• Преподавателю
  • Математика
  • Отчёт по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими

Отчёт по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчёт по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими.

После прохождения курсов по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, я пришла к выводу, что работать по-старому уже нельзя. До курсов повышения квалификации по программе третьего (базового) уровня, я проводила свои уроки в традиционной форме обучения. Помимо традиционных методов обучения, всегда старалась использовать инновации, проводила интегрированные уроки, уроки с использованием ИКТ, уроки в нестандартной форме - путешествия, викторины, урок - сказка и т.д. На своих уроках, я сама объясняла тему, сама ставила цели урока, давала готовые примеры, практически не давала времени на обдумывание. «Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень, 2015, стр.102).

Но самое главное, я не давала возможности развивать им навыки «саморегулирования» и «самообразования». Сейчас я понимаю, что это было моей большой ошибкой. Так как, «развитие навыков саморегулирования является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками» (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.139). В моей практике саморегуляция наблюдалась: в самостоятельной работе учащихся через совместную коллективную работу,через самостоятельное распределение ролей в группах, через постановку целей и задач,через умение оценивать себя и другого, через дифференцированные задания.

На первом этапе «Лицом к лицу», я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая лежит в основе «Новых подходов в обучении и преподавании». «Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и соционального взаимодействия». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.108).

Как нужно направить учащихся на понятие и принятие ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно? Ответ на этот вопрос нашла в идеях модуля «Обучения тому, как обучаться», которые направлены на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение. Для чего это нужно? Для того,чтобы мои ученики могли формулировать цели урока; отвечать за свое обучение; отслеживать, как они обучаются; какие результаты имеют, по предмету и какие они могу иметь; самостоятельно добывать знания; уметь применять их на практике и в жизни. Я старалась учиться постигать принципы обучения, определять способности, отслеживать, оценивать, контролировать учащихся как они мыслят и обучаются. Это и определяло направление дальнейшей совместной работы, стимулировало учащихся к поиску дальнейшей информации, выявлению главного в изученной теме и формированию умения излагать изученный материал.

Вернувшись с курсов, я приступила к составлению среднесрочного планирования серии четырех последовательных уроков по алгебе в 7 классе, которое отличалось от моего традиционного. В планировании, я постаралась учесть образовательные потребности всех учеников, возможные барьеры и трудности, формы организации работы учеников, а также возрастные особенности.

Планировала на каждом уроке интегрировать семь модулей Программы. На своих уроках проводила работу в группах, парах, что позволила создать инклюзивную среду обучения. Уроки сопровождались презентацией, способствующие более эффективному усвоению материала. Предполагала совместную работу, менее мотивированных учащихся с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют усложнённые задания. Задания были составлены с учётом возрастных особенностей, которые не вызовут затруднений при их выполнении.
Для создания коллаборативной среды, на всех уроках я использовала стратегии для настроя на урок,такие как «Напиши пожелание себе и подари соседу», «Скажи, какой я», различные физминутки, различные приемы объединения в группы « Геометрические фигуры», «Пазлы».

Я выбрала вновь образовавшийся 7 класс, несмотря на это, он высоко мотивирован. В нем нет учащихся, которые учатся на «три». Класс состоит из 15 учеников , 6 из которых, пришли с других школ. Поэтому не всех учеников знала, но новые подходы в обучении показали мне моих учеников совсем с другой стороны. Групповая форма работы, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Дети больше стали открыто высказывать своё мнение, пусть не всегда положительное. Они не боялись делать замечания одноклассникам, давать рекомендации, советы, сами вырабатывали критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливали нормы поведения в группе, старались самостоятельно сформулировать тему. Цели урока учащиеся определяли самостоятельно, при этом выдвинутые предложения они соотносили к себе, отвечая на вопросы, например: «Для чего необходима изучение темы «Функции вида у=х2 и у=х3, их свойства и графики»?»; «Как можно график одной функции получить из графика второй функции? »; «Как строится график функции у=ах2 по сравнению с графиком функции у=х2?»; «Как строится график функции у=ах3 по сравнению с графиком функции у=х3?»; и т.д.» Пусть не всегда давали правильный ответ, я принимала любой, при этом выдерживала паузу, хотя практически этого раньше не делала, в связи с нехваткой времени. У учащихся была возможность высказаться, аргументировать, отстоять свои предложения. Принимая ответы учащихся, я старалась тактично корректировать и направлять ответы в нужном направлении.

«Мерсер и Литлтон(2007) в своей работе показали,что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.134). Ученики вовлекались в совместное приобретение знаний, обмен мнениями. Для этого была организована исследовательская беседа при изучении нового материала по темам «Функции вида у=х2 ,у=х3 , их свойства и графики», «Функции вида у=ах2,у=ах3 , их свойства и графики», «Функция вида у=k/x,ее свойства и график».

В период прохождения практики, я убедилась, что применение диалога в процессе обучения, а именно «ученик - ученик», имеет следующие положительные стороны: ученики в непринуждённой обстановке выражают своё мнение по теме, защищают, доказывают его, приводя при этом аргументы; выслушивают точку зрения каждого участника диалога, понимая, что любое мнение имеет право на существование; помимо этого, мне, как учителю, наблюдая за процессом обмена мнениями, можно определить, на каком уровне усвоения материала находится ученик. Надо было сравнить свойства, график функций вида у=х2 и у=х3, найти сходство и отличия, сделать выводы. Привести примеры, показывающие геометрический и физический смысл уравнения у=ах2. Я увидела, что ученики пытались рассуждать,сравнивать, предлагать различные идеи. Когда получалось у них , когда и неполучалось. На первом уроке в одной из двух групп выполнили работу неправильно, не смогли правильно определить свойства функции у=х2 , но на помощь им пришли одноклассники, ученики другой группы, которые указали на ошибку и помогли определить их. Для этого была организована взаимопроверка работ с помощью стратегии «Карусель». В процессе групповых и парных работ, учащиеся учатся правильному общению; умению слушать и слышать; быть сдержанными и терпеливыми к другим. Когда учащиеся выполняют различные виды работ сообща, то большая часть информации, практические навыки запоминаются надолго. При работах в группе, были учащиеся, которые брали инициативу в свои руки, распределяли обязанности в группе, проводили инструктаж - этих учащихся можно было назвать «лидерами».

«Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.134).

«Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.144). Модуль «Обучение критическому мышлению» подтолкнул к активному поиску других эффективных приёмов и методов, способствующих развитию критического мышления учащихся. Я стала развивать в себе умение мыслить творчески, научилась выявлять и решать возникшие проблемы. В результате применения различных приемов и методов критического мышления мои дети стали активными участниками учебного процесса. Дети более ответственно подходили к пониманию, оценке, синтезу и анализу информации. В процессе групповой работы ребята вели обсуждение, спорили, приводили аргументы в ходе ответов на проблемные вопросы. Например: «В чем сходство и в чем различие функций у=х2 и у=х3?»; «Почему параболу называют «естественной кривой»? Каково геометрическое значение формулы у=х3».Учащиеся рассуждали при составлении кластера, старались строить свои мысли так, чтобы они были понятны другим, отстаивая решение группы при защите своих работ. Проведя серию уроков, я пришла к такому выводу, что надо еще работать над формированием развития критического мышления у учащихся, учитывая, что данное мышление развиваются у всех учащихся по-разному.Надо еще поработать над постановкой речи. «Утверждение Л.Выгодского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс (1971) утверждал: то каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.134). Несмотря на все это, именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.

«ИКТ является значимым инстументом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.155). Применение ИКТ в учебном процессе является значимым аспектом, помогающим учителю в современном уроке. ИКТ было использовано мною на уроке в виде демонстрации презентаций, физкультминуток. Всё это позволило облегчить понимание материала учащимися, а также повысить их мотивацию к учению, сделало процесс обучения познавательным и эффективным.

«Учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.165).Изучив модуль «Обучение талантливых и одарённых», я стала понимать значимость его включения в урочную деятельность. Применяя на уроках «стимулирующие» задания и задания повышенной трудности, я заметила, что дети начали демонстрировать следующие характеристики:

самообразование, быстроту мышления, решение проблем, гибкость, любовь к сложности.

Один из модулей «Оценивание для обучения и оценивание обучения» рассматривает подходы к критериальному оцениванию. «Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении». (Руководство для учителя, третий (базовый) уровень,2015, стр.109). До прохождения курсов по новой трёхуровневой программе, я считала, что оценивать работу ученика, выставляя отметку, может только учитель. Теперь же на уроках учащиеся принимали активное участие в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Процесс оценивания опроса, в ходе проведения четырех последовательных уроков, происходил по-разному. Формативное оценивание ( молодцы, отлично, хорошо, совершенно верно. умница и.т.д.) использовалось мною в течении урока, которая помогала корректировать деятельность учащихся в процессе обучения. Ученики использовали формативное оценивание: прием «Большой палец», похвалу, смайлики, стикеры. В конце урока ставилась суммативная оценка, которая определяла уровень сформированности знаний, умений, навыков данного урока. На уроках совместно с суммативным оцениванием я использовала и технику формативного оценивания (самооценивание, взаимооценивание), которое развивало умения учащихся анализировать и оценивать свою деятельность, а так же деятельность групп, используя заранее составленные критерии оценивания, применяя листы оценивания и самооценивания. При внедрении этого модуля моей главной задачей было объяснить ребятам важность оценивания, что они оценивают не личностные качества друг друга, а выполненную работу.

Суммативную оценку в некоторых случаях ставила сама, в некоторых, согласно заранее составленными критериями оценивания, дети оценивали друг друга. При оценивании учащимися друг друга, зачастую оценки были завышены. Какие на это были причины? Причины на это, думаю, были разные:боязнь обидеть друг друга,не понимание целей взаимного оценивания, не достаточно конкретно выработаны критерии оценивания. Для этого, считаю, нужно разрабатывать критерии оценивания совместно с ребятами.

На первых двух уроках основном я оценивала детей формативно, но не все ученики понимали суть формативного оценивания, и в конце каждого урока мне пришлось объяснять, что такое формативное оценивание.

В конце урока проводила рефлексию, где учащиеся писали на стикерах свои мнения о проведенном уроке. Дети писали, что урок прошел очень интересно, и с нетерпением будут ждать следующий урок. Некоторые ученики написали, что им понравилось рисовать и презентовать свою работу.

Подводя итоги, хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей Программы мы учились:
- работать в парах, группах;
-самостоятельно добывать знания через активную деятельность;
-грамотно формулировать различные типы вопросов;
-критически мыслить, доказывать свою точку зрения;
-учились самооценивать и взаимооценивать работу друг друга;
- собирать, анализировать, систематизировать информацию.
Были и трудности, решение которых и будет моей первостепенной задачей:
- дифференцированные задания для обучения талантливых и одарённых;
-критериальное оценивание и его объективность;

- формулирование собственных суждений
Какие же изменения произошли в моём классе? Дети привыкают работать в группе, в классе - доброжелательная, дружеская атмосфера, что способствует учащимся увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока, , слышать и слушать друг друга. А я буду помогать им в обобщении полученных знаний, стимулировать их идеи.

Мне, как учителю ещё многому нужно научиться. Данные курсы являются для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий.



© 2010-2022