Выступление по теме Использование компьютерных технологий на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компьютерных технологий на уроках математики

Компьютерные технологии - это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий - ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. Необходимо использовать технологии так, чтобы они могли решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения математике. Использование новых технологий в обучении математике способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе. С помощью применения новых информационных технологий в процессе обучения можно создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Урок - это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.
Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, т.е. применение на уроках компьютерного оборудования: интерактивной доски, документ-камеры, системы интерактивного голосования.

Использование интерактивной доски на уроке увеличивает эффективность обучения ребят в школе.

Очень важно, что интерактивная доска стала удобным средством для облегчения учебного процесса и реализации учебных программ. Дети увлечены интерактивными возможностями. Выходя к доске, ученик стремится общаться со взрослыми на равных. В результате ребенок переживает положительные эмоции - чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном.

Наши учителя заметили, что при использовании интерактивной доски на уроке в классе наблюдается рост внимания учащихся, на посторонние предметы они отвлекаются гораздо реже. Благодаря интерактивным технологиям обучение стало более наглядным, поэтому ученики активнее работают на уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Интерактивная доска стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика.

Интерактивная доска позволяет:

  • Отойти от традиционного презентационного урока.

  • Экономить время урока.

  • Повысить эффективность подачи материала.

  • Организовать групповую работу (или групповые игры).

  • Помочь учителю в организации проверки знаний школьников.

  • Творчески использовать материал.

  • Учитывать возрастные особенности каждого школьника.

  • Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

  • увеличивает темп урока;

  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе и увеличивают свою активность на уроке.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.

Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя.

Во время объяснения нового можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.

Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, учащимся становится интересно учиться

Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика, она - ценный инструмент для обучения математике, повышения интереса к предмету.

Использование документ-камеры

Документ камера - это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Современная документ-камера в руках учителя - многофункциональный инструмент, возможности которого далеко не ограничиваются простой визуализацией различных документов и объектов реального мира.

Использование документ-камеры на уроках математики позволяет повысить наглядность на уроке, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы - это очень важно.

Документ - камеру чаще всего используем в следующих моментах урока.

1. Например, решая задачу, используем документ-камеру, она тут же высвечивается из учебника на экран быстро без чтения учителя условия задания и без раздачи дополнительных учебных пособий.

2. Задачи по готовым чертежам по геометрии для устной работы.

3. Задачи с готовыми решениями, которые предполагают сначала их решение самостоятельно классом, а затем фронтальная проверка по готовому решению.

4. Использование документ - камеры успешно при оперативном анализе контрольной или самостоятельной работе на примерах конкретных работ учеников. Работа над ошибками через показ конкретных ошибок учеников в работе с одновременным показом правильного решения на примере работ учеников. Это происходит оперативно, быстро и доходчиво с большой экономией времени.

5. Демонстрация решения графических и практических задач. Здесь документ-камера позволяет рассмотреть мелкие детали, чертежи, которые ученики плохо видят со своих рабочих мест. Например, в курсе алгебры и начала анализа - 10 исследование и построение графиков тригонометрических функций велась на планшете (прозрачный файл и миллиметровая бумага). Формат А4 не позволял увидеть смещение и сжатия графиков тригонометрических функций ученикам с последних парт. Общий показ работы с графиками через документ-камеру намного облегчил работу с классом и возможность контролировать работу учеников.

6. Документ-камера помогает при рассмотрении реальных объектов и их проекций, демонстрируемых на экране. Это важно при изучении стереометрии и развития пространственного воображения.

7. Документ-камера позволяет быстро проверить домашнее задание. Работа в тетради с домашним заданием проецируется на экран, а ученики лишь комментируют свое решение. Это ускоряет процесс проверки и имеет большое воспитательное значение: у учеников повышается мотивация к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.

8. При объяснении нового материала. точно так же как на доске мелом я пишу и рисую на листе бумаги под объективом документ-камеры, проецируя материал на экран и сопровождая объяснение.

9. использование при докладах и проектных работах учащихся, которое сопровождается показом на экране картинок, фотографий, чертежей, текстов.

10. Большие возможности документ-камера дает при подготовке к ЕГЭ. Большое количество пособий у любого учителя по ЕГЭ дает возможность через документ-камеру на любом этапе урока давать задание части А в устной работе и письменной работе задания части В с последующим разбором и анализом готовых решений.

Т.о., документ-камера является удобным и функциональным устройством. Она позволяет включать «живые» моменты в подготовленный урок. Расширяет демонстрационный материал. Работа с устройством увлекает учеников, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию учащихся к обучению.

Система интерактивного голосования

Сегодня невозможно представить образовательный процесс без периодических интерактивных опросов и тестирования с помощью систем опроса и голосования. Педагог более точно может оценить комплексное усвоение учениками изученного учебного материала.

Система голосования даёт учителю возможность быстро протестировать учеников и получить результаты мгновенно в режиме реального времени. Детальные отчёты помогают преподавателю анализировать ответы учащихся и наиболее полно и объективно оценить уровень их знаний. Систему голосования можно использовать не только для итоговых тестирований и контрольных работ, но и для проверки домашнего задания, блиц - опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ.

Также система голосования помогает «оживить» уроки посредством общения учителя с учениками, проведения дискуссий и обсуждений.

Преподаватель видит ответную реакцию учащихся и на основе этого строит занятие.

Использование системы голосования даёт большую экономию:

- бумаги, для распечатывания бумажных версий;

- краски для принтера;

- времени учителя для проверки бумажных версий (при использовании системы интерактивного опроса программа сама сделает это)

- времени для анализа усвоения темы каждым учеником и класса в целом.

- но, к сожалению, требуется много времени для подготовки самих тестов.

Используя на уроках математики интерактивную систему опроса и голосования, я пришла к выводу:

  • Система опроса значительно экономит время урока;

  • Увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации.

  • Стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности учащегося;

  • Включает в работу всех ребят;

  • Повышает мотивацию обучения.

Таким образом, работая с интерактивной системой опроса и голосования, мы имеем возможность проводить уроки, отвечающие самым современным требованиям.

Итак, использование компьютерных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося.
Использование КТ позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог не только учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Применять КТ, безусловно, необходимо, но не стоит забывать о том, что делать это нужно разумно, всего должно быть в меру, не стоит перенасыщать, перегружать урок. И, конечно же, очень много времени тратится на подготовку.

Закончить своё выступление хочется такими словами:

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!


© 2010-2022