Реализация игровых технологий на уроках математики в 5 – 6 классах

Математика - это один из тех предметов, в котором использование игровых технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, внеклассную работу, творческую работу. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения. Она рационально их дополняет, позволяет более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В данной работе рассматриваютс...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация игровых технологий на уроках математики в 5 - 6 классах.

I. В последние десятилетия в жизни нашего государства произошли существенные социальные и экономические перемены. Поэтому в условиях таких преобразований, качественных изменений современного общества резко возрастает потребность в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» отмечается, что главной целью образования является развитие таланта ребенка и формирование творческой личности. Сегодня представление о том, что школа должна давать знания, умения, навыки - неактуальны. Школа должна формировать человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за свои решения, находить пути реализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. Общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В ФЗ «Об образовании» сказано «общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [15]. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала нового образовательного стандарта. В основе реализации Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе диалога культур» [7] Современное общество ставит перед образованием цель: «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться» [12]. Стремительное технологическое развитие, динамично меняющиеся в современном мире реальности, культурное разнообразие начинают опережать способности человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, прогнозировать перспективы. В этих условиях требуются новые подходы к подготовке активно думающего человека, ориентированного на знания и использовании новых технологий, способного творчески подходить к решению тех или иных задач. Но с другой стороны современная школа не способна полностью реализовывать данные требования в жизнь. В этом мы видим противоречие между требованием общества и школой. Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны: перегрузка однообразным учебным материалом; несоответствие традиционных методов обучения современным реалиям; несоответствие между методами обучения и умением учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека; несоответствие программно-методического обеспечения уроков математики требованиям к современному уроку.

II. В связи с происходящими изменениями в российском образовании появилась проблема необходимости повышения качества математического образования, приведение его в соответствие с компетентностно- ориентированным подходом и невозможностью решения этих проблем в формате традиционного подхода к организации образовательного процесса. В этом актуальность и перспективность применения на уроках математики современных образовательных технологий. Таким образом, выявляется профессиональная проблема готовности учителя математики к реализации интегрированных форм работы с обучающимися, в частности, игровых технологий.

Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют различные информационные, коммуникационные, игровые технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.

III. Наблюдения показывают, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал. К тому же, игры имеют здоровье формирующую направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке.

Динамика роста метапредметных результатов (формирование универсальных учебных действий) при реализации игровых технологий в 6 классе б.

Таблица № 1

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

2013-2014 учеб. год

низ

кий

средний

высокий

низ

кий

сред

ний

высокий

низ

кий

средний

высокий

Начало года

6, 26%

13,

56%

4, 18%

6, 26%

11, 48%

6, 26%

5, 22%

13, 56%

5, 22%

Конец года

3, 13%

11, 48%

9, 39%

4, 17%

9, 39%

10, 44%

1, 4%

10, 44%

12, 52%

С целью выявления уровня заинтересованности обучающихся на уроке в игровых технологиях было проведено анкетирование (прил. № 1). Наблюдается положительная динамика уровня обученности по математике, успешная сдача учащимися итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, с последующим поступлением школьников в технические ВУЗы на бюджетные места, повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению предмета, активизация самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе, личностные достижения учащихся в различного рода конкурсах.

IV. Математика - это один из тех предметов, в котором использование игровых технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, внеклассная работа, творческая работа.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Занимательность - это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.

Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие - игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств - выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы. Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается положительное отношение к учёбе.

Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры. По форме проведения - игры - аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс - конференция, игры - драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры - исследования, открытия.

Приведу примеры использования игровых технологий на уроках или разных этапах учебного процесса. В начале учебного года в 5 классе с целью повторения и систематизации знаний, полученных в начальной школе, провожу обычно урок-путешествие к острову Натуральных чисел. В ходе игры выполняем все действия с натуральными числами. При обобщении и повторении блока изученных тем с целью развития логического мышления, смекалки, сообразительности, воспитания интереса к предмету провожу уроки-игры «Лабиринт», «Брейн-ринг», игры-соревнования «Самый умный» и другие. В любой урок можно внести элементы игры, например, «Строитель» при решении реальных задач из материалов ГИА и ЕГЭ, «Юный художник» - при построении точек в системе координат или геометрических задач, «Путешественник», «Самый быстрый счетчик» - при устном счете, решение различных кроссвордов, «Распутай клубочек», «Расшифруй слово» и так далее. Реализация игровых приёмов и моментов при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блицтурнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя, составляют математическую модель ситуации. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин - скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся - как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел (название игры), правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

  2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

  9. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным учащимся игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются универсальные учебные действия.

Как показывает моя педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру применяли лишь на занятиях математического кружка, при проведении внеклассных занятий по предмету, и возможности использования дидактических игр в учебном процессе недооценивались. Сказывается отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

V. Для реализации интегрированных форм работы с обучающимися на уроках математики (не только игровых технологий, но и ИКТ) необходимо следующее:

- ликвидировать дефицит кадров: уменьшить нагрузку учителя за достойную зарплату; принять лаборанта для обслуживания технических средств; организовать психолого-педагогическую помощь учителям-предметникам, классным руководителям;

- организационные вопросы: хотелось бы внести изменения в расписании (результаты были бы лучше , если уроки математики , особенно в 5-6 классах, стояли первыми-третьими часами);

-материально техническое оснащение: оборудовать кабинет математики всеми техническими средствами, мультимедийным оборудованием в свете требований ФГОС;

-методическое обеспечение: видеоматериалы, наглядные пособия, портреты, дидактический и раздаточный материалы, справочный материал и др.

- правовое обеспечение: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Стандарты нового поколения; концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года № 1662 от 17 ноября 2008г. и др.16












Список источников и литературы

  1. Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. - М.: Наука. 2006. - 128 с.

  2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.

  3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.

  4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24с. - (Стандарты второго поколения).

  5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М.: Дрофа, 2007.

  6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.

7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр - 271. [электронный ресурс]. Режим доступа base.garant.ru/6744437/. Дата доступа25.04.2014

9. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)

  1. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. - М.: «Вита - Пресс», 2003. - 144с.

  2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р. [электронный ресурс]. Режим доступа garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306/ Дата доступа25.04.2014.

  3. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р. [электронный ресурс]. Режим доступа garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306/. Дата доступа25.04.2014.

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106. [электронный ресурс].

  5. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: - М. : Просвещение, 2002. - 224 с.

  6. ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. [электронный ресурс]. Режим доступа rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Дата доступа 24.04.2014.

11


© 2010-2022