- Преподавателю
- Математика
- Урок на тему: Золотое сечение
Урок на тему: Золотое сечение
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова(Удалая) В.П. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Золотое сечение
Условие задачи читается так:
Разделить отрезок в среднем и в крайнем отношении.
Другая формулировка:
Разделить отрезок гармонически.
Третья формулировка:
Найти золотое сечение отрезка.
Этот термин впервые применил великий Леонардо да Винчи (1452-1519).
Пожалуй, во всех этих формулировках условие задачи не совсем понятно. На современном языке оно будет звучать менее выразительно, но более понятно:
Дан отрезок АВ (для удобства рассуждений будем считать, что его длина равна единицы). Найти на нем такую точку Х, чтобы АХ: ВХ=ВХ:АВ. В риторической форме разделить данный отрезок на две части так, чтобы меньшая относилось к большей, как большая ко всему отрезку.
О том, что эта задача действительно древняя, свидетельствует тот факт, что она рассмотрена еще Евклидом в «Началах» и сформулирована чисто геометрически: данный отрезок рассечь так, чтобы прямоугольник, заключенный между целым и одним из отрезков, был равен квадрату на оставшемся отрезке.
Существует много решений задачи. Одно из самых простых и наглядных предложил знаменитый александрийский математик Клавдий Птолемей (ок.90- ок.160), имя которого вам хорошо известно - именно он разработал то учение о строении Солнечной системы, которым пользовались астрономы и мореплаватели до Николая Коперника.
Итак, решаем задачу, следуя, в основном Птолемею.
Пусть надо построить золотое сечение отрезка АВ.
С центром в точке В радиусом АБ проводим полуокружность АЕС. Разделим радиус БС пополам получим точку Д.Проведем дугу окружности с центром в точке Д радиусом ДЕ до пересечения с АВ, Точка пересечения Х и есть искомая. Почему?
Ответим этот на вопрос так, Обозначим ВХ= х, тогда АХ=1-х (так как АВ принял за 1ч) и по условию задачи
Отсюда
Из двух значений корня возьмем , так как другое значение оказалось отрицательным.
Посмотрите теперь на рисунок 20. Если АВ= 1, ВД=1/2, то по теореме Пифагора ДЕ= . Значит, и ДХ= и , действительно, ВХ= Построение Птолемея ведет к цели.
Теперь остается выразить число в виде десятичной дроби - ведь без этого нельзя говорить о практическом решении задачи.
Разложим в цепную дробь, действуя точно так же, как мы делали, извлекая корень квадратный из двух и трех. Сначала заметим, что , значит,
Отсюда
Значит окончательно