Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

За меру двугранного угла принимается мера соответствующего ему линейного угла. Все линейные углы двугранного угла совмещаются параллельным переносом, а значит, равны. Поэтому мера двугранного угла не зависит от выбора линейного угла.

§ 18. Векторы в пространстве

В пространстве, как и на плоскости, вектором называется направленный отрезок. Буквально так же, как и на плоскости, определяются основные понятия для векторов в пространстве: модуль вектора, направление вектора, равенство векторов.

Координатами вектора с началом в точке АПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, (хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) и концом в точке

АПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) называются числа (хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; z Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс).

Равные векторы имеют соответственно равные координаты и, обратно, векторы с соответственно равными координатами равны.

Расстояние между двумя точками:

а) на плоскости: А(Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) и В (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) находим по формуле: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

б) в пространстве: А(Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) и В (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) и АВ = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Координаты середины отрезка АВ, где А(Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) и В (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)

вычисляются по формулам: х = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; у = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; z = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Координаты точки М, делящей отрезок АВ в отношении λ

(т.е. точка М удовлетворяет условию Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ), находятся по формулам:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Уравнение окружности с центром в точке О (а; в) имеет вид:

(х - а)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + (у - в)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= RПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Уравнение сферы с центром в точке О (а; в; с) имеет вид:

(х - а)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + (у - в)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + (z - c)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= RПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Скалярное произведение двух векторов Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) вычисляется по формулам:

1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс · Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс =|Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс|·|Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс|· cos φ, где φ - угол между векторами Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс · Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс· хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс· уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс· zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Если два вектора Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) коллинеарны, то: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Если два вектора Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс) перпендикулярны, то:

хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс· хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс· уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс· zПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= 0. (Скалярное произведение взаимно перпендикулярных векторов равно нулю).

Ребята!

Отзывы и пожелания по материалам справочного пособия по курсу математики

10 класса вы можете высказать учителю математики.

Желаю Вам успехов в учёбе!!!

22


Соловьёв В.А.


Справочник

10 класс


Математика. Готовься к экзаменам





Справочные материалы

по курсу математики 10 класса




2010 г.
















Данное пособие поможет вам, ребята, повторить



Содержание

Раздел I. АЛГЕБРА

§ 1. Функция. Область определения и область значений …………………………..1

§ 2. Свойства тригонометрических функций ……..…………………..…………….2

§ 3. Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение ….3

§ 4. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму и разность …. 3

§ 5. Обратные функции и решение тригонометрических уравнений ……….….....4

§ 6. Решение простейших тригонометрических неравенств ………..…………….12

§ 7. Правила вычисления производных ……………..…….……………………….13

§ 8. Физический смысл производной ……………….. …………………………….13

§ 9. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной ………....…...13

§ 10. Критические точки ……………………………………………..……………...14

§ 11. Признаки возрастания и убывания функции .……... ………………………..14

§ 12. Экстремумы функции ………………………....................................................15

§ 13. Наибольшие и наименьшие значения функции……………………………...15

Раздел II. ГЕОМЕТРИЯ

§ 1. Аксиомы стереометрии …………..…………………………………………….16

§ 2. Следствия из аксиом…………………………………………………………….16

§ 3. Параллельные и скрещивающиеся прямые …………….…….………….……17

§ 4. Признак параллельности прямых ………………………………………………17

§ 5. Признак параллельности прямой и плоскости………………………………...17

§ 6. Параллельность плоскостей ……………….……..……………….……………18

§ 7. Свойства параллельных плоскостей ..……………….…………………….......18

§ 8. Перпендикулярность прямых в пространстве ……..........................................18

§ 9. Перпендикулярность прямой и плоскости …………..……………..................18

§ 10. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости …………………………19

§ 11. Перпендикуляр и наклонная ………………….……………………………...19

§ 12. Теорема о трёх перпендикулярах…………………………….………………19

§ 13. Расстояние между прямыми и плоскостями ………………………………...20

§ 14. Угол между прямой и плоскостью……………………………………………20

§ 15. Угол между двумя плоскостями……………………………….……………...21

§ 16. Признак перпендикулярности двух плоскостей…………………..…………21

§ 17. Двугранный угол ………………………………..…………………..…………21

§ 18. Векторы в пространстве………………………………..…………………..….22






Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 9

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 10

§ 15. Угол между двумя плоскостями


Определение. Углом между пересекающимися плоскостями называется угол между прямыми, проведёнными в этих плоскостях перпендикулярно линии их пересечения (рис. 10)

Если плоскости параллельны, угол между ними считается равным 0°.

§ 16. Признак перпендикулярности двух плоскостей


Определение. Две плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90°.

Теорема (признак перпендикулярности плоскостей). Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то эти плоскости перпендикулярны.

Теорема. Прямая, проведённая в одной из двух перпендикулярных плоскостей перпендикулярно прямой их пересечения, перпендикулярна к другой плоскости.

§ 17. Двугранный угол


Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 11

Определение. Двугранным углом называется фигура, образованная двумя полуплоскостями с общей ограничивающей их прямой (рис. 11). Полуплоскости называются гранями, а ограничивающая их прямая - ребром двугранного угла.

Плоскость, перпендикулярная ребру двугранного угла, пересекает его грани по двум полупрямым. Угол, образованный этими полупрямыми, называется линейным углом двугранного угла.

21

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 5


§ 13. Расстояние между прямыми и плоскостями


Определение. Расстоянием между параллельными плоскостями называют длину перпендикуляра, опущенного из любой точки одной плоскости на другую (рис. 6).

Определение. Расстоянием между плоскостью и параллельной ей прямой называется длина перпендикуляра, проведённого из любой точки прямой к плоскости (рис. 7).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 6

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 7

Определение. Общим перпендикуляром двух скрещивающихся прямых называется отрезок с концами на этих прямых и перпендикулярный к каждой из них.

На рисунке 8 отрезок АВ - общий перпендикуляр скрещивающихся прямых а и в.

Определение. Расстоянием между скрещивающимися прямыми называется длина их общего перпендикуляра.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 8



§ 14. Угол между прямой и плоскостью

Определение. Углом между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярной к ней, называется острый угол между прямой и её проекцией на плоскость (рис. 9).





20

§ 1. Функция. Область определения и область значений


Функция - одно из важнейших математических понятий. Напомним, что функцией называют такую зависимость переменной у от переменной х, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у.

Переменную х называют независимой переменной или аргументом. Переменную у называют зависимой переменной. Говорят также, что переменная у является функцией от переменной х. Значения зависимой переменной называют значениями функции.

Если зависимость переменной у от переменной х является функцией, то коротко это записывают так: у = f(х). (Читают: у равно эф от х.) Символом f(х) обозначают значение функции, соответствующее значению аргумента, равному х.

Заметим, что в записи вида у = f(х) вместо f употребляют и другие буквы: g, φ, h и т. п.

Область определения функции - множество всех значений аргумента (независимой переменной), при которых функция имеет смысл.

Область значений функции - множество всех значений, которые принимает функция (зависимая переменная).

Если функция задана формулой и её область определения не указана, то считают, что область определения функции состоит из всех значений аргумента, при которых формула имеет смысл.

При нахождении области определения функции следует обращать внимание на два факта:

1) делить на нуль нельзя, поэтому выражение, стоящее в знаменателе дроби (или делитель) всегда отлично от нуля.

Пример 1: Найти область определения функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Делить на нуль нельзя, поэтому Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Значит область определения данной функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

2) корень чётной степени из отрицательного числа не извлекается, поэтому выражение, стоящее под знаком корня чётной степени, всегда неотрицательно (≥ 0).

Пример 2: Найти область определения функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Согласно правилу: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Найдём корни квадратного уравнения. По теореме Виета:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= 3 и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 4. Графиком функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс является парабола, ветви которой направлены вниз. Значит область определения данной функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Вопрос о нахождении области значений функции решается гораздо сложнее.

Рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 3. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Так как 3 ≠ 0,

тоПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, значит у ≠ 4. Отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

1

Пример 4. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Дробь Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ,

значит у ≠ 4 + 1,5 = 5,5. Отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 5. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Выражение, стоящее под знаком квадратного корня всегда должно быть неотрицательным, значит, таким же будет и значение квадратного корня: у ≥ 0, т.е. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 6. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Выражение, стоящее под знаком квадратного корня всегда должно быть неотрицательным, значит, таким же будет и значение квадратного корня: у ≥ 0, т.е. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 7. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Графиком данной функции будет парабола, направленная ветвями вверх, значит, наименьшее значение функция будет принимать в вершине, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , тогда

у(-4) =(-4) ∙ (- 4) + 8 ∙ (- 4) +12 = 16 - 32 +12 = 28 - 32 = -4, т.е. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 8. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Графиком данной функции будет парабола, направленная ветвями вниз, значит, наибольшее значение функция будет принимать в вершине, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , тогда

у(3) =-3 ∙ 3 + 6 ∙ 3 - 8 = - 9 + 18 - 8 = 18 - 17 = 1, т.е. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 9. Найти область значений функции: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Так как функция Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - ограничена, то достаточно найти два краевых значения: 3 ∙ (-1) - 5 = - 3 - 5 =

= - 8 и 3 ∙ 1 - 5 =3 - 5 = -2. Значит, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .


§ 2. Свойства тригонометрических функций

1. Чётность функций

Функция у = f(x) называется чётной, если для всех значений х из области определения функции выполняется равенство: f(-x) = f(x).

Чётной из тригонометрических функций является только одна функция y = cos x.

Значит: cos (-x) = cos x.

Функция у = f(x) называется нечётной, если для всех значений х из области определения функции выполняется равенство: f(-x) = - f(x).

Нечётные функции: y = sin x, y = tg x, y = ctg x.

Значит: sin (-x) = - sin x, tg (-x) = - tg x, ctg (-x) = - ctg x.

Функция не являющейся ни чётной, ни нечётной, называется функцией общего вида (ФОВ).

2. Периодичность тригонометрических функций

Функция называется периодической, если для всех х из области определения функции выполняется равенство: f(x + Т) = f(x).

Число Т ≠ 0 называется периодом функции.

2 Периодичность тригонометрических функций: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

Теорема (признак перпендикулярности прямой и плоскости): Если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна данной плоскости.

§ 10. Свойства перпендикулярных прямой и плоскости


Теорема. Если плоскость перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и к другой.

Теорема (обратная теорема). Две прямые, перпендикулярные к одной плоскости, параллельны.

§ 11. Перпендикуляр и наклонная


Пусть даны плоскость и не лежащая на ней точка

Перпендикуляром, опущенным из данной точки на данную плоскость, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на прямой, перпендикулярной плоскости. Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием перпендикуляра. Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость.

Наклонной, проведённой из данной точки к данной плоскости, называется любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, не являющийся перпендикуляром к плоскости. Конец отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием наклонной. Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной, проведённых из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.

На рисунке 4 из точки А проведены к плоскости α перпендикуляр АВ и наклонная АС. Точка В - основание перпендикуляра, точка С - основание наклонной, ВС - проекция наклонной АС на плоскость α.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 4



§ 12. Теорема о трёх перпендикулярах


Теорема. Прямая, проведённая на плоскости перпендикулярно к проекции наклонной, перпендикулярна и к этой наклонной.

Теорема (обратная теорема). Если прямая на плоскости перпендикулярна к наклонной, то она перпендикулярна и к проекции наклонной.

19

§ 6. Параллельность плоскостей


Определение. Две плоскости называются параллельными, если она не пересекаются.

Если плоскости α и β параллельны, пишут: α║β.

Теорема (признак параллельности плоскостей): Если каждая из двух пересекающихся прямых одной плоскости параллельна другой плоскости, то эти плоскости параллельны.

Следствие. Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.

§ 7. Свойства параллельных плоскостей


Теорема. Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то линии их пересечения параллельны.

Теорема. Отрезки параллельных прямых, заключённые между двумя параллельными плоскостями, равны.

Теорема. Через точку вне данной плоскости можно провести плоскость, параллельную данной, и притом только одну.

Следствие. Две плоскости, параллельные третьей плоскости, параллельны.

§ 8. Перпендикулярность прямых в пространстве

Введём сначала понятие "угол между прямыми в пространстве". Если две пересекающиеся прямые образуют прямые углы, то говорят, что угол между этими прямыми равен 90°. Если пересекающиеся прямые образуют острые и тупые углы, то за угол между данными прямыми принимается мера острого угла.

Определение. Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми параллельными данным скрещивающимся.

Определение. Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90°.

Отрезки (лучи) называют перпендикулярными, если они принадлежат перпендикулярным прямым.

Теорема. Если прямая перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и к другой прямой.

§ 9. Перпендикулярность прямой и плоскости


Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости и проходящей через точку пересечения.

В этом случае и плоскость будет перпендикулярна к прямой: аПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классα и αПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класса.

Отрезок (луч) называется перпендикулярным к плоскости, если он лежит на прямой, перпендикулярной к данной плоскости.

18

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

В случае сложной функции у = f (kx + в), период находится по формуле: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Например, для функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс период равен: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , а для функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс период равен: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , функция Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс имеет период: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

§ 3. Преобразование суммы и разности тригонометрических функций

в произведение


Формулы сложения тригонометрических функций имеют вид:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; (1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; (2)

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; (3) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (4).

Сформулируем эти зависимости словами:

(1) Сумма синусов двух аргументов равна удвоенному произведению синуса полусуммы на косинус полуразности аргументов.

(2) Разность синусов двух аргументов равна удвоенному произведению синуса полуразности на косинус полусуммы аргументов.

(3) Сумма косинусов двух аргументов равна удвоенному произведению косинуса полусуммы на косинус полуразности аргументов.

(4) Разность косинусов двух аргументов равна удвоенному произведению синуса полуразности на синус полусуммы аргументов, взятому со знаком «минус».

Полезно также помнить формулы: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

§ 4. Преобразование произведения тригонометрических функций

в сумму и разность


Тригонометрические функции суммы и разности двух аргументов имеют вид:


Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс или словами: 3

Произведение синуса и косинуса с различными аргументами, равно полусумме синусов суммы и разности этих аргументов.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классили словами:

Произведение косинусов с различными аргументами, равно полусумме косинусов суммы и разности этих аргументов.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классили словами:

Произведение синусов с различными аргументами, равно половине разности косинусов разности и суммы этих аргументов.

Пример 1. Найти значение произведения: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 2. Найти значение произведения: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс-Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс=Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

§ 5. Обратные функции и решение тригонометрических уравнений


Умение решать тригонометрические уравнения является очень важным в курсе математики средней школы. Многие учащиеся испытывают определённые трудности при их решении.

При решении тригонометрических уравнений мы будем использовать понятия обратных тригонометрических функций: арксинус, арккосинус, арктангенс и арктангенс, а так же формулы для решения простейших уравнений.

Определение:

arc cos a = α,

если cos α = a и 0 ≤ α ≤ π,

при этом - 1 ≤ а ≤ 1.

соs x = 0, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

соs x = 1, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

соs x = - 1, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Если же соs x = а, где - 1 < а < 1, а ≠ 0, то Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Определение:

arc sin a = α,

если sin α = a и - Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ≤ α ≤ Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

при этом - 1 ≤ а ≤ 1.

sin x = 0, x = πk, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

sin x = 1, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

sin x = - 1, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

4 Если же sin x = а, где - 1 < а < 1, а ≠ 0, то Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

2. Через две пересекающиеся прямые можно провести плоскость, и притом только одну.

3. Через две параллельные прямые можно провести плоскость, и притом только одну.

§ 3. Параллельные и скрещивающиеся прямые


В пространстве две прямые могут лежать в одной плоскости, а могут и не лежать (в одной плоскости).

Определение. Две прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

Определение. Две прямые, которые не лежат в одной плоскости, называются скрещивающимися.

Параллельность прямых обозначается в пространстве так же, как на плоскости: (АВ)‌║(СD).

Отрезки (лучи), принадлежащие параллельным прямым, называются параллельными.

Теорема. Через точку вне данной прямой можно провести прямую, параллельную этой прямой, и притом только одну.


§ 4. Признак параллельности прямых


Теорема. Две прямые, параллельные третьей прямой, параллельны.

§ 5. Признак параллельности прямой и плоскости


Известны три случая расположения прямой и плоскости в пространстве:

1) прямая лежит на плоскости;

2) прямая пересекает плоскость, т.е. прямая и плоскость имеют одну общую точку;

3) прямая и плоскость не имеют общих точек.

Определение. Прямая и плоскость называются параллельными, если они не имеют общих точек.

Теорема (признак параллельности прямой и плоскости).

Если прямая, не принадлежащая плоскости, параллельна какой-либо прямой в этой плоскости, то она параллельна и самой плоскости.

Теорема. Если плоскость (β), проходящая через прямую (в), параллельную плоскости (α), пересекает данную плоскость (α), то линия пересечения параллельна данной прямой (в).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 3.



17

f(-3) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс;

f(-2) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс;

f(-1) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс;

f(0) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс. Выберем из найденных значений функции наибольшее и наименьшее: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .


Геометрия


§ 1. Аксиомы стереометрии

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классКакова бы ни была плоскость, существуют точки, принадлежащие этой плоскости, и точки, не принадлежащие ей.

На рисунке 1 точки А и В принадлежат плоскости α, а точки Е, F, К не принадлежат этой плоскости.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 1

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Рис. 2

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классЧерез любые три точки, не принадлежащие одной прямой, можно провести плоскость, и притом только одну.

На рисунке 2 изображена плоскость α, проходящая через точки А, В, С. Эти точки не принадлежат одной прямой.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классЕсли две точки прямой лежат в плоскости, то и вся прямая лежит в этой плоскости.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классЕсли две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку.

§ 2. Следствия из аксиом


1. Через прямую и не лежащую на ней точку можно провести плоскость,

16 и притом только одну.

Определение: arc tg a = α, если tg α = a и - Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс < α < Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Уравнение tg x = а имеет решение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Определение: arc сtg a = α, если сtg α = a и 0 < α < π.

Уравнение сtg x = а имеет решение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Способы решения тригонометрических уравнений

1. Самый распространённый метод решения тригонометрических уравнений - это разложение на множители. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Используя формулу для синуса двойного аргумента, запишем уравнение в виде Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Вынося общий множительПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классза скобки, получаем:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 2. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Используя формулу приведения Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , запишем уравнение в виде Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Применив формулу для суммы косинусов, имеем:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .






5

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

2. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс или Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс разложением

на множители сводится к двум элементарным уравнениям.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класси Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

3. Уравнения вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс или Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс приводятся

к квадратным уравнениям относительно Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс или Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс соответственно:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

или

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

4. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - однородное относительно

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классили Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс :

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

5. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс сводится

к однородному уравнению относительно Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс или Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс :

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

6. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс с помощью формул приведения сводится

к элементарному уравнению.

Воспользуемся формулой Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и получим:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

7. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс с помощью формул приведения сводится

к двум элементарным уравнениям:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

6

§ 12. Экстремумы функции


Если при переходе через критическую точку производная меняет знак с «-»

на «+», то это точка минимума;

если же при переходе через критическую точку производная меняет знак

с «+» на «-», то это точка максимума.

Пример. Определить точки экстремума функции Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Найдём у′ = (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)′= 6хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - 2х - 4 . Выясним, когда производная равна нулю: 6хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - 2х - 4 = 0, 2(3хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - х - 2) = 0, значит Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Определим знак производной на каждом из интервалов

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

В точке Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс производная меняет знак с плюса на минус, а в точке Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс производная меняет знак с минуса на плюс. Пользуясь условием экстремума, получаем, что точка Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - это точка максимума, а Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - точка минимума.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .


§ 13. Наибольшие и наименьшие значения функции

Чтобы найти наименьшее и наибольшее значения функции на промежутке, надо найти значения функции на концах промежутка и в точках максимума и минимума (если они есть), принадлежащих указанному промежутку, а затем выбрать из них самое большое и самое маленькое.

Пример. Найти наибольшее и наименьшее значения функцииПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс на промежутке [-3; 0].

Решение:

Найдём у′ = (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)′= хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс +3х + 2 .

Выясним, когда производная равна нулю: хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс +3х + 2 = 0, значит Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Определим знак производной на каждом из интервалов: у′ < 0 при хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(-2; -1)

и у′ > 0, если хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(-∞; -2)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(-1; +∞). Значит Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

ТочкиПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс иПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класспринадлежат промежутку [-3; 0], поэтому найдём значения функции в точках х = -3; -2; -1; 0.

15

Подставим найденные значения в уравнение касательной, получим:

у - 15 = 6 · (х + 1), т.е. у - 15 = 6х + 6, тогда у = 6х + 6 + 15, у = 6х + 21.

Ответ: у = 6х + 21.


Пример 2. Найдите тангенс угла наклона касательной, проходящей через точку М(0; 5), к графику функции f(x) = хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - 3х + 5.

Решение:

Геометрический смысл производной: тангенс угла наклона касательной: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Найдём у′ = f(x) = (хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - 3х + 5)′ = 2х - 3.

Мы знаем, что хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = -1, тогда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс 2 · (-1) - 3 = -5.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс -5.


§ 10. Критические точки

Критические точки - это те точки, в которых производная равна нулю.

Пример. Найдите критические точки функции f(x) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Найдём у′ = f(x) = (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)′ = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс. В критических точках производная равна нулю, значит: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 0. Отсюда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , значит х = ± 4.

Ответ: х = ± 4.

§ 11. Признаки возрастания и убывания функции

Функция убывает на промежутке, если у′ на нём отрицательна (у′ < 0);

Функция возрастает на промежутке, если у′ на нём положительна (у′ > 0).

Пример. Найдите участки возрастания и убывания функции: f(x) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Найдём у′ = f(x) = (Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)′ = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . В критических точках производная равна нулю, значит: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 0. Отсюда х = 0; 1. Графиком производной является парабола, расположенная ветвями вверх, поэтому она принимает отрицательные значения между корнями, значит функция убывает на промежутке (0; 1) и возрастает на промежутках

(-∞; 0)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(1; +∞).

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классзнак у

0 1

Ответ: убывает на (0; 1) и возрастает на (-∞; 0)Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(1; +∞).

14

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класси Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

8. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс сводится к элементарному уравнению

относительно Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс или Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , так как является однородным относительно

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классили Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс :

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пример 1. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Однородным называется уравнение, в котором все слагаемые одной и той же степени относительно Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

В однородных уравнениях Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс не могут одновременно равняться нулю, так как если Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 0, то и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 0, а Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Однородные уравнения решаются делением обеих частей уравнения на Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Поделив обе части уравнения на Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пример 2. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Разделив обе части уравнения на Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , значит









7

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

9. Уравнение вида Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс можно решать методом введения

вспомогательного угла.

Это уравнение можно решить с помощью универсальной подставки

- оно сводится к однородному после замены с на Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 1. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Используем формулы тригонометрических функций двойного угла: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ,

Правую часть преобразуем так: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

3Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс -Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 0.

Поделив это уравнение на Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим:

3Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс -Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + 1 = 0.

Обозначив Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получаем уравнение:

3уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - 4у + 1 = 0,

откуда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 2Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс




8

xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (- π - arc sinПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + 2πk; arc sinПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + 2πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ, учитывая, что arc sinПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ,

получим: xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (-Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ 2πk;Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + 2πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ.

§ 7. Правила вычисления производных

Производные вычисляются по формулам: (u + v)' = u' + v '; (u ∙ v)' = u' v + u v';

(C u)' = C ∙ u'; C ' = 0 (где C = const); (sin x)' = cos x; (cos x)' = - sin x;

(Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)' = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; (tg x)' = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; (ctg x)' = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ; (ln x)' = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

(xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)'= n ∙ xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; (eПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)'= eПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; (aПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)'= aПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс∙ ln a; (logПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классx)' = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Полезно помнить, что: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

§ 8. Физический смысл производной

Физический (механический) смысл производной: производная пути по времени

есть скорость, т. е. Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , а производная скорости по времени есть ускорение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример. Точка движется прямолинейно по закону х (t) = 4tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + 15tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Найдите формулу вычисления скорости в любой момент времени.

Вычислите скорость и ускорение при t = 2 (время измеряется в секундах, координата - в метрах).

Решение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, поэтому V (t) =Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс=(4tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс + 15tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)′ =4 · 2t +15 · 4 tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= 8t + 60 tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, значит Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = (8t + 60 tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс)′ = 8 + 60 · 3tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= 8 + 180tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Найдём V(2) = 8 · 2 +60 · 2Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 16 + 480 = 496 (м/с), а(2) = 8 + 180 · 2Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= 728(м/сПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс).

Ответ: V (t) = 8t + 60 tПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс; V(2) = 496 (м/с), а(2) = 728(м/сПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс).

§ 9. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной

Геометрический смысл производной: тангенс угла наклона касательной: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Уравнение касательной имеет вид: у - уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс =уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (х - хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс).

Пример 1. Напишите уравнение касательной к графику функции f(x)= 12х + 3xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, проведённой через точку с абсциссой хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = -1.

Решение:

Уравнение касательной имеет вид: у - уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (х - хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс). Найдём у′ = 12 + 6х.

Мы знаем, что хПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = -1, тогда уПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 12 + 3 · (-1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 12 + 3 =15, у′Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 12 + 6 · (-1) = 6. 13

Пример 3: Решите уравнение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс,

значит:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс,

отсюда следует:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Из первого уравнения системы вытекает, что Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Подставим

эти значения во второе и третье уравнения системы: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Значит, ответ найден. Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

§ 6. Решение простейших тригонометрических неравенств

Неравенства, составленные из тригонометрических выражений, называются тригонометрическими неравенствами. Тригонометрические неравенства решаются,

в основном, путём сведения их к простейшим неравенствам вида: sinx < a, cosx < a,

tgx > a, ctgx > 0 и т. д.

При решении тригонометрических неравенств справедливы следующие

формулы:

1) sinx > a, (|а| < 1) => х Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (arc sinа + 2πk; π -arc sinа + 2πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ;

2) sinx < a, (|a| < 1) => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (-π -arc sina + 2πk; arc sinа + 2πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ;

3) cosx > a, (|a| < 1) => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (-arc cosa + 2πk; arc cosa + 2πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Z;

4) cosx < a, (|a| < 1) => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс (arc cosa + 2πk; 2π -arc cosa + 2πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ;

В случае: sinx ≥ a, sinx ≤ a, cosx ≥ a, cosx ≤ a с обеих сторон будут квадратные скобки.

5) tgx ≥ a => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс[arc tga + πk; π/2 + πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ;

6) tgxa => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(- π/2 + πk; arc tga + πk], kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ;

7) ctgx ≥ а => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс(πk; arc сtga + πk], kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ;

8) ctgx ≤ a => xПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс[arc сtga + πk; π + πk), kПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классZ.

В случае: tgx > a, tgx < a, ctgx > a, ctgx < a с обеих сторон будут круглые скобки.

Пример. Решим неравенство 2 sin2x - 7 sinx + 3 > 0.

Решение:

Если введём обозначение sin х = t, то данное неравенство сводится

к квадратному неравенству 2 t2 - 7 t + 3 > 0, решения которого определяются совокупностью неравенств: t < Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и t > 3, т. е. исходное неравенство равносильно совокупности неравенств sin х <Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и sin x > 3. Второе неравенство не имеет решения,

а решения первого неравенства находятся по формуле (2):

12

Решение:

Выразим Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс через Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , используя тождество:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс= Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Обозначим Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , тогда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и уравнение примет вид:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, откуда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс - Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс+ 2Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс = 0

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

2) Уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс не имеет корней, так как Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и равенства Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс не могут одновременно выполняться в силу того, что Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Однако в некоторых случаях без вспомогательного угла обойтись трудно.

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

ОбозначимПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс, а Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример: Найдите наибольшее и наименьшее значение выражения

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Решение:

Выражение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс можно преобразовать

несколькими способами. Положим, например, Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , тогда

9

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Теперь ясно, что выражение принимает все значения из отрезка [- 5; 5].

Ответ: - 5 и 5.

10. Уравнения, сводящиеся к квадратным.

Многие тригонометрические уравнения могут быть сведены путём введения новой переменной к квадратным уравнениям.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Это уравнение является квадратным относительно Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Обозначим Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Его корни Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . Таким образом, решение исходного уравнения свелось к решению простейших уравнений Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс имеет корни Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс не имеет корней.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 2. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Заменяя Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получаем: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Обозначим Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ,

откуда корни Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс имеет корни Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс не имеет корней.

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 3Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс. Решить уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Решение:

Используя формулу Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получаем: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс.

Обозначим Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , получим уравнение Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ,








10

откуда корни Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс . 1) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс ;

2) Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Эти решения можно объединить в одно: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

11. Нестандартные уравнения. Некоторые уравнения или неравенства, особенно тригонометрические или смешанные (в которых, кроме тригонометрических, присутствуют логарифмы или функции «другого» типа), решаются рассмотрением области значений входящих выражений. Тогда нередко оказывается, что решение уравнения (неравенства) возможно только в «крайних» случаях. К сожалению, общих рекомендаций здесь дать нельзя. Рассмотрим примеры.

Пример 1: Решите уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Левая часть уравнения принимает значение 2, если оба слагаемых равны единице одновременно:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

тогда Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс , значит Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Пример 2: Решите уравнение: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Решение:

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 классПособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс

Отсюда: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс и Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс .

Ответ: Пособие для учащихся «Справочные материалы по математике», 10 класс








11

© 2010-2022