Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Алгебра 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 15








Урок алгебры в 7классе


Тема:

«Возведение в квадрат

суммы и разности двух

выражений»



Автор: учитель математик I квалифика- ционной категории Беда О.В.

Февраль 2010 год

п. Изыкан



Открытый урок алгебры в 7 классе.


Тема: Возведение в квадрат суммы и разности

двух выражений.


Цели: 1. Повторить возведение в квадрат одночленов, умножение многочлена на многочлен.

2. Развивать логическое мышление, а также умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

3. Изучить формулы сокращенного умножения - возведение в квадрат суммы и разности.

4. Научить применять изученные формулы в простых заданиях.

5. Развивать умение оценивать себя, слушать друг друга, пользоваться листом самоконтроля.

Ход урока.


I. Домашнее задание. п.31 выучить правила и формулы № 860, 863, 874

II. Работа с листом самоконтроля.

На партах у вас лежат листы самоконтроля, по ходу урока вы будете за каждый вид работы выставлять себе оценки. Подпишите эти листы и пока отложите в сторону.

III. Повторение и актуализация знаний.

Давайте вспомним, как возводится в квадрат число, дробь и одночлен.

1. Как возвести в квадрат число? 72 , (-10)2

2. Как возвести в квадрат дробь? 2 2 _ 5 2

9 6

3. Как возвести в квадрат произведение или одночлен? (3х)2 (4х2у2в4)2

А теперь возьмите первые карточки с заданиями и выполните возведение в квадрат.

8 2 = 64 (2а)2 = 4 а2

3 2= 9(4авс)2 = 16 а2в2с2

5 25 (9х2у3z4)2 = 81 х4у6z8

Проверяем. Если нет ошибок ставите в лист самоконтроля за первое задание себе «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки- «3», 3 и более ошибок «0».

Вспомните правило умножения многочленов. Как умножить многочлен на многочлен? (Ответы) Верно. 1

Выполните на следующих карточках умножение многочлена на многочлен, но не забудьте там, где это необходимо привести подобные слагаемые, если вы этого не сделаете, то задание будет считаться выполненным на половину.

I вариант

(а + в) (а + в) =

(х - у) (х - у) =

(2а - с) (2а - с) =

(2х + 3у) (2х + 3у) =

II вариант

(а - в) (а - в) =

(х + у) (х + у) =

(в + 2с) (в + 2с) =

(3х - 2у) (3х - 2у) =

Проверяем после того как вы назовёте ответ если он правильный у вас то ставите себе «+», если неправильный «-», а я не глядя в ваши карточки кроме ответа запишу на доске какие многочлены вы умножали.

(а + в) 2= (а + в) (а + в) = а2+ 2ав +в2

(а - в) 2= (а - в) (а - в) = а2 - 2ав +в2

(х - у) 2= (х - у) (х - у) = х 2- 2ху +у2

(х + у) 2= (х + у) (х + у) = х 2 + 2ху +у2

(2а - с) 2= (2а - с) (2а - с) = 4а2 - 4ас +с2

(в + 2с) 2= (в + 2с) (в + 2с) = в2 + 4вс + 2с2

(2х + 3у) 2= (2х + 3у) (2х + 3у) = 4х2 +12ху +9у2

(3х - 2у) 2= (3х - 2у) (3х - 2у) = 9х2 +12ху +4у2

Если нет ошибок ставите в лист самоконтроля за первое задание себе «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки- «3», 3 и более ошибок «0».

IV. Новый материал, определение темы и целеполагание.

Как вы думайте, как я так быстро по ответам записывала какие многочлены вы перемножали? (Ответы) Верно, я знаю то, чего вы не знаете, а именно какую-то закономерность так давайте найдем эту закономерность, и вы тоже сможете так же быстро выполнят такие задания. Согласны? Тогда начнем. Скажите как ещё по другому можно

2

записать левые части этих тождеств? (Ответы) Верно как квадрат двучлена. Запишем. А что мы возводили в квадрат. (Ответы) Верно сумму и разность двух выражений. Значит какую мы сегодня изучаем тему? Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

А теперь рассмотрим правые части т.е. то, что у нас при возведении в квадрат получилось. Что стоит на первом месте? Что стоит на последнем месте? А как назвать то, что стоит в середине?

Попробуем сформулировать правило возведения в квадрат суммы двух выражений.

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражения и плюс квадрат второго выражения.

Как тогда записать формулу?

(а + в)2= а2+ 2ав +в2

Ну, а теперь как сформулировать правило возведения в квадрат разности двух выражений.

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения и плюс квадрат второго выражения.

Как записать формулу?

(а - в)2= а2 - 2ав +в2

Мы изучили сегодня две формулы, которые позволяют облегчить работу с многочленами и пропустить два этапа преобразования многочленов. Ведь если писать полный вывод мы получили бы следующее

(а + в)2= (а + в) (а + в) = а2+ ав + ав 2 = а2+ 2ав +в2

(а + в)2= а2+ 2ав +в2

А пользуясь формулой будет коротко и быстро т.е. мы сокращаем решение, а формулы поэтому получили название формулы сокращен-ного умножения. Значит какая цель нашего урока? Изучить формулы сокращенного умножения и научиться их применять, что мы сейчас и сделаем.

V. Первичное применение новых знаний при выполнении простых заданий.

Стр. 142 № 859 (письменно), стр. 144 № 874 (устно),

стр. 142 № 862(письменно). С комментариями с места

3

VI. Рефлексия. Давайте проверим кто как усвоил новую тему. Берём третьи карточки и вместо звёздочек ручкой вписываем.

Вставьте вместо звёздочек одночлены, чтобы получились верные тождества.

(у + х) 2 = * + 2ху + *

(х - z) 2 = х 2 + * + z 2

(р + а) 2 = р2 + * + *

(х + 9) 2 = х 2 + 18х + *

(8 - у) 2 =

Проверяем. Если нет ошибок ставите в лист самоконтроля за первое задание себе «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки- «3», 3 и более ошибок прочерк, потому что это новый материал и ничего страшного если сегодня пока не получилось выполнить верно, на следующих уроках мы продолжим учиться применять формулы сокращенного умножения.

Выставите себе оценку за эту работу в 4 колонку и поставьте себе оценку за работу на уроке в целом, за устные ответы в 3 колонку. В 5 колонку поставьте мою оценку… А теперь глядя на все пять полученных оценок выставите себе итоговую оценку за урок. Что у вас получилось?

Молодцы!!! Мне было интересно с вами сегодня работать. А что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Спасибо за урок!!!

















4

Лист самоконтроля

Фамилия, имя ___________________________________________

Возведение в степень одночлена

Умножение многочлена на многочлен

Работа на уроке

Самостояте-льная работа по новому материалу

Самооценка урока

Оценка учителя

Итоговая оценка




Лист самоконтроля

Фамилия, имя ___________________________________________

Возведение в степень одночлена

Умножение многочлена на многочлен

Работа на уроке

Самостояте-льная работа по новому материалу

Самооценка урока

Оценка учителя

Итоговая оценка





Лист самоконтроля

Фамилия, имя ___________________________________________

Возведение в степень одночлена

Умножение многочлена на многочлен

Работа на уроке

Самостояте-льная работа по новому материалу

Самооценка урока

Оценка учителя

Итоговая оценка




Задания к уроку

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

1. Выполните возведение в квадрат.

8 2 = (2а)2 = (9х2у3z4)2 =

3 2= (4авс)2 =

5

2. Выполните умножение многочлена на многочлен и приведите подобные слагаемые.

I вариант

(а + в) (а + в) =

(х - у) (х - у) =

(2а - с) (2а - с) =

(2х + 3у) (2х + 3у) =

2. Выполните умножение многочлена на многочлен и приведите подобные слагаемые.

II вариант

(а - в) (а - в) =

(х + у) (х + у) =

(в + 2с) (в + 2с) =

(3х - 2у) (3х - 2у) =

2. Выполните умножение многочлена на многочлен и приведите подобные слагаемые.

I вариант

(а + в) (а + в) =

(х - у) (х - у) =

(2а - с) (2а - с) =

(2х + 3у) (2х + 3у) =

2. Выполните умножение многочлена на многочлен и приведите подобные слагаемые.

II вариант

(а - в) (а - в) =

(х + у) (х + у) =

(в + 2с) (в + 2с) =

(3х - 2у) (3х - 2у) =

4. Вставьте вместо звёздочек одночлены, чтобы получились верные тождества.

(у + х) 2 = * + 2ху + *

(х - z) 2 = х 2 - * + z 2

(р + а) 2 = р2 + * + *

(х + * ) 2 = х 2 + 18х + 81

(8 - у) 2 =

4. Вставьте вместо звёздочек одночлены, чтобы получились верные тождества.

(у + х) 2 = * + 2ху + *

(х - z) 2 = х 2 - * + z 2

(р + а) 2 = р2 + * + *

(х + * ) 2 = х 2 + 18х + 81

(8 - у) 2 =

4. Вставьте вместо звёздочек одночлены, чтобы получились верные тождества.

(у + х) 2 = * + 2ху + *

(х - z) 2 = х 2 - * + z 2

(р + а) 2 = р2 + * + *

(х + * ) 2 = х 2 + 18х + 81

(8 - у) 2 =

4. Вставьте вместо звёздочек одночлены, чтобы получились верные тождества.

(у + х) 2 = * + 2ху + *

(х - z) 2 = х 2 - * + z 2

(р + а) 2 = р2 + * + *

(х + * ) 2 = х 2 + 18х + 81

(8 - у) 2 =

© 2010-2022