- Преподавателю
- Математика
- Урок по теме Решение уравнений
Урок по теме Решение уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степанова Т.Г. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«АНГАРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка урока математики
по теме «Решение уравнений»
Автор разработки:
Степанова Татьяна Гаврииловна преподаватель математики ГАПОУИО «Ангарский индустриальный техникум»
Ангарск
2015
Содержание
Введение
Методическая разработка предназначена для использования преподавателями в работе со студентами при повторении темы «Решение уравнений». Урок проводится с использованием ЦОР, что активизирует деятельность студентов и повышает интерес к предмету.
Одной из задач обучения математики является развитие общих компетенций. Данный урок направлен на развитие у студентов умений пользоваться цифровыми образовательными ресурсами, находить информацию, обрабатывать её. На занятии студенты знакомятся с интернет-ресурсами, учатся самостоятельно организовывать свою деятельность, работать в команде, повторяют способы решений уравнений.
Занятие проводится с использованием технологии кейс - стади. Вначале занятия студенты разбиваются на малые группы по 2-3 человека. Студенты самостоятельно изучают содержимое кейса и выполняют задания, используя интернет.
В ходе занятия проводится тестирование. Часть студентов проверяют свои умения решать уравнения с помощью тестовых заданий в бумажном варианте, а другие за компьютерами. Компьютерное тестирование позволяет студентам проверить свои умения решать уравнения и сразу же узнать результат, а те кто решали в тетради, узнают результат на следующем занятии.
В конце занятия проводится фронтальный опрос. Обобщается материал по данной теме.
Во время рефлексии студенты учатся анализировать свою работу, делают выводы.
План урока.
Тема занятия: «Решение уравнений»
Цели:
Образовательные:
-
обобщить и систематизировать знания об уравнениях и способах их
решения.
-
отрабатывать вычислительные навыки.
Развивающие:
способствовать развитию у студентов умений:
-
организовать свою деятельность;
-
искать информацию, анализировать и обрабатывать её;
-
работать в малых группах.
Воспитательные:
-
способствовать формированию умения слушать других;
-
способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.
-
воспитывать ответственное отношение к труду;
-
воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Оборудование: компьютеры, проектор.
Методическое обеспечение: кейсы с заданиями, презентация (приложение 1).
Оформление: на доске портреты Паскаля и Песталоцци и их высказывания:
-
Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)
-
Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
приветствие;
-
проверка явки обучающихся;
-
проверка готовности обучающихся к занятию;
-
настрой обучающихся на работу;
-
Мотивационный этап.
Преподаватель: Один из советских государственных деятелей Михаил Иванович Калинин говорил: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
В жизни у каждого бывают проблемы разного характера. И Вы должны уметь анализировать сложившуюся ситуацию и найти самостоятельно пути решения своих проблем. Для этого необходимо уметь находить информацию и обрабатывать её, научиться вести диалог, слушать других, работать в группе. Сегодня на занятии мы будем отрабатывать все необходимые нам навыки в ходе решения математических задач. Впереди у Вас экзамен по математике и на уроке Вы должны повторить виды и способы решения уравнений. (слайд 2,3)
-
Деятельностно - содержательный этап.
Для организации работы студенты разбиваются на группы по 2-3 человека.
Каждой группе выдаётся пакет с заданием. (Кейс) На выполнения каждого задания отводится определённое время. (слайд 4)
Содержание кейса:
Завтра у Вас будет проходить зачёт по математике по теме «Решение уравнений», а Вы по какой-то причине отсутствовали на занятиях по этой теме. Преподаватель посоветовал воспользоваться ЦОР. Подготовьтесь самостоятельно к зачёту.
Задание 1. (10 мин)
Закончите предложение.
-
ЦОР - это….
-
Примеры ЦОР:
-
Уравнение - это ….
-
Решить уравнение - значит…
-
Корень уравнения - это …
-
Равносильные уравнения - это уравнения….
Задание 2. (10 мин)
Заполните блок-схему «Виды уравнений» На каждый вид приведите примеры.
Задание 3. (20 мин)
-
Ответьте на вопрос.
Какие методы решения уравнений Вы знаете?
-
Определите каким методом решено уравнение.
-
Решите по образцу:
5х2 - 10х = 0
Ответ: х =0 и х= - 0,5 Ответ: х=0 и х=2 (Метод разложения на множители)
2) Решите по образцу
Ответ: х=1/16 и х=64
Оба ответа входят в область допустимых
значений уравнения, поскольку
являются положительными числами. (Метод замены переменной)
Решите по образцу
. Ответ: х=-2
Ответ: х= -1. (Метод возведения обеих частей уравнений в одну и ту же степень).
-
Решите по образцу:
х3 =2х -1
Ответ: х =1 и х ≈ -1,5
Ответ: х=-1; х=3. (графический способ)
Задание 4. (5 мин)
Найди ошибку в решении уравнения.
2x+ 3 = x
2x -x = -3
x = -3 Ответ: х = -3. (правильный ответ: нет решения)
Задание 5. (20 мин)
Проверь себя!
(Один из группы решает компьютерный тест, а остальные в бумажном варианте)
Задания теста (приложение2)
4 Оценочно - рефлексивный этап.
Фронтальный опрос: (слайды 5, 6,7)
-
Какие уравнения, Вы решали в тестовом задании?
-
Какие способы использовали при решении этих уравнений?
Рефлексия: (слайд 8)
Просмотрите все задания, которые Вы оформили в тетради и поставьте на полях символы: «+» - всё понятно, «?» - остались вопросы, «-» - ничего не понял.
Итог: Оценки сегодня получили:
Домашнее задание: СРС №25 Задания: №1(1,2,3), №№2-5 (приложение 3) (слайд 9)
Вспомогательный материал: (кейс)
-
Список Интернет ресурсов. (приложение 4)
-
Блок - схема решения квадратного уравнения (приложение 5)
-
Основные методы решения иррациональных уравнений (приложение 6)
-
Обобщенная классификационная схема решения логарифмических уравнений. (приложение 7)
-
Формулы для решения тригонометрических уравнений. (приложение 8)
-
Обобщенная классификационная схема решения показательных уравнений. (приложение 9)
Список использованных источников:
-
Лысенко Ф.Ф. Тестовые задания по математике, ЕГЭ-2013г. -Ростов-на-Дону: Легион, 2012г.
-
Рурукин А.Н. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа. 11 класс. - М.: ВАКО, 2013.
-
Быстрова Н.В. Таблицы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
-
Иванова О.П. Блок-схема для решения квадратных уравнений. [Электронный ресурс], - ppt4web.ru/matematika/blokskhema-dlja-reshenija-kvadratnykh-uravnenijj.html - презентация в интернете.
-
Смирнов С. Уравнения. [Электронный ресурс], -egesdam.ru/page220.html.
-
Графический способ решения уравнений. [Электронный ресурс], -nado5.ru/e-book/graficheskii-sposob-resheniya-uravnenii
Приложения.
Приложение 2
Тест по теме «Решение уравнений»
При выполнении заданий А1 -А4 укажите один правильный ответ.
А1. 4х + 2 = 2х +6
1) -2 2) 2 3) 4 4) 2/3
А2. 2(2х - 4) = 6х +8
1) 0 2) 8 3) -8 4) 6
А3.
1) 20 2) 10 3) 2,5 4) 4,5
А4. х2 + 100 = 0
1) 10 2) -10 3) нет решений 4) 50
При выполнении заданий А5 -А7 укажите все правильные ответы.
А5. х2 - 25 = 0
1) 12,5 2) -12,5 3) 5 4) -5
А6. 2х2 - 8= 0
1)2 2)16 3)-16 4) -2
А7. х2 -9х + 20 = 0
1)5 2) -5 3) 4 4) - 4
При выполнении заданий А8-А11 решите уравнения и запишите ответ
А8. log 4 х = 2
А9. log 2 (3х-1) = 3
А10. 3 2х =81
А11.
Оформите полное решение заданий В1-В2
В1. log 4 (4+2х) - log 4 (х -5) = 2
В2.
В3.
В4.
В5.
Приложение 3
Самостоятельная работа №25
Тема: Выполнение зачётных заданий по теме «Уравнения и неравенства»
Цель контроля - проверка и корректировка текущих знаний студентов
Вид контроля - текущий
Уровень усвоения - программный, двухуровневый
Форма контроля - письменная самостоятельная работа
Количество часов на выполнение задания - 10
Срок выполнения задания - последняя неделя марта(2 курс)
Баллы: (для получения зачёта)
максимальный - 19
минимальный - 11
Критерии оценки самостоятельной работы:
Оценка «5» - 18-19 баллов
Оценка «4» - 14 -17 баллов
Оценка «3» - 10- 13 балл
Оценка «2» - менее 10 баллов
Зачётные задания по теме:
Задание №1(1-6 баллов)
Ответьте на вопросы:
-
Какие уравнения называют равносильными? (1 балл)
-
Какими методами можно решить уравнения? (1 балл)
-
Перечислите способы разложения на множители. (1 балл)
-
Что значит «решить неравенство»? (1 балл)
-
Сформулируйте свойства, которые используют при отыскании решений неравенств. (1 балл за 5свойств)
-
В чём заключается способ решения неравенств методом интервалов? (1 балл)
Задание №2 (1 балл)
Укажите число корней уравнения : (1 балл)
Задание №3 (1-3 балла)
Решите уравнение с помощью введения новой переменной:
а) б) 2х - в) 2 cos2 х + 3 sin х = 0
Задание №4 (1-2 балла)
Решите уравнение с помощью разложения на множители:
а) (1 балл) б) 3х+2 + 3х+1 + 3х= 39. (1 балл)
Задание №5 (1-4 балла)
Решите графически уравнение:
а) 1,5х +1=2х (2балла) б) (2 балла)
Задание №6 (1 балл)
Решить неравенство методом интервалов (2x - 6)(3x + 12)(5x + 1)<0 (1 балл)
Задание №7 (1-2 балла)
Решить неравенство:
а) (1 балл) б) ) 7 5 х +1 ≥ (1 балл)
Базисные источники
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др. Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 2012.
Приложение 4
Интернет- ресурсы:
-
Ресурс «ЕГЭ сдам» egesdam.ru/page220.html
-
Школьный сайт «Школьная жизнь» schoolife.ru/
-
Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий» edu.km.ru
-
Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) 5ballov.ru
-
Математика в Открытом колледже mathematics.ru
-
Вся математика в одном месте allmath.ru
-
Мир математических уравнений eqworld.ipmnet.ru
-
Образовательный математический сайт exponenta.ru
-
Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа bymath.net
-
Геометрический портал neive.by.ru
-
Графики функций graphfunk.narod.ru
-
ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию uztest.ru
-
Задачи по геометрии: информационно-поисковая система zadachi.mccme.ru
-
Математика on-line: справочная информация в помощь студенту mathem.h1.ru
-
Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) mathtest.ru
-
Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина mathnet.spb.ru
-
Сайт преподавателя Степановой Т.Г.stepanova-ait38.umi.ru/
Приложение 5
Приложение 6
Основные методы решения иррациональных уравнений.
-
Функционально-графический.
Решите графически уравнение
Решение: В одной системе координат построим графики функций и .
Графики пересекаются в двух точках А и В.
Данное уравнение имеет два корня.
-
Алгебраический. (Возведением в степень)
1 Решение:
Возведём обе части в квадрат.
т.к. то
Проверка:
-неверно
-верно
Ответ: 3
2 Решение:
Переходим к равносильной системе:
Ответ: 3
1 Решение: Возведём обе части 2 Решение: Переходим к равносильной
уравнения в квадрат системе:
Система не имеет решений.
-неверно Ответ: корней уравнения нет
Ответ: корней нет
Обобщенная классификационная схема решения логарифмических уравнений. Приложение 7
Приложение 8
Формулы для решения тригонометрических уравнений.
sinx = а х = (-1)narcsin a + πn, n ∈ Z Частные случаи
cosx = а х = ± arccos a + 2πn, n ∈ Z
tgx = а х = arctg a + πn, n ∈ Z
ctgx = а х = arcctg a + πn, n ∈ Z
х - угол, который нужно найти
а - любое число.
Значения тригонометрических функций:
Формулы приведения:
Обобщенная классификационная схема решения показательных уравнений. Приложение 9