Методическая разработка открытого занятия

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТИХВИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ


«Деловая игра. «Ярмарка идей». Решение задач по разделам математики «Основы дифференциального и интегрального исчисления», «Элементы дискретной математики», «Проценты»»


ДИСЦИПЛИНА «Математика»

(специальность31.02.01 «Лечебное дело» ППССЗ Углубленная подготовка)






Выполнила

Парфёнова Татьяна Васильевна,

преподаватель математики и информатики

высшая квалификационная категория

Тел +7-921-7910032

Электронная почта: [email protected]










Г.Тихвин, 2014-2015 учебный год



Тема: Деловая игра. «Ярмарка идей». Решение задач по разделам математики «Основы дифференциального и интегрального исчисления», «Элементы дискретной математики», «Проценты».

Введение.

Современный этап развития общества характеризуется изменением деятельности медицинского работника, которое связано с широким внедрением в эту деятельность процедур математического моделирования, явлений, имеющих место в медицинской практике. Математическая компетентность играет в образовании студентов-медиков, их будущей профессиональной деятельности все более важную роль.

Существуют разные точки зрения в определении математической компетентности. Будем придерживаться определения Е.М. Петровой. Е.М. Петрова под математической компетентностью понимает целостное образование личности, отражающее готовность к изучению дисциплин, требующих математической подготовки, а также способность использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в профессиональной практике.

В связи с этим нами проведено анкетирование 100 работников среднего медицинского звена, выпускников медицинских техникумов, училищ, колледжей. Было задано несколько вопросов: Пригодилась ли Вам математика в профессиональной деятельности? 92% ответили -ДА. Какие темы по математике вам понадобились в работе? Ответы в порядке значимости- вычисления, проценты, пропорции, элементы математической статистики. Соответственно данным темам в процессе обучения студентов-медиков уделяется большее внимание и посвящена эта методическая разработка.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщение и систематизация знаний по темам: «Основы дифференциального и интегрального исчисления», «Элементы дискретной математики», «Проценты».

Задачи:

Обучающие:

- вычисление пределов, производных, неопределенного интеграла, вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла, перестановок, сочетаний, математического ожидания, выборочной средней, задач на проценты.

- показать применение математических методов в медицинской практике.

Развивающие:

- развитие логического мышления, наблюдательности, самостоятельной работы.

- способность к мотивации будущей профессии.

Воспитывающие:

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, воспитание коммуникативных качеств, умения работать в группе.

Уровни усвоения знаний:

Студент должен уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

Студент должен знать: значение математики профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики, основы дифференциального и интегрального исчисления.

Формирование компетентностей:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Метод обучения: игровые технологии

Внутрипредметные связи: умеют решать пропорции, строить графики элементарных фунций.

Межпредметные связи: знают основы математического анализа.

Ожидаемый результат:

Познавательные УУД: самостоятельно решают задачи по основам дифференциального и интегрального исчисления (вычислять пределы, находить производные, неопределенные интегралы методами непосредственного интегрирования, по частям, заменой, методом неопределенных коэффициентов, вычислять площадь фигуры с помощью определенного интеграла); решают задачи на нахождение вероятности события, вычисляют количество перестановок, размещений, сочетаний, находить выборочную среднюю, решать задачи на проценты.

Регулятивные УУД: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с ответами товарищей в команде и принимают решение выбрать окончательный ответ от команды.

Коммуникативные УУД: Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Форма проведения: семинарское занятие

Место проведения занятия: кабинет №28 математики и информатики ГБОУ СПО ЛО «»Тихвинский медицинский колледж» 11.12.2014 г.

Оформление: пять столов для пяти операций с надписями операций, карточки с заданиями на столах.

Оборудование: Раздаточный материал (Приложение1, 2)

Участники: обучающиеся 101 л/д группы специальность 31.02.01 «Лечебное дело» ППССЗ Углубленная подготовка.


Ход занятия:

  1. Организационный момент (проверка посещаемости, сообщение темы занятия, цели) (2 мин)

  2. Вступительное слово преподавателя. Правила деловой игры «Ярмарка идей». (8 мин).

Математическое образование должно составлять неотъемлемую часть культурного багажа любого современного человека. Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также элементом общей культуры.

В настоящее время большой популярностью пользуются интеллектуальные услуги

Сегодня у нас Ярмарка идей. Будем выполнять пять операций. Пояню их значимость для вашей профессиональной деятельности и для жизни.

Операция1 «Предельная». Математика описывает все пределы. С пределами сталкиваются медицинские работники, говоря о предельном состоянии больного.

Операция 2. «Дифференцированная». Открытие дифференциального и интегрального исчисления, центральным понятием которой Эйлер провозгласил функцию «Весь анализ бесконечного вращается вокруг переменных количеств и их функций», резко расширило возможности математики и всех наук. Так каждый выпускник еще в школе изучал производную. Знаем, что механический смысл производной - скорость. Производная - сложнейший процесс. А в медицине это скорость роста бактерий, вирусов, кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца, определение вязкости крови, описания медико-биологических приложений ультразвука (УЗИ, экоэнцефанограмма).

Операция 3.Интегрированная.

Это суммирование, работа. В нашей жизни всё суммируется, обобщается. Проводится множество экспериментов. Так с помощью интегрального исчисления описываются самые разные процессы: поглощение света в растворе, доля убыли лекарственного вещества после введения в организм, описание волновых процессов и колебаний.

Операция 4. Дискретная.

Дискретная математика - раздел математики, занимающийся изучением свойств объектов конечного характера. Сюда относится теория вероятности и математическая статистика. Часто медработник задает вопросы - выживет или нет, сбудется или не сбудется, на эти вопросы отвечает нам теория вероятности. Математическая статистика - раздел математики, об использовании статистических данных для научных и практических выводов. Медицинская статистика необходима для выполнения расчета показателей деятельности работы, для расчета медико-демографических показателей.(рождаемость, смертность, естественный прирост), для обработки статистических данных.

Операция 5. «Процентная».

Без процентов нам не прожить. Любой раствор, концентрацию не подсчитать, не зная основных типов задач на проценты.

Ну а теперь перейдем к выполнению наших операций.

2 группы. 2 старших. Маршрутный лист (Приложение 1) согласно которому идет выполнение операций. 5 операций.

В каждой операции:

1 задание -1 балл, второе- 2, третье -3, четвертое -4, пятое - 5.

В группе решают задание все, старший определяет кто отвечает. После первого выполненного задания выдается второе и т.д.

Маршрутный лист заполняет помощник преподавателя.

Критерии оценивания:

«5» -75-67 б, «4» - 66-60 б,«3» - 59-52 б.

  1. Деловая игра «Ярмарка идей». (70 мин). (Задания - Приложение №2)

Студенты работают в группах, перемещаются по маршрутному листу. На последней операции подсчитывает помощник итоговое количество баллов за все операции. Сдают лист с баллами преподавателю.

  1. Рефлексия (10 мин)

Преподаватель комментирует количество баллов в каждой группе, называет типичные виды ошибок. Разбор заданий планируется проводить на следующем занятии.

Преподаватель просит ответить на вопросы студентов (письменно, на листке).

Вопросы на экране

  1. Не знал__________________________________


  1. Узнал______________________


  1. Получилось_____________________________


  1. Не получилось_____________________________


  1. Должен работать над________________________

От каждой группы один человек выступает от группы. Листки с ответами сдают преподавателю.

ДЗ. Конспекты лекций, вопросы к дифференцированному зачету.











Приложение 1.

ЯРМАРКА ИДЕЙ

Группа 1

Номер

Операция

1

2

3

4

5

Всего

1

Предельная


2

Дифференцированная


3

Интегральная


4

Дискретная


5

Процентная


ВСЕГО

________________________________________________________________

ЯРМАРКА ИДЕЙ

Группа 2

Номер

Операция

1

2

3

4

5

Всего

3

Предельная


4

Дифференцированная


5

Интегральная


1

Дискретная


2

Процентная


ВСЕГО




Приложение 2.

Операция «Дискретная»

  1. На прием к терапевту пришли 5 пациентов. Сколькими способами они могут выстроиться в очередь?

________________________________________________________________

Операция «Дискретная»

  1. В конкурсе медсестер участвуют 15 человек. Имеется три призовых места (первое, второе, третье место). Сколько имеется вариантов распределения трех призовых мест.

________________________________________________________________

Операция «Дискретная»


  1. На аптечный склад поступили лекарственные средства от трех фирм-производителей. Первый производитель поставил 300 ампул, второй- 400, третий - 600. Известно, что процент бракованной продукции составит: у первого поставщика - 2%, у второго - 4%, у третьего - 1%. Для контроля взята 1 ампула. Какова вероятность, что она окажется бракованной?

________________________________________________________________

Операция «Дискретная»


  1. В результате 12 измерений диаметра капилляра в стенке легочных альвеол были получены следующие данные: 2,83; 2,81; 2,86; 2,83; 2,85; 2,87; 2,84; 2,83; 2,87; 2,86; 2,85; 2,84. Вычислите выборочное среднее, выборочную дисперсию, несмещенную выборочную дисперсию.

______________________________________________________________

Операция «Дискретная»


  1. Изучали рост мужчин 25 лет (см) городской местности. Объем выборки 19. провели статистическую обработку данных. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА НА КОМПЬЮТЕРЕ:

Границы интервалов

Относительная частота

160-164

0,1

164-168

0,15

168-172

0,37

172-176

0,28

176-180

0,1

Математическое ожидание равно 170,15. Постройте гистограмму распределения частот, определите математическое ожидание, сравните его с найденным на компьютере.

______________________________________________________________

Операция «Процентная»


  1. У медсестры в процедурном кабинете было 12 упаковок стерильных салфеток. Она израсходовала одну упаковку. Сколько процентов стерильных салфеток израсходовала медсестра?

________________________________________________________________

Операция «Процентная»


  1. Добавлено 50 мл воды к 100 г 30% раствора. Определите процентную концентрацию полученного раствора.

________________________________________________________________

Операция «Процентная»


  1. Имеется творог двух сортов: жирный содержит 20% жира, а нежирный содержит 5% жира. Определите процент жирности полученного творога если смешали 2 кг жирного и 3 кг нежирного творога.

______________________________________________________________

Операция «Процентная»


  1. Состав одного из поливитаминов входят минералы в следующих количества: кальций и фосфор - по 4%, магний - 1,6%, железо - 0,07%, цинк - 0,06%. Сколько миллиграммов каждого минерала содержится в одной таблетке поливитаминов, масса которой 250 мг?

______________________________________________________________

Операция «Процентная»


  1. Во время акции цена на лекарства, стоившего 1500р продавали за 900р. На сколько процентов была снижена цена на лекарство?

Операция «Интегральная»


  1. Вычислите интеграл: Методическая разработка открытого занятияdx

Операция «Интегральная»


  1. Вычислите интеграл: Методическая разработка открытого занятияdx

Операция «Интегральная»

  1. Вычислите интеграл: Методическая разработка открытого занятияxcosx dx

Операция «Интегральная»


  1. Вычислите интеграл: Методическая разработка открытого занятияdx

Операция «Интегральная»


  1. Найти площадь фигуры, ограниченной графиками функций

у=2х2 и у=х+1


Операция «Дифференцированная»

1) Найти производную у= 7х8-2sinx +32x+8

________________________________________________________________

Операция «Дифференцированная»

2) Найти производную функции у=5х2cosx

________________________________________________________________

Операция «Дифференцированная»

3) Найти производную Методическая разработка открытого занятия

________________________________________________________________

Операция «Дифференцированная»

4) Написать уравнение касательной к графику функции у=х3-3х, х0= -1

________________________________________________________________

Операция «Дифференцированная»


  1. Найдите наибольшее и наименьшее значения функции у=х3-3х+4 на отрезке [-1;2]

ОПЕРАЦИЯ «Предельная»

  1. Вычислите предел

Методическая разработка открытого занятия

______________________________________________________________

ОПЕРАЦИЯ «Предельная»


  1. Вычислите предел:

Методическая разработка открытого занятия

ОПЕРАЦИЯ «Предельная»


  1. Вычислите предел:

Методическая разработка открытого занятия

ОПЕРАЦИЯ «Предельная»

4)

Методическая разработка открытого занятия



ОПЕРАЦИЯ «Предельная»

5) Методическая разработка открытого занятия

________________________________________________




































Список использованной литературы:


  1. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. №4. Том 3. Педагогика. Т.В. Парфёнова. Развитие математической компетентности будущих медицинских работников среднего звена. Санкт-Петербург, 2013. С. 106-110.

  2. Гилярова М.Г.Математика для медицинских колледжей. - Изд. 3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 442 c. - (Медицина).

  3. Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник/ В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - Изд., 2-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 588 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).


© 2010-2022