Конспект занятия «Русская народная сказка «Царевна - лягушка»: послушание и своеволие»

"Описание материала: Данный конспект занятия был составлен для проведения для детей, посещающих детское объединение «Истоки». Занятие построено таким образом, что к детям приходит герой русской народной сказки - Иванушка. в ходе занятия дети учат Иванушку быть вежливым, добрым. Также дети отгадывают и читают сказки и смотрят фрагменты сказок. Благодаря подготовительной работе - подготовка сообщений о Бабе - Яге, дети сами принимают активное участие в его проведении. Детям занятие очень понра...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дробышева Светлана Степановна,

педагог МАОУ Дом детского творчества «Дар»,

г. Кунгур, Пермский край


Занятие 2 - 3

(кружок «Истоки»; 1 - ый год обучения; 5 класс).


Тема: Русская народная сказка «Царевна - лягушка». Послушание и своеволие.

Задачи:

  • показать, что в жизни русские люди стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;

  • подвести к выводу, что послушание выражается в исполнении повеления, а своеволие в самоуправстве; что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову к празднику сшить, и в танце себя показать;

  • воспитывать уважительное и бережное отношение детей к родителям.

Оборудование: комплекты книг «Лягушка - царевна», фильм, тетради для занятий в кружке, записи на доске.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Педагог: Ребята, посмотрите внимательно: кто к нам в гости пришел? Правильно, Иванушка.

Иванушка: Ой, ребята, как хорошо, что вы меня узнали. Мне не терпится сообщить вам радостное известие.

Педагог: Иванушка, можно мы с ребятами дадим тебе совет? Ребята! Что забыл сделать Иванушка? (Поздороваться).

Микрообобщение: Посмотри, Иванушка, как правильно ответили дети. Действительно, когда заходишь в помещение, необходимо здороваться с присутствующими там людьми.

Иванушка: Извините меня, пожалуйста! Я очень волнуюсь. Разрешите мне посмотреть рисунки ваших теремов, которые вы разукрасили дома (рассматривает рисунки). Ах, какие красивые у вас терема! В моем государстве точно такие же терема. Я живу в одном из таких теремов.

II. Подготовка к восприятию текста русской народной сказки «Царевна - лягушка».

Педагог: Ребята, Иванушка, как мы уже говорили, это один из героев русских народных сказок. Давайте вспомним, что значит русская народная сказка? Молодцы! Правильно, сказки эти сочинил народ.

Иванушка: Этого не может быть. Ведь не может весь русский народ собраться вместе и сочинять сказки. Даже мой большой дворец не сможет вместить такое количество народа.

Педагог: Иванушка, ты прав! Не весь русский народ принимает участие в создании сказок. Ребята, может быть, вы поможете Иванушке, расскажите, как рождались русские народные сказки.

Ученик: В народе были люди, которые сочиняли сказки очень быстро. Затем кто - то из слушателей рассказывал эту сказку своим знакомым. Он мог уже что - то добавить свое. А кто - то из этих слушателей рассказывал другим слушателям, тоже может быть, что - то добавляя. Сказки передавались из уст в уста, часто немного дополнялись и изменялись. Так и рождались эти сказки. В настоящее время можно встретить несколько вариантов одной и той же сказки.

Иванушка: Я очень рад, что попал к добрым людям. Но я ведь не знаю, какой я герой? Вдруг я не добрый герой, а злой… А вы будете мне помогать!

Педагог: В этом тебе помогут ребята! Давайте вспомним сказки, в которых герой - Иванушка. (Дети отвечают).

Микрообобщение: Вот видишь, Иванушка, в сказках ты добрый герой; может быть, не обязательно послушным, но в сказках ты показан добрым и всегда приходишь на помощь людям.

Народ сочинял сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. Скажи, каким радостным известием ты хотел с нами поделиться?

Иванушка: Я хотел сказать, что у меня был батюшка и два брата. Только я не помню, в какой это сказке было?

Педагог: А в этом тебе помогут дети. Ребята, отгадайте сказку, которую мы будем сегодня читать.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял ее кто - то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

  • Правильно, это русская народная сказка «Царевна - лягушка», а ты главный герой этой сказки.

III. Работа по русской народной сказке «Царевна - лягушка».

  • Чтение отрывка из сказки педагогом («В старые годы у одного царя было три сына… ……………….. Закручинился Иван - царевич. Делать нечего, взял лягушку и принес домой»).

Педагог: Как Иван - царевич нашел свою суженую? Правильно, стрела ему указала. Нарисуйте стрелу, которая еще летит или уже прилетела к лягушке

(показать выборочно рисунки учащихся).

- А почему Иван - царевич лягушку в жены - то взял? Правильно, ребята, ведь отец сказал: «Куда стрела упадет, там ваша суженая». Не посмели дети ослушаться своего отца. Вот и Иванушка не посмел перечить своему отцу. В этом и выражалось его послушание.

Ведь послушание - это самое главное почитание своих родителей.

Что значит - иметь послушание? (ответы учащихся).

Микрообобщение: иметь послушание - значит не только исполнять волю родителей, но исполнять ее охотно, безо всяких возражений. Не надо добиваться, чтобы родители повторяли свою просьбу несколько раз, чтобы вас долго уговаривали. Ведь, непослушание - это препирательство с родителями, это долгие уговоры вас родителями. Быть послушным - это значит: подчинить свою волю воле другого человека и исполнять свой долг с любовью. Если почтение к родителям соединить с искренней любовью, тогда вы на верном пути к искреннему послушанию.

  • Чтение отрывка сказки хорошо подготовленным учеником (Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего - на купеческой, а несчастного Ивана - царевича на лягушке… ………………….. Дошла очередь до Ивана - царевича. Принял от него царь каравай и сказал: - Вот этот хлеб только в большие праздники есть).

Педагог: Почему первое задание было - испечь хлеб? (ответы детей). Вспомните пословицу, которую можно отнести к этому заданию? Правильно: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

- В тетрадях нарисуйте каравай хлеба, разукрасьте его так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса?

  • Просмотр отрывка из фильма - сказки «Царевна - лягушка» (И тут царь дал сыновьям новый приказ … ……………………Принял у Ивана - царевича, взглянул и сказал: - А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»).

Педагог: Какое второе задание дал царь невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер? (ответы детей). Почему так важно, чтобы жена была рукодельницей? (ответы детей).

Микрообобщение: От жены в те далекие времена зависело очень многое. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее. В настоящее время узор на одежде используется только для украшения. А раньше по костюму, по вышивке на одежде можно было многое рассказать о человеке: откуда он родом, возраст человека и многое другое. К элементам вышивки относились очень серьезно. Женщина должна была знать секреты вышивки. Ведь определенный орнамент вышивки на одежде оберегает человека от злых сил.

- Прочитайте пословицу: «Красна пава перьем, а жена уменьем». Как вы понимаете ее? Кто такая пава?

- Прочитайте, как описана райская красота работы Василисы Премудрой?

- Раскрасьте ковер, который есть в ваших тетрадях.

  • Чтение отрывка сказки хорошо подготовленным учеником («И тут же отдал царь новый приказ… ………………….. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди»).

- Посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу: «А сама - то величава, выступает будто пава». Как понимаете эти слова?

- Догадались, почему третье испытание для невесток - танец?

Микрообобщение: В народе говорят, что в танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и скромность.

- Прочитайте, как танцевали жены старших царевичей.

- О чем говорит этот танец? (об их глупости и завистливости).

- Что можно посоветовать людям, которые бездумно копируют поведение и поступки других людей? (ответы учащихся).

Микрообобщение: в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а порой, чтобы как - то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.

- Расскажите, зачем Иван - царевич спалил лягушечью кожу?

- О ком думал Иван, сжигая лягушечью кожу: о себе или о жене?

Микрообобщение: о царевне - лягушке в тот момент Иван - царевич и не думал. А ведь могло случиться так, что лишившись кожи, она могла умереть. Ведь позднее Иван - царевич пожалел о том, что совершил необдуманный поступок.

- Расскажите о встрече Ивана - царевича со старичком.

- Какие важные слова сказал старичок царевичу?

- За что Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку?

- Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван - царевич?

- Расскажите о встрече Ивана - царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

- Почему Иван - царевич не тронул этих животных?

- Расскажите о встрече с Бабой - Ягой.

Иванушка: Вот мне непонятно, кто такая Баба - Яга? В моей сказке ее не было! Почему она решила помочь Ивану - царевичу? Ведь она могла его съесть?

Ученик: (сообщение ученика о Бабе - Яге).

Педагог: Иванушка, Баба - Яга подчиняется Законам тридесятого царства. Ведь войти в это царство можно только через ее избушку. Баба - Яга охраняет это царство от непрошенных гостей. Только она решает, кто из гостей может туда пройти.

Иванушка: А это чей домик? Как она может повернуться к лесу задом, а к герою передом?

Педагог: Действительно, в этом домике живет Баба - Яга.

- Ребята, а вы догадались, как избушка может повернуться? Правильно, ведь она стоит на курьих ножках.

- Давайте подумаем, что здесь происходит. Почему необходимо избушку повернуть? Почему ее нельзя обойти и войти с другой стороны?

- Правильно. Очевидно, избушка стоит на какой - то видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Ведь избушка открытой стороной стоит к тридесятому царству, а закрытой к царству Ивана - царевича. Поэтому Иван - царевич не может обойти избушку, не повернув ее. Я думаю, что избушка - это сторожевая застава. За эту заставу можно попасть, пройдя испытания. Первое испытание Иван - царевич выдержал, он знал заветные слова.

Иванушка: У меня сложилось такое впечатление, что Баба - Яга проверяет, каким образом человек может проникнуть в ее царство: честным или хитростью.

Педагог: Ты правильно, Иванушка, думаешь. Ведь не все герои находят дорогу в тридесятое царство. Туда могут попасть только добрые, терпеливые, послушные люди. Мало попасть в это царство, надо оттуда еще и вернуться.

Долго Иван - царевич по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел к Кощееву дубу. На самой вершине дуба - кованый ларец.

- Ребята, как вы думаете, этот дуб воплощение добра или зла?

- Сможет ли Иван - царевич один одолеть это зло?

- Расскажите, кто помог Ивану - царевичу одолеть это зло?

Педагог: Вот вошел Иван - царевич в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса - Премудрая и говорит:

- Ну, Иван - царевич, сумел ты меня найти - разыскать теперь твоя весь век буду.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

- Почему Иван - царевич справился с такой трудной задачей - сумел спасти Василису - Премудрую?

- Правильно, ему помогали звери, они были его помощниками. А почему звери помогали ему?

Иванушка: Я думаю, что сказки рассказываются не только для того, чтобы развлечь слушателя, а для того, чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступках. В сказках собрана народная мудрость.

Педагог: Молодец, Иванушка! Давайте вместе подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки?

- Вспомните, с чего начались беды Ивана - царевича? Он сжег лягушечью кожу.

- Как поступил Иван - царевич? (Самовольно). Действительно, беды Ивана - царевича начались с самоволия.

- Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван - царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе и снимать было).

- Какую мудрую мысль хотел донести до нас народ словами этого старичка? (Нельзя своевольно вмешиваться в чужую судьбу и самовольно решать что - то за чужого человека. Решая какой - то вопрос нельзя думать только о себе).

- А когда Иван - царевич животным помогал, он о себе думал? Конечно, нет. Он думал о животных, пожалел их, так как он был добрым человеком.

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Ведь добро, сотворенное нами, никогда не пропадет, оно к нам и вернется. Есть даже такая пословица: «За добро добром и платят».

IV. Вывод по сказке «Царевна - лягушка».

Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей зверюшек, некому было бы ему помочь, чтобы победить Кощея Бессмертного, вернуть Василису Премудрую и вернуть домой, потому что возвращаются обратно те, кто в неведомом мире действует по законам добра и любви, и именно Иван - царевич, пройдя испытания в тридесятом царстве, возвращается домой вместе с женой.


© 2010-2022