Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Статья содержит описание термина «когнитивная визуализация» а так же методику последовательного изложения учебного материала, на примере способа определения знаков косинуса в координатных четвертях  единичной тригонометрической окружности с помощью презентации Microsoft Office Power Point. Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Иркутской области

«Братский политехнический колледж»













Когнитивная визуализация учебного материала

































г.Братск, 2012г.

Когнитивная визуализация учебного материала: Методические пособие / Сост. Лапина Н.Л. - Братск: БрПК, 2012 - 8с.

Статья содержит описание термина «когнитивная визуализация» а так же методику последовательного изложения учебного материала, на примере способа определения знаков косинуса в координатных четвертях единичной тригонометрической окружности с помощью презентации Microsoft Office Power Point.











Когнитивная визуализация учебного материала

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация информации представление числовой и текстовой информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д.

Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Продуктом когнитивной визуализации является сформированный сознанием мыслеобраз, определяющий неизвестный, непознанный объект (явление) и репрезентируемый во внешнем плане учебной деятельности. Поэтому центральной задачей когнитивной визуализации становится разработка способов и средств целенаправленного создания мыслеобразов в процессе учебно-познавательной активности.

Для такой демонстрации образов применяется мультимедийная установка, очень эффективно можно представить наглядную информацию с помощью презентации. Последовательное появление объектов можно установить по щелчку мыши чтобы преподаватель мог контролировать и управлять процессом сам, поясняя при этом появляющиеся объекты.

Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Понимание и осмысление новой ситуации возникает тогда, когда мозг находит опору в прежних знаниях и представлениях.

Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего опыта для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся, посредством использования освоенных им интеллектуальных операций.

Примером когнитивной визуализации может послужить фрагмент объяснения темы «Знаки тригонометрической функции косинуса в координатных четвертях».

Приведём фрагменты электронного пособия, предназначенного для изучения и актуализации темы «Знаки тригонометрических функций в координатных четвертях» в группах первого курса обучающихся.

Оно содержит анимированные объекты для визуального восприятия информации в виде последовательного появления фигур и знаков. Эффективное использование анимационных действий с помощью презентации Microsoft Office Power Point позволяет более доступно объяснить материал.

При создании учебно-методического пособия преследовалась цель:

1) визуализировать учебный материал для более доступного объяснения; 2) мотивировать обучающихся на изучение математики, показать несложность данной темы.

Задачи:

  1. Помощь учащимся в усвоении материала через визуальное восприятие.

  2. Развитие познавательного интереса к предмету.

  3. Создание положительной мотивации к самостоятельному созданию подобных сюжетов.

Для объяснения нужен всего один слайд, на котором содержится вся информация. При последовательном нажатии кнопки мыши на экране появляются необходимые объекты для объяснения материала. Вот как в целом выглядит слайд:

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Пошаговая демонстрация слайда

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Точка совершает поворот на углы Статья: Когнитивная визуализация учебного материала и Статья: Когнитивная визуализация учебного материала вокруг начала координат

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

По определению косинусом угла является абсцисса точки, совершившей поворот на угол. На координатной оси ОХ проекция показывает значения Статья: Когнитивная визуализация учебного материала и Статья: Когнитивная визуализация учебного материала соответственно. Значения косинуса положительны, значит знак косинуса первой четверти положительный.

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Далее появляется знак «плюс» в первой четверти. Предыдущие объекты с помощью анимации удаляются со слайда.

Затем точка совершает поворот на угол, заканчивающийся во второй четверти:

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Знак косинуса во второй четверти отрицательный

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Затем точка совершает поворот на угол, заканчивающийся в третьей четверти и, аналогично определяется знак косинуса:

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Перейдем в четвертую четверть:

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

И в заключении показать все знаки функции в четвертях:

Статья: Когнитивная визуализация учебного материала

Используемая литература:

  1. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22-28.



© 2010-2022