Реализация технологии смешанного обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хохлова Наталья Александровна

учитель математики

МБОУ СОШ №70 г. Липецка


Реализация технологии смешанного обучения на уроках математики


Технология смешанного обучения используется в западном образовательном пространстве несколько десятилетий. Это обусловлено наличием высокого уровня информационно-коммуникационных технологий и компьютерной грамотности населения. В России же достигли подобного уровня только в последние годы, поэтому внедрение этой технологии здесь началось несколько лет назад, да и то, в-основном, в высшей школе. Хотя имеются предпосылки использования смешанного обучения и в среднем образовании.

Смешанная модель обучения представляет собой комплекс очного (аудиторного) и электронного обучения. Под электронным обучением подразумевается использование в режиме онлайн различных электронных образовательных ресурсов: дистанционных, аудио и видео записей, презентаций и других. Такая форма образования даёт учащимся новые возможности по изучению школьных предметов - можно не только в любое время просмотреть необходимый учебный материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками информации по теме, задать вопросы преподавателю или одноклассникам на форуме и получить ответы, не дожидаясь очного общения на уроке.

ФГОС второго поколения ориентируют систему образования на переход от обучения, где ученик - объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является учащийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника. Внедрению новых стандартов может способствовать применение технологии смешанного обучения.

Одной из моделей этой технологии является «Перевёрнутый класс». Суть её заключается в том, что меняется местами содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо письменного выполнения рутинной домашней работы ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам, с которыми учитель специально организует учебную деятельность учащихся. Как правило, домашняя работа заключается в знакомстве с теоретическим материалом темы и дальнейшей его отработке с помощью электронных тестов. Это можно сделать в любое удобное для ученика время, в удобном месте, просмотрев любое количество раз учебные материалы. На уроке же осуществляется работа по закреплению изученного в домашних условиях материала на более высоком уровне в виде, например: решения нестандартных задач, создания мини-проектов, составления алгоритмов и тестов, написания статьи и других. Каждая домашняя работа должна сопровождаться конкретным заданием с четкими учебными целями и поэтапной инструкцией, кроме этого желательно ведение при этом какого-нибудь конспекта.

Приведем примеры реализации данной модели:

Формулировка домашнего задания: «Прочитать теоретический материал по заданной теме в электронном образовательном ресурсе. Приготовиться отвечать на вопросы по прочитанному.»

Несколько вариантов закрепления на уроке изученного дома материала:

  • Написать статью на заданную тему для энциклопедии, которая должна дать краткое, но полное и доступное представление о материале, примеры прикладной направленности, формулы, содержащиеся в теме, способы задания её основных понятий.

  • В составе группы из 2-х человек выполнить задание: составить тест из 10 вопросов, которые носят теоретический характер, отражающий все основные понятия и формулы заданной темы, к каждому из которых предлагается 4 варианта ответов, один из них верный. Представить ответы к тесту.

  • Составить и описать алгоритм решения задач, уравнений, неравенств определённого вида. Привести примеры использования алгоритма.

  • Заполнить таблицу, в которой прописаны вопросы различного характера, отражающие все основные понятия и формулы заданной темы, но не заполнены ячейки с ответами на эти вопросы.

Домашние задания по дальнейшему закреплению изученного материала можно давать индивидуально каждому ученику с учётом его психологических особенностей, приоритетов в образовательных областях. После такой домашней работы желательно, чтобы на уроке выполнялись задания продуктивного характера.

Таким образом, можно выделить основные компоненты модели «Перевёрнутый класс»:

  • традиционное прямое личное взаимодействие учителя и учащихся на уроке;

  • интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, опосредованное компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными ресурсами;

  • самообразование учеников.

Примером электронного образовательного ресурса, который эффективно применяется при реализации описываемой модели, является ресурс НП «Телешкола». Этот ресурс содержит набор модулей, охватывающий всю программу средней школы по основным предметам. Каждый модуль содержит следующие разделы и рубрики:

  • целеполагание;

  • теоретический материал;

  • тренажёр;

  • контроль, содержащий тесты и задания, предусматривающие развёрнутые ответы в виде самостоятельного письменного умозаключения;

  • проектное задание;

  • дополнительная информация;

  • словари и справочники;

  • домашнее задание;

  • итоги урока.

Внутри ресурса возможно общение между учениками, учениками и учителем, в том числе и на форуме.

Не у всех учебных учреждений есть возможность использовать выше названный ресурс. В этом случае электронные образовательные материалы для учеников можно прикреплять к электронному журналу, выдавать учащимся на каких-то электронных носителях, давать ученикам ссылку на прикреплённые в интернете ресурсы.

Описанная выше технология использовалась мною в преподавании математики в 9 классе в 2012-2013 учебном году. Можно проследить повышение уровня качества обучения учащихся этого класса по таблице средних оценок за отчетные периоды и за ГИА:


2 триместр

3 триместр

ГИА

Алгебра

3,8

3,9

4,4

Геометрия

3,6

3,7

4,1

Преимущества использования технологии смешанного обучения:

  • Эффективное формирование УУД.

Познавательные:
- умение выводить следствия из свойств и определения понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза;
- умение приводить примеры и контрпримеры.

Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение выражать свои мысли;
- функциональное владение современными средствами коммуникации;
- владение навыками работы в группе.

Личностные:
- формирование ценностных ориентаций;

- умение выстраивать свою личную образовательную траекторию;

- формирование активной жизненной позиции.

Регулятивные:
- владение приёмами контроля и самоконтроля;
- умение планировать и регулировать свое учебное время.

  • Экономия учебного времени на уроке.

  • Повышение уровня учебной мотивации.

  • Учет индивидуальных особенностей восприятия учащимися информации.

  • Снижение нагрузки на педагогические кадры.

  • Внесение разнообразия форм организации обучения.

  • Обеспечение эффективными инструментами управления обучением.

Все эти факторы в комплексе влияют на улучшение качества обучения.

Технология смешанного обучения позволяет качественно изменить образовательный процесс в средней школе и вывести на первый план совместную учебную деятельность ученика и учителя, персонализировать образовательную деятельность каждого ученика с учётом его познавательных потребностей.

Список литературы:


  1. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6;

  2. Леонова Е.А. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта / Е. А. Леонова // Народное образование. - 2011. - № 2. - С. 174-181.

  3. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.

  4. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.

  5. Перемышленникова В. А. Цифровая школа: новые ресурсы и возможности // Источник. -2011. - № 4. - C. 4 - 6.

  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М:Народное образование. - 2006

  7. Щенников С. А., Теслинов А. Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный курс. - М.: Дрофа, 2006. - 591 c.


© 2010-2022