- Преподавателю
- Математика
- Статья: Когнитивная визуализация учебного материала
Статья: Когнитивная визуализация учебного материала
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лапина Н.Л. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
Когнитивная визуализация учебного материала
г.Братск, 2012г.
Когнитивная визуализация учебного материала: Методические пособие / Сост. Лапина Н.Л. - Братск: БрПК, 2012 - 8с.
Статья содержит описание термина «когнитивная визуализация» а так же методику последовательного изложения учебного материала, на примере способа определения знаков косинуса в координатных четвертях единичной тригонометрической окружности с помощью презентации Microsoft Office Power Point.
Когнитивная визуализация учебного материала
Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Продуктом когнитивной визуализации является сформированный сознанием мыслеобраз, определяющий неизвестный, непознанный объект (явление) и репрезентируемый во внешнем плане учебной деятельности. Поэтому центральной задачей когнитивной визуализации становится разработка способов и средств целенаправленного создания мыслеобразов в процессе учебно-познавательной активности.
Для такой демонстрации образов применяется мультимедийная установка, очень эффективно можно представить наглядную информацию с помощью презентации. Последовательное появление объектов можно установить по щелчку мыши чтобы преподаватель мог контролировать и управлять процессом сам, поясняя при этом появляющиеся объекты.
Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Понимание и осмысление новой ситуации возникает тогда, когда мозг находит опору в прежних знаниях и представлениях.
Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего опыта для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций.
Примером когнитивной визуализации может послужить фрагмент объяснения темы «Знаки тригонометрической функции косинуса в координатных четвертях».
Приведём фрагменты электронного пособия, предназначенного для изучения и актуализации темы «Знаки тригонометрических функций в координатных четвертях» в группах первого курса обучающихся.
Оно содержит анимированные объекты для визуального восприятия информации в виде последовательного появления фигур и знаков. Эффективное использование анимационных действий с помощью презентации Microsoft Office Power Point позволяет более доступно объяснить материал.
При создании учебно-методического пособия преследовалась цель:
1) визуализировать учебный материал для более доступного объяснения; 2) мотивировать обучающихся на изучение математики, показать несложность данной темы.
Задачи:
-
Помощь учащимся в усвоении материала через визуальное восприятие.
-
Развитие познавательного интереса к предмету.
-
Создание положительной мотивации к самостоятельному созданию подобных сюжетов.
Для объяснения нужен всего один слайд, на котором содержится вся информация. При последовательном нажатии кнопки мыши на экране появляются необходимые объекты для объяснения материала. Вот как в целом выглядит слайд:
Пошаговая демонстрация слайда
Точка совершает поворот на углы и вокруг начала координат
По определению косинусом угла является абсцисса точки, совершившей поворот на угол. На координатной оси ОХ проекция показывает значения и соответственно. Значения косинуса положительны, значит знак косинуса первой четверти положительный.
Далее появляется знак «плюс» в первой четверти. Предыдущие объекты с помощью анимации удаляются со слайда.
Затем точка совершает поворот на угол, заканчивающийся во второй четверти:
Знак косинуса во второй четверти отрицательный
Затем точка совершает поворот на угол, заканчивающийся в третьей четверти и, аналогично определяется знак косинуса:
Перейдем в четвертую четверть:
И в заключении показать все знаки функции в четвертях:
Используемая литература:
-
Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22-28.