• Преподавателю
  • Математика
  • Статья: Метапредмедность как основа инновационного развития современного математического образования

Статья: Метапредмедность как основа инновационного развития современного математического образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметность как основа развития современного математического образования.

Назмиева Л.Н., учитель математики

МБОУ СОШ №6 г. Ноябрьск

Слайд 1. В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях, проводимая модернизация экономики и общественных институтов, потребовала новых путей и способов подготовки активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

Слайд 2. Выражаясь словами В.В. Давыдова, задача школы состоит в том, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей.

Основной задачей педагога становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. Современная концепция развития школы определяет построение образовательного процесса так, чтобы наш "отличник" стал в жизни не "ходячей энциклопедией", а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. А роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка, предлагая определенную ситуацию, которую очень часто нам подсказывает жизнь, но важно, чтобы она подходила для данного урока как можно лучше и способствовала тренировке определенного материала.

Педагогические коллективы делают первые шаги в направлении решения этой задачи.

Слайд 3. Однако в этом направлении существует немало сложностей. Так, к примеру, много лет Россия принимает участие в 2 основных международных измерениях качества знаний. В рамках первого исследования TIMSS оцениваются знаниевые компоненты, причем оценивается базовый уровень. Наши учащиеся 8 классов по результатам этого исследования находятся на 6 месте в мире, это очень хорошая лидирующая группа, которая с большим отрывом идет от остальных участников. А вот другое исследование PISA оценивает умение применять знания. Результаты последнего исследования плачевны: российские школьники крайне плохо умеют применять знания в жизненных ситуациях. Россия занимает лишь 31-39-е место по математической грамотности, 38-42-е место по читательской грамотности и 34-38-е место по естественнонаучной грамотности. Этот разрыв между тем, как они хорошо знают и как плохо они применяют знания в различных ситуациях часто объясняется необычностью, нетипичностью предложенных им заданий. Ученикам недостает именно тех умений, которые в ФГОС именуются метапредметными.

Как же понимается метапредметность в образовании?

Слайд 4. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы учебных действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Слайд 5. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Слайд 6. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.

Хорошо выстроенный современный урок будет развивать у учащихся универсальные учебные действия (УУД) и приведёт к хорошим предметным, метапредметным и личностным результатам.

В нашей школе идет активная работа по внедрению метапредметного подхода в организации образовательного процесса в жизнь.

Одним из направлений, где я реализую метапредметность достаточно эффективно, является исследовательская деятельность, а также выполнение творческих проектов, как

на уроке, так и во внеурочное время.

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребенка. Ребятам интересно экспериментировать, конструировать, в них зажигается и растет огонек желания познать больше. Чтобы подготовить эксперименты, исследовать явления, дети самостоятельно просматривают дополнительную литературу, используют Интернет-ресурсы, углубляют знания.

Во внеурочное время готовим научно-исследовательские проекты. При этом зачастую детям приходится добывать знания из смежных дисциплин, опережая своих сверстников. Чтобы показать универсальный способ работы, необходимо выходить за рамки своего предмета в другие области знаний.

Слайд 7 - 8. Примеры исследовательских и проектных работ приведены на следующих слайдах.

Слайд 9. Работа над проектами формирует метапредметные коммуникативные умения:

-Умение вести дискуссию

-Слушать и слышать собеседника

-Отстаивать свою точку зрения

Немаловажную роль на своих уроках я уделяю групповой работе.

Слайд 10. На своих уроках большую роль я уделяю смысловому чтению. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Можно говорить о том, что человек осмысленно прочитал, если он умеет извлекать информацию, четко понимает, какая информация является главной, какая второстепенной.

Во-вторых, человек должен на основе прочитанного текста строить какие-то речевые высказывания, то есть он должен уметь адекватно передавать содержание текста.

В третьих, человек должен уметь установливать причинно-следственные связи, аналогии, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.

Приведу лишь несколько приёмов работы с текстом, которыми мы пользуемся на уроках.

Слайд 11. Приём «Составление краткой записи задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

Слайд 12-13. Приём «Составление вопросов к задаче». Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Слайд 14. Приём «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

  1. Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:
V - уже знал;
+ - новое;
- - думал иначе;
? - не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Слайд 15 - 16. Приведу пример задачи. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

Слайд 17. Приём «Кластер»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

Почему я делаю акцент именно на смысловом чтении? Напомню результаты международных иследовании TIMSS, по которым не смотря на то, что наши учащиеся занимают 6 место в мире, в отчетах исследования было выделено, что «Чистые» задачи по математике выполняются успешнее, чем задания, содержащие описание реальной ситуации. Наличие текста негативно сказывается на результат выполнения математической задачи.

Большинство ученых признают, что развитие творческих и интеллектуальных способностей невозможно без проблемного обучения. Процесс мышления берет свое начало в проблемности познания. Только через преодоление трудностей, через решение проблем ребенок может войти в мир творчества.

Один из способов реализации метапредметного подхода в обучении - это как раз метод проблемного обучения, включающий в себя создание проблемных ситуаций. Использовать его на уроке можно, например при объяснении нового материала: учитель создает проблемную ситуацию, направляем учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик становиться в позицию не пассивного слушателя, а активного участника процесса получения нового знания, что позволяет ему не только прочно усвоить полученные им самим результаты, но и формирует познавательную самостоятельность учащегося, развивает его творческие способности и мышление.

Приведу фрагменты таких уроков из своего опыта работы:

• 5 класс. Тема «Проценты».

Начинаю урок с чтения из газет, журналов предложений, содержащих проценты; спрашиваю ребят, как они понимают такие записи. Рассказываю ребятам, что все классные руководители в конце триместра подсчитывают качество знаний своего класса. Помогите мне узнать качество знаний вашего класса. Дети говорят, что они не могут помочь, так как не знают, что такое процент. Проблемная ситуация создана. Даём определение процента и решаем различные практические задачи.

Слайд 18 • Геометрия 7 класс. Тема «Сумма углов треугольника»

Даю задание учащимся: Построить с помощью транспортира треугольник по его углам для 1 варианта: 90°, 35° и 50°, для 2 варианта: 80°, 40° и 25°.

Ребята не могут построить такие треугольники. Возникает проблема «Почему нельзя построить треугольник, ведь известны все его углы?» Возникает потребность в изучении теоремы.

Слайд 19. Проблему создают и такие задачи как:

  • задачи с недостаточными или избыточными исходными данными (формирование умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных);

  • задачи с противоречивыми данными, нестандартные тексты задач (активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности).

Конечно, предложенные в ходе сегодняшнего доклада примеры - всего лишь возможная модель организации учебной деятельности, направленной на достижение метапредметных результатов. В реальном учебном процессе каждый из вас при желании может наполнить её своим педагогическим Я, которое и определит выбор содержания и способов метапредметного обучения, необходимость которого сегодня очевидна для всех, ведь главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, - полученное знание уже никогда не забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем - исследователем в подлинном смысле этого слова!




© 2010-2022