- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по теме Решение квадратных уравнений
Открытый урок по теме Решение квадратных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Носкова Т.П. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель математики Носкова Татьяна Петровна СШ имени Алдабергенова с ДМЦ Ескельдинского района
Тема: «Решение квадратных уравнений»
Цели урока
Образовательные:
закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;
отработка способов решения квадратных уравнений, выработка умения выбрать нужный, рациональный способ решения.
Развивающие:
развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.
Оборудование к уроку: презентация, таблица ответов, блок домашних уравнений, проектор, листы с координатной плоскостью, оценочный лист работы на уроке, лист рефлексии урока.
Ход урока
-
Организационный момент
«Настроимся на урок!», поприветствуем друг друга.
Тема нашего урока «Решение квадратных уравнений». (слайд 1)
На этом уроке повторим и закрепим знание и умение решения квадратных уравнений различными способами. Каждый из вас должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важная в курсе математики, она является ступенькой в изучении более сложного материала. В старших классах будем решать логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. А сегодня вы покажете, насколько готовы шагать по ступенькам математики дальше. Эпиграфом к уроку послужат слова английского поэта средних веков Чосера:
«Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешал проблем». Слайд 2
Результат вашей работы на уроке - ваша самооценка, выставленная в оценочном листе.
-
Проверка выполнения домашнего задания
Дома вы выполняли самостоятельную работу. Решали по 9 уравнений.
Задание. По коду корней уравнений отметить точки на координатной плоскости, соединить их последовательно отрезками. Условие: х1 < х2
Домашнее задание. (Слайд 3)
Вариант 1
1. 2х2 - 16х = 0, (х2; х1)
2. 5х2 - 50х = 0, (х2; х1)
3. х2 - 4х - 32 = 0, (х2; х1)
4. х2 + 12х + 32 = 0, (х2; х1)
5. х2 + 11х - 26 = 0, (х2; х1)
6. 5х2 - 40х = 0, (х2; х1)
7. х2 - 11х + 24 = 0, (х2; х1)
8. 4х2 - 12х - 40 = 0, (х2; х1)
9. 2х2 + 13х - 24 = 0, (х2; х1)
Вариант 2
1. 2х2 + 16х = 0, (х2; х1)
2. х2 - 12х + 27 = 0, (х2; х1)
3. 2х2 - 6х - 56 = 0, (х2; х1)
4. х2 + 9х + 20 = 0, (х2; х1)
5. х2 + 8х = 0, (х2; х1)
6. х2 - 14х + 40 = 0, (х2; х1)
7. 3х2 - 18х + 15 = 0, (х2; х1)
8. 4х2 - 24х + 32 = 0, (х2; х1)
9. х2 - 3х + 2,25 = 0, (х2; х1)
Ученики выставляют оценки в оценочный лист.
Верно 9 точек - «5». Верно 8 - 7 точек - «4». Верно 6 - 5 точек - «3».
-
Актуализация знаний учащихся
Повторим основные вопросы теории темы. Ученик рассказывает по слайдам 2 и 3 блок теории. (Слайд 5, 6)
-
Устные упражнения
Ребята, вы видите уравнения, определённые по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений группы является лишним? (Слайд 7)
-
x2 - 9x = 0,
4x2 - х - 3 = 0,
16 - x2 = 0,
4x2 = 0.
-
x2 - 5x + 1 = 0,
x2 + 3x - 5 = 0,
2x2 - 7x - 4 = 0,
x2 + 2x = 1 = 0
-
5x2 - 2x - 3 = 0,
x2 + 2x - 35 = 0,
2x2 + 9x - 11 = 0,
x2 - 6x + 5 = 0.
-
Индивидуальная работа
Уравнения, которые оказались лишними в группе, предлагается решить учащимся самостоятельно на доске.
Решаются уравнения:
1. 4х2 - х - 3 = 0, (при решении можно воспользоваться приёмом: a+b+c=0)
2. 2х2 - 7х - 4 = 0, (по формулам корней квадратного уравнения),
3. х2 + 2х - 35 = 0, (можно использовать условие b = 2k).
Проверка решения уравнений фронтально.
-
Актуализация знаний учащихся
Решение квадратного уравнения мы начинаем с нахождения дискриминанта. Почему? (Слайд 8) Ученик рассказывает по 8 слайду. (на слайде формула нахождения дискриминанта, существование корней уравнения в зависимости от дискриминанта, формулы нахождения корней квадратного уравнения)
-
Самостоятельная работа
Ученики выполняют самостоятельную работу, коды ответов на листе 1 в таблице. (слайд 9)
Заполняется таблица на слайде. Получается слово - ШТИФЕЛЬ.
Ребята, это фамилия ещё одного ученого, открытия которого связаны с квадратными уравнениями. Послушаем продолжение истории о возникновении квадратных уравнений.
-
Историческая справка
(Слайд 10, 11; на слайдах фотография и достижения ученного в области математики). Ученица (читает стихи о теореме Виета).
-
Актуализация знаний учащихся
Теорема Виета выражает связь между корнями и коэффициентами приведённого квадратного уравнения. Ученик рассказывает теорему Виета, обратную ей и формулирует обобщённую теорему. Новую теорему записать в тетрадях. Слайд 12. (на слайде формулировка теоремы Виета, правило нахождения корней приведенного квадратного уравнения).
На уроках изучения теоремы Виета, мы с вами исследовали ситуации, в которых можно использовать эту теорему. Обобщение знаний о нахождении корней по теореме Виета. Слайд 13.
-
Самостоятельная работа.
Выполним задания. (Задания 4 и 5 решаются на доске.) Слайд 14.
Решите следующие задания:
-
Верно ли, что числа 15 и 7 являются корнями уравнения
x2 - 22x + 105 = 0?
-
Определите знаки корней уравнения x2 + 5x - 36 = 0.
-
Найдите устно корни уравнения x2 - 9x + 20 = 0.
-
Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 1/3 и 0,3.
5. Разложите квадратный трёхчлен x2 + 2x - 48 на множители.
Работаем в парах, полученные решения объясняют у доски.
-
Актуализация знаний учащихся
На одном из уроков изучения темы вы, исследуя зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов, получили приёмы устного решения квадратных уравнений. Слайд 15, 16.
Задание: Решите устно уравнения, применяя эти свойства. Слайд 17.
Решите уравнения, используя свойства коэффициентов:
-
2x2 + 3x + 1 = 0;
-
5x2 - 4x - 9 = 0;
-
7x2 + 2x - 5 = 0;
-
х2 + 17x - 18 = 0;
-
100x2 - 97x - 197 = 0.
-
Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили знания по теме «Квадратные уравнения». Посмотрим результаты вашей работы. Оценку за активность работы на уроке выставляет вам ваш сосед. Кто получил «5», «4», «3»? (Оценочные листы собрать).
-
Домашнее задание. Слайд 18.
Повторить теорию по записям в тетрадях.
Решить уравнение 3х2 + 2х - 1 = 0 разными способами (10 способов).
Закончить наш урок я хотела бы словами: Научился сам, научи другого. Слайд 19.
-
Релаксация урока.
Давайте поставим общую оценку за урок. С каким настроением вы уходите с урока?
Отметьте тот рисунок, который, по-вашему, мнению, соответствует вашему настроению.