- Преподавателю
- Математика
- Выступление на методическом объединении учителей математики Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики
Выступление на методическом объединении учителей математики Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефремова Л.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Горловская ОШ І-ІІІ ступеней №22
«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках математики»
Выступление на ШМО учителей математики Ефремовой Л.А.
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью. (Л.Н.Толстой)
В наш век - век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капельке воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране.
Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения о том, что знать и уметь всё невозможно. Поэтому наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Поэтому слова Л.Н.Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» стали опять актуальными.
Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Главным направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
В связи с этим проблема формирования познавательной активности учащихся на уроках представляет особую значимость для методики преподавания не только математики.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся, т.е. создавать условия для учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющую формировать совокупность ЗУН по математике.
С точки зрения методики познавательный процесс носит двусторонний характер. УСЛОВИЯ, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а результаты этих условий демонстрирует УЧЕНИК.
Сам процесс познания представляет цепь восприятие - запоминание - сохранение - воспроизведение - интерпретация полученных знаний.
Познавательная активность личностное свойство, оно приобретается, закрепляется, развивается с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся. Активизация познавательных интересов основана на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьезных недостатков в организации обучения.
Поэтому основными задачами своей работы я ставлю:
-
Создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся
-
Формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся;
-
Способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности учащихся;
-
Формирование у школьников способности владения различными методами познания.
Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение многих предметов в школьном расписании. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? На своем опыте я убедилась, что усвоение математических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать следующие средства активизации познавательной деятельности:
-
Создавать атмосферу заинтересованности, повышать мотивацию: достижение поставленной цели, оценка труда.
-
Создавать ситуацию общения, стимулировать диалог, при котором ребята должны:
-
Защищать свое мнение, приводить аргументы и доказательства используя полученные знания;
-
Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углублять тем самым процесс познания;
-
Рецензировать ответы товарища, вносить коррективы, давать советы;
-
Делиться своими знаниями с другими;
-
Помогать товарищу в затруднении, объяснять непонятое.
-
Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно.
-
Менять формы деятельности учащихся, повышая тем самым работоспособность на уроке (устная работа, самостоятельная работа, работа с классом, индивидуальные задания, тесты, игровые моменты, самопроверка и т.п.)
-
Физминутка, комфортная среда позволяющая снять напряжение, усталость.
-
Использование элементов технологии сотрудничества (сильный ученик опрашивает слабого, составление карточек-заданий друг для друга и пр.).
-
Поощрение любой познавательной активности.
-
Высокий темп урока: каждый ученик должен быть занят (ни минуты свободного времени на уроке).
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
В урок я включаю:
-
Игры, занимательные задания
-
Занимательное содержание материала
-
Самостоятельная работа
-
Тесты
-
Конкурсы, соревнования
Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Ученики охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир, ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.