по названию.

Большие трудности испытывают учащиеся при изучении углов и классификации треугольников по виду углов. Смешивают прямой угол и прямоугольный треугольник и прямоугольник. У многих появляется неправильная терминология: прямой угольник, тупой угольник и тупоугольник и т.д. такого рода ошибки в ответах учащихся можно объяснить, скорее всего, несовершенством фонематического слуха.

Особые затруднения испытывают школьники при сравнении фигур.

Учащиеся вспомогательной школы воспринимают предмет, данный в необычном положении, как другой предмет. Эти особенности восприятия подтверждаются при узнаваемости ими геометрической фигуры, показанной ими геометрической фигуры, в непривычном положении. Например, квадрат, поставленный на один из углов, узнается ими как треугольник. Дети не могут распознать знакомые геометрические фигуры в орнаменте.

Учащиеся имеют слабые представления о величинах, четко не представляют единицу измерения. Каждой из величин, нередко заменяют линейные меры другими мерами измерения (площади или объема). Это вызвано тем, что за названием единиц измерения не стоит реальный образ.

Имея плохую моторику, слабость мелких мышц руки учащиеся с большим трудом овладевают навыками работы с линейкой, особенно циркулем и транспортиром.

Учитывая все эти трудности в усвоении геометрического материала, стараюсь на уроках геометрии как можно больше использовать различные методы и приемы. Стараюсь сделать урок максимально наглядным, использую на каждом уроке демонстрационный и раздаточный геометрический материал.

В качестве наглядных средств использую модели геометрических тел и фигур разных размеров, цвета, изготовленные из различных материалов, плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме похожи с изучаемыми.

Ни один урок геометрии не решает задачу, поставленную перед ними, если учащиеся будут только наблюдать работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Поэтому, у меня на уроках геометрии каждый ученик получает конверт, с раздаточным материалом и работает с ним самостоятельно.

На уроках геометрии метод наблюдения сочетается с практической деятельностью самих учащихся. На уроках геометрии провожу следующие виды практической деятельности: аппликационные работы, обводка, раскрашивание, штриховка, вырезание из бумаги. Из палочек учащиеся выполняют геометрические фигуры, из геометрических фигур моделируют домик, дерево, машину и др.

Также, при изучении геометрического материала больше место отвожу дидактической игре, как методу обучения. Игры повышают интерес к изучаемому материалу, разнообразят виды заданий, способствуют закреплению названий фигур, игра позволяет преподнести изучаемый материал в занимательной форме, снижает утомляемость. Наиболее часто пользуюсь следующими дидактическими играми: «Что изменилось?», «Какая фигура спрятана в мешочке?», «Дострой фигуру», «Геометрическое лото» и другие.

Значительное место в изучении геометрического материала отводится приему сравнения. Первое сравнение проводит учитель ,а учащиеся слушают и повторяют. Затем сравнение начинает учитель, а учащиеся его продолжают.

Постепенно сравнение ведут учащиеся с помощью учителя. Самостоятельно сравнивают учащиеся по заранее подготовленному плану.

Обучение учащихся элементами геометрии невозможно представить без систематической работы, обеспечивающей формирования навыков измерительных и чертежных инструментов, построение геометрических фигур, умение описывать процессы и результаты работ.

Для увеличения интереса к предмету, повышения эффективности обучения, для разнообразия форм и методов на уроках математики и во внеурочное время широко использую различные игры, ребусы, кроссворды.




Использование ИКТ на уроках математики

Оживляет урок использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ: -возможность предоставить разную информацию в различном виде; -большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации, -оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала - иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний - тесты, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.). Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему - это идеальная электронная доска. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, "как лучше рассказать материал", к тому, "как лучше показать". Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, "воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы".

Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. В этом помогают презентации. Мультимедийные презентации в частности позволяют: -повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса; -оптимально использовать время на уроке; -развивать мышление, внимание, память, учащихся; -улучшать результативность обучения.

В практической части привожу примерные планы уроков. А так же игры, ребусы и подготовленные презентации к представленным урокам.







Урок в 5 классе. Тема: «Линии в круге»

Цель урока:

закрепить понятия: круг, окружность, радиус;

определить понятия диаметр, хорда;

развивать измерительные навыки;

развивать мышление, пространственное воображение;

воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ход урока:

1)Орг. момент.

Постановка воспитательной цели. Тему урока узнаете чуть позже.

2)Повторение.

-Игра - «Назови правильно». (На таблице круг и окружность)

-Работа со слайдами.

Что это? (линии) Какая линия лишняя? Почему? (3слайд)

Что это? (фигуры). Назовите лишнюю фигуру. (Круг) (4слайд)

3)Изучение нового.

-Тему записывают в тетрадях. Линии в круге.( 5слайд).

-Что нам надо на уроке для построения круга и линий? (6слайд)

Циркуль, линейку, карандаш. (7слайд)

-Держи циркуль правильно. (8слайд)

-(.)О- центр окружности и круга.( 9 слайд)

(.)А на окружности

АВ- отрезок-R-радиус.

-Построить окружность радиусом 3см.

-Работают по учебнику - пишут правило.(10 слайд)

-Сколько радиусов на рисунке? (12, а может быть много) (11 слайд)

(.)А и (.)В- точки на окружности (12 слайд)

(.)О- центр окружности.

АВ- отрезок-диаметр.

-Строим окружность радиусом 4см. Сколько см диаметр?

-Учебник .Пишут правило и заучивают. (13 слайд)

Сколько диаметров на слайде? (2, а может быть больше) (14 слайд)

АО и ОВ- радиусы(15 слайд)

АВ- диаметр

Диаметр равен длине двух радиусов.

Длина двух радиусов равна длине диаметра. (16 слайд)

-(.)М и (.)P МР - отрезок(17 слайд)

(.)Е и (.)К ЕК - отрезок

Эти отрезки называются хордами.

-Чертим произвольный круг.

Работают по учебнику. Пишут правило и заучивают. (18 слайд )

-Назовите хорды на слайде. (19 слайд )

ВС, ДТ, ЕМ - хорды.

Диаметр самая большая хорда. (20 слайд)

4) Закрепление.

-Устная работа. Назовите линии. (21 слайд)

Допишите предложение. (22 слайд)

Отрезок, который соединяет центр окружности с любой точкой на ней, называется радиусом.

Какие это линии? Назовите лишнии линии. (23 слайд )

Отрезок, который соединяет две точки окружности, называется хордой. (24 слайд)

-Самостоятельная работа. Начертите в тетради. Подпишите отрезки, которые получились. (25 слайд)

5) Итог урока.

Какие линии есть в круге?

Как обозначается радиус?

Как обозначается диаметр?

Что понравилось на уроке?

Оценки за урок. Домашнее задание.

Урок в 8 классе. Тема урока: «Построение треугольника по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла заключенного между ними.»

Цель урока:

научить строить треугольник по двум сторонам и градусной мере угла между ними, развивать навык обращения с инструментами, развивать измерительные навыки;

развивать мышление, пространственное воображение, навыки контроля и взаимоконтроля;

воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ход урока:

1)Орг. Момент.

Постановка воспитательной цели урока.

2)Повторение.

-Назовите фигуры. (2слайд)

-Какая фигура лишняя? Почему? (овал, нет углов)

-Как одним словом назвать оставшиеся фигуры? (треугольники)

-Какая фигура лишняя? (3слайд)

-Как называются остальные фигуры? (треугольники)

-Дайте характеристику каждому треугольнику.

- Дополните предложение. (4слайд)

Треугольник-это фигура у которой три стороны и …(три угла).

3)Изучение нового.

Мы так много говорим о треугольниках, что вы наверно догадались какая тема урока.

-Построение треугольника по заданным длинам двух сторон и углу между ними.(Записывают тему в тетрадь) (5слайд)

-Что у нас должно быть известным, чтобы построить треугольник?

-Один угол и две стороны. (6слайд)

-Построим треугольник:

-Дано: (7слайд

-Какая ошибка на экране? (нет обозначения угла - градуса)

Пишем в тетрадь данные.

Нужно ли иметь план, чтобы построить треугольник?

-План построения: (8слайд)

-Строим угол. (9слайд)

-Отмеряем длины сторон. (10слайд)

-Соединяем точки.

-Получили треугольник.

-Даем характеристику построенному треугольнику.

-Проверяю сама по трафарету. (11слайд)

-Физминутка. (12слайд)

Все по три.

-Строим другой треугольник.

Дано: (13слайд)

-План построения .(14 слайд)

Строят треугольники. Проверяют первые выполнившие задание по трафарету.

Строим третий треугольник.

-Дано: (15слайд)

План построения. (16слайд)

Строят треугольники. Проверяют по трафарету друг у друга.

-Дано: (17слайд)

План построения (18слайд)

17 и 18 слайды и соответственно задания для сильных ребят. Строят и проверяют самостоятельно также по трафарету.

4)Итог урока:

Что необходимо знать, чтобы построить треугольник? (19слайд)

Ответы ребят.

Проверка правильности ответа. (20слайд)

Оценки, домашнее задание.

МОЛОДЦЫ!( 21слайд)

Решите ребусы.

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Треугольник

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII видаВершина

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII видаЛинейка

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII видаТочка

Подсказка

Передо мной бумаги лист,

До чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка

И на листе получается ТОЧКА.


Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Задания на развитие внимания и логического мышления

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида


Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Задания на развитие памяти

1) Запомните последовательность

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

2)Повторите последовательность

3)Продолжите последовательность

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Задания на развитие мышления,

мелкой моторики.


Соберите квадрат

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида



Выполнение рисунков и аппликации из геометрических фигур.


Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

А также на уроках ПТО выполнение аппликаций на ткани в технике «Лоскутная мозаика»

Аттестационная работа:Изучение геометрического материала в коррекционной школе VIII вида

Используемая литература.

1. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М., «Просвещение» 1989г.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение» 1970г.

3. Эк В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. М., «Просвещение» 1983г.

4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. М., «Просвещение» 1976г.

5. Демидова М.Е. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида Дефектология. 2002г. № 1.

6.Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. М., «Вако» 2007г.

7. Залялетдинова Ф.Р. Математика в коррекционной школе. М., «Вако» 2011г.


© 2010-2022