Доклад Современный урок глазами учителя

На педагогическом совете я выступала с докладом"Современный урок глазами учителя" .На примерах я постаралась показать как на уроках  развиваю у учащихся самостоятельность,познавательную активность, мобильность.Основные приемы:проблемные ситуации,поисково-исследовательская деятельность,проектная деятельность,использование контр примеров,формирование творческогомышления, игровое обучение. Большой акцент в докладе был сделан на огромную роль учителя, его педагогическое мастерство, разумное, но необ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

на тему:

"Современный урок глазами учителя"

Выполнила:

Зурабова Т.Н.

учитель математики

СОШ с. Троицкое

Сегодня стратегической направленностью школы XXI века, становится подготовка к жизни личности, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда, новым экологическим сознанием, способной осмысленно реализовывать новые знания творческой продуктивной деятельности. В связи с этим возросла роль школьного образования по формированию у учащихся не только систематизированных знаний, умений, способов мышления, но и таких в современном обществе, необходимых качеств, как самостоятельность, мобильность, предприимчивость, познавательная активность, опыт творческой деятельности.

Задача учителя - пробуждать, направлять и формировать познавательный интерес каждого ученика. Считаю, необходимо разумное сочетание традиционных под­ходов и новых идей. Ведь традиционные методы обучения разрабаты­вались в свое время наиболее опытными педагогами, формировались в результате длительной практики обучения. Только комбинируя различ­ные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе. А для этого надо отчетливо пред­ставлять себе достоинства и недостатки каждого метода, условия его применимости, учитывать возможности для использования того или иного передового опыта.

При использовании тех или иных методических приемов важ­ным является конечный результат, который и является, в сущности, кри­терием их эффективности. Естественно, кроме сказанного, важными в этом процессе являются многие факторы: личность учителя, его педагогическое мастерство, уровень подготовки учащихся и многое другое. Но главное - это желание учителя сделать процесс обучения интересным и эффективным.

В процессе обучения очень важным является личностный под­ход, адаптация к индивидуальным особенностям ученика. Конечно, личность ребенка в школе только формируется, и, мы педагоги, оказы­ваем влияние на формирование этой личности, а поэтому обязаны ува­жительно относиться к формирующейся личности ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, характер, способности, потребности, уровень подготовки и многие другие факторы.

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, и от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.

Современный урок - это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь учитель должен работать с такими технологиями, как критическое мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые система предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.



Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".

Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

У каждого учителя есть свои методические находки, которые работают на успех. Расскажу о некоторых приемах, которые я использую в своей работе.

Я люблю создавать на уроке проблемные ситуации, ведь мой предмет располагает к этому, т.к. решение любой задачи это решение мини проблемы. После того как отработан алгоритм решения тех или иных задач, я формулирую задачу, которая хоть и на эту же тему, но не решается традиционным способом. Пытаюсь пробудить интерес учащихся к решению возникшей проблемы, выслушиваю их рассуждения. Поощряю верный ход мыслей.

Например, после изучения темы "Сумма углов треугольника" я предлагаю найти сумму углов пятиугольника, не используя транспортир. После изучения темы "Площадь криволинейной трапеции" (11кл) я предлагаю найти площадь фигуры, не являющуюся криволинейной трапецией и т.д.

Доклад Современный урок глазами учителя

Нельзя не сказать о поисково- исследовательской деятельности учащихся. На уроке я формулирую проблемный вопрос, на который учащиеся могут ответить только после выполнения определенной исследовательской работы по данной теме.

Например. Перед учащимися 7-ого класса я ставлю вопрос: "Как зависит от коэффициента к положение прямой (график линейной функции) в системе координат. Ответ на этот вопрос будет получен только после того, как ребята построят графики нескольких функций. Увидят закономерность и сделают вывод.

Учащимся 10 класса представляется возможность самостоятельно найти взаимосвязь между производной и угловым коэффициентом касательной, проведенной к графику этой функции.

В наши дни умение добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это возможно, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Потому что именно добыванием и совершенствованием знаний нам приходится заниматься всю сознательную жизнь. Сама жизнь ставит задачу так называемого "обучения через всю жизнь". Чтобы развить у ребенка способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии, в том числе и метод проектов. В этой области я только накапливаю опыт, собираю его по крупицам, учусь вместе с детьми.

В основном проектная деятельность это внеурочная работа, но мини проекты можно делать и на уроке.

Например. Проект "Определение суммы углов треугольника".

Этапы работы над проектом.

1.Учащиеся с помощью транспортира находят углы треугольников (у каждого ученика свой треугольник)

2.Результат записывается на доске. Учащиеся выдвигают гипотезу о том, что сумма углов равна 180.

3.Учителем отводится некоторое время на то, чтобы учащиеся либо доказали справедливость этой гипотезы либо опровергли.

4. Учащиеся доказывают теорему о сумме углов треугольника. Записывают доказательство в тетрадь.

5. Решают задачи, применяя полученную формулу, составляют свои собственные задачи, используя новый материал и раннее пройденный.

В ноябре 2009 года я рассказала своим ученикам о сущности метода проектов. Показав несколько проектов, я отметила их сильные и слабые стороны. Невооруженным глазом можно было заметить неподдельный интерес ряда учащихся к данному вопросу. Через неделю мы вернулись к вопросу о проектах, и, как я и ожидала, многие ребята выбрали тему исследования и приступили к работе.

Игровое обучение, как и проблемное, вызывает к жизни эмоции учеников, создает обстановку увлеченности, раздумий, творчества.

Учащихся среднего звена я часто ловлю "на удочку". Ребятам нравится эта игра.

Среди легких вопросов я вклиниваю вопрос, который не так прост, не решается по отработанному алгоритму. Как правило, находится ученик, который, не заметив скрытого подвоха, отвечает не верно.

Например:

Уравнение

Ход решения

Ответ

х2 = 4

х = ±Доклад Современный урок глазами учителя

2; -2

х2 = 3,6

х = ±Доклад Современный урок глазами учителя

Доклад Современный урок глазами учителя; -Доклад Современный урок глазами учителя

х2 = 7

х = ±Доклад Современный урок глазами учителя

Доклад Современный урок глазами учителя; -Доклад Современный урок глазами учителя

х2 = -9

х = ±Доклад Современный урок глазами учителя ?


х2 = 0,81

х = ±Доклад Современный урок глазами учителя

0,9; -0,9

Или: сравнить с 0 .

-5 и 0,

2,6 и 0,

75,9 и 0,

-5,63 и 0,

х и 0 - ?

-х и 0 - ?

НДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяапример: Отработав свойство острых углов прямоугольного треугольника, я прошу найти неизвестный угол

Доклад Современный урок глазами учителя

Доклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителя



На уроках математики в 5-ых и 6-ых классах, я ввожу в процесс урока игровые моменты, которые вызывают у детей живой интерес к процессу познания. Это игра "Лесенка", "Кто быстрей?", "Не зевай!" и др.

Формирование творчества на уроках математики обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитее, как на творческую личность ребенка.

Начиная с 5-ого класса, я приучаю детей к творческой работе. В основном эта работа выполняется дома, с обязательным обсуждением в классе с поощрением лучших работ. Учащиеся дома составляют задачи на заданную тему, решают их, а при разборе в классе оказывается, что мама закатала 2,8 банки огурцов, а мальчик бежал со скоростью 0,5км/ч. Напоминает задачу о 2,5 землекопах из книги "Волшебник изумрудного города". Лучшие работы помещаются на стенды в классе.

Очень часто прошу ребят придумать ряд примеров на заданную мной тему, вызываю к доске двоих, они записывают примеры. Меняются местами и решают примеры друг друга. Такая работа вызывает огромный интерес у учащихся.

На мой взгляд, у меня неплохо получается использование на уроках методики контрпримеров. Использую эту методику тогда, когда нужно убедить ученика в ошибочности его решения, причем так, чтобы он сам увидел свою ошибку.

Например. При решении рациональных неравенств учащиеся умножают обе части неравенства на знаменатель, не учитывая при этом, что знак неравенства может поменяться. Я тут же даю несколько простых примеров, решение которых убеждает ученика в неверности его рассуждений.

Хочется отметить и групповую форму работы, при которой достигается максимальная активность и ответственность каждого ученика, а значит, каждый ученик восходит на новую, более высокую ступень развития.

Можно еще долго говорить о методах и приемах, которые я применяю на уроках, но в заключении хочу сказать, что использование компьютера на уроках позволит уроку приобрести все новые и новые интересные очертания. Свой доклад я хочу закончить следующими словами:

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская мудрость



2014 г.Доклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителяДоклад Современный урок глазами учителя

© 2010-2022