• Преподавателю
  • Математика
  • Особенности формирования временных и пространственных представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Особенности формирования временных и пространственных представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бутерус К.О.

Особенности формирования временных и пространственных представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи - социально-бытовой адаптации этой категории детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить ярко выраженную практическую направленность.

Мною была изучена литература по данной теме и выделены следующие трудности при овладении элементарными математическими (в том числе и пространственно-временными) представлениями учащихся с умеренной и тяжелой умственцой отсталостью:

1 .недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей;

  1. нарушения общей моторики сковывают действия детей в процессе овладения ими пространственной ориентировки ( сложности при перемещении в пространстве класса, выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направления движения, нахождении частей своего тела, определении правой и левой сторон, выявлении пространственных отношений между несколькими предметами в наглядном плане, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движения);

  2. практически не наблюдается ориентировочный этап при решении математических заданий;

  3. стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими;

  4. бедность словаря, непонимание значений слов и выражений, трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний;

  5. абстрактность временных и пространственных понятий, их отвлеченность от физических свойств предметов;

  6. грубое сенсорное недоразвитие;

  7. замедленное и фрагментарное восприятие, страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка;

9.замедленность, недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, склонность к резонерству и побочным ассоциациям;

10. недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза.

Таким образом, без специального обучения дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических

представлений происходит очень медленно, с большими сложностями.

Основная цель коррекционной работы по формированию пространственно- временных представлений - привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.

Выделяются и основные воспитательные задачи:

1 .учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было;

  1. формировать практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режимных моментов, наблюдений за световым режимом дня, его сменой;

  2. практическое ознакомление с расположением предметов в пространстве, использование предлогов и слов для обозначения пространственных отношений;

4'.учить пониманию и использованию в речи слов, обозначающих пространственные и временные отношения.

Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности, которые способствуют расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений:

-игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная);

-элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);

-конструктивная;

-изобразительная (лепка, рисование, аппликация).

Также используются следующие методы и приемы:

  1. совместные действия детей и взрослого;

  2. Действия по подражаниюдействиям учителя;

  3. Действия по образцу, словесной инструкции;

  4. .приемы наложения, приложения, обводки шаблонов, трафаретов;

  5. элементарные счетные действия на основе слухового,тактильного, зрительного восприятия;

  6. предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога;

  7. подготовительные наблюдения на прогулках, экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями в течение дня;

  8. обыгрывание, определение функционального назначения, свойств, качеств предметов для последующего более точного использования в математической деятельности.

Все достижения в работе по формированию пространственно-временных представлений обеспечивают основу для осознания ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать:

-умение соотносить определенное время суток с собственными действиями и деятельностью окружающих;

-понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности и предметном содержании.


© 2010-2022