Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Данная разработка выполнена учителем математики Гришиной И.В. в качестве выпускной работы при обучении на курсах повышения квалификации "Система подготовки к ЕГЭ", организованных университетом "1 сентября". Конспект урока предлагает подробный план проведения урока по методам решения уравнения видаa sin x+ b cos x = c.В ходе урока отыскиваются  все возможные алгоритмы решения уравнения такого вида и условия его разрешимости. Все задачи приводятся с решениями. Может быть использован учителем при р...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая работа

выполнена слушателем курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» Гришиной И.В., учителем математики МОУ «Гимназия №1» города Саратова

Разработка урока по теме

«Методы решения тригонометрических уравнений»

Класс: 10-ый с профильным изучением математики

Предмет: алгебра и начала анализа

Тип урока : урок закрепления и совершенствования знаний

Место урока в системе уроков: урок проводится после изучения тем «Преобразование тригонометрических выражений» и «Решение простейших тригонометрических уравнений». К моменту проведения урока учащиеся хорошо владеют формулами тригонометрии, формулами корней простейших тригонометрических уравнений в общем и частном случаях.

Учебное пособие: «Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Профильный уровень. Под ред. А.Г. Мордковича.

Цели урока

Дидактическая: закрепление знания формул тригонометрии, выработка умения отнести тригонометрическое уравнение к определённому классу, демонстрация нескольких способов решения одной и той же задачи, поиск наиболее рационального пути решения задачи.

Развивающая: развитие математического мышления, логики, формирование культуры математической речи, быстрого письма.

Воспитательная: показать пример поведения и общения, вырабатывать умение выслушать учителя и одноклассников, вести грамотный и аккуратный конспект урока.

Оборудование: классная доска с количеством рабочих мест не менее 5, компьютер, медиапроектор.

Продолжительность урока 40 минут.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

Учитель организует начало урока, приветствует учащихся, выясняет имена отсутствующих

  1. Постановка цели и план урока (3 мин)

Учитель записывает на доске дату, тему урока и сообщает учащимся, что в рамках изучения тригонометрических уравнений сегодня будет рассмотрено уравнение вида
Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений (1)

Мы постараемся отыскать все возможные алгоритмы решения уравнения такого вида и условия его разрешимости, для чего нам потребуется вспомнить и применить многие формулы тригонометрии. Урок пройдёт по следующему плану: подготовка на доске упражнений из домашнего задания, выполнение математического диктанта большинством учеников класса, проверка диктанта, комментирование решений домашних упражнений, получение условия разрешимости уравнения (1) при различных способах решения. Несмотря на простоту данного уравнения важно умение его решать как элемент решения более сложных уравнений, а умение решать его различными способами позволит свободно переходить от одной записи ответа к другой, что позволит в учебных целях проконтролировать его правильность по имеющимся ответам задачников.

  1. Подготовка к проверке домашнего задания (2 мин)

В домашнем задании предлагалось выполнить 4 упражнения:

№ 30.17(г) Решить уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений введением вспомогательного аргумента.

№ 30.23(б) При каких значениях параметра а уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не имеет решений?

№ 23.19(а) Решить уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений .

№27.59 (а) Используя замену u=tgКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений и формулы универсальной подстановки, решите уравнение sinx+7cosx=5.

Учитель приглашает к доске 4 учащихся для проверки задач домашнего задания. Остальные учащиеся выполняют задания математического диктанта.

  1. Математический диктант и его проверка (15 мин)

Цель диктанта - проверка знаний основных формул и сведений из тригонометрии и умения применить их при решении задач.

1 вариант

  1. Запишите формулу корней уравнения sin t =a и условие его разрешимости

  2. Запишите преобразования выраженияКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений к виду c sin(Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений)

  3. Запишите формулу универсальной подстановки для sin t. Каковы допустимые значения t в указанной формуле?

  4. Являются ли равносильными уравнения

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений и

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений (3) ?

  1. Дано уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений .Приведите его к виду

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

2 вариант

  1. Запишите формулу корней уравнения сos t =a и условие его разрешимости

  2. Запишите преобразования выраженияКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений к виду c cos(x-γ)

  3. Запишите формулу универсальной подстановки для cos t. Каковы допустимые значения t в указанной формуле?

  4. Являются ли равносильными уравнения

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений (4) и Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений?

  1. Дано уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений . Приведите его к виду

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

По окончании выполнения диктанта учащиеся сдают работы, а учитель с помощью проектора показывает ответы и краткие решения на задания диктанта.

1 вариант

  1. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

  2. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

  1. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

  2. Уравнения Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений и (Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не являются равносильными, так как числа вида Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не могут являться решениями уравнения (3) (при этих значениях Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений выражение tg Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не определено), но являются решениями уравнения (2).

  3. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

2 вариант

  1. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

  2. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

  1. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

  2. Уравнения Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений и (Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений являются равносильными, так как имеют одинаковые решения. Различие этих уравнений лишь в ОДЗ переменной, но числа вида Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений , при которых выражение tg Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не определено, не являются решениями уравнения (4), в чём можно убедиться проверкой.



  1. Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений



  1. Проверка домашнего задания (10 мин)

№ 30.17(г) Решить уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений введением вспомогательного аргумента.

Решение

13(Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений , Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений , Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений+2Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений+4Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений; Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений =arccosКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений.

Ответ: Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

№ 30.23(б) При каких значениях параметра а уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не имеет решений?

Решение

Перепишем уравнение в виде Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Левую часть уравнения представим в виде Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Тогда получившееся уравнение не имеет решений, если его правая часть имеет модуль, больший единицы. То есть

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Ответ:Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

№ 23.19(а) Решить уравнение Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений .

Решение

Данное уравнение сводится к однородному 2 степени относительно синуса и косинуса представлением правой части в следующем видеКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений . После переноса слагаемых из правой части в левую и приведения подобных получаем уравнение

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений ,

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Переход от (*) к (**) не приводит к потере решений, так как Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений не являются корнями уравнения (*).Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Ответ:Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

№27.59 (а) Используя замену u = tgКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений и формулы универсальной подстановки, решите уравнение sinКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений+7cosКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений=5.

Решение

Используя формулы универсальной подстановки, запишем уравнение в виде:

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Проверкой убеждаемся, что потеря решений не произошла. Подставляем в данное уравнение

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений :

sinКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений+7cosКонспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений=5,

-7=5 неверно.

Пусть теперь a=Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений. Тогда уравнение принимает вид

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений,

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений(Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений,Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений,

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений, 6Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Возвращаясь к исходной переменной, получаем решения :

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Ответ: Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений



  1. Подведение итогов урока и задание на дом (9 мин)

По окончании разбора решений задач математического диктанта и домашнего задания учитель предлагает учащимся подвести итог в виде ответов на следующие задание и вопрос:

- перечислите основные приемы решения уравнения вида
Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

(введением вспомогательного аргумента, сведением к однородному 2 степени путём применения формул двойного аргумента и основного тригонометрического тождества, использованием формул универсальной подстановки);

- каково условие разрешимости уравнения
Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

(условие разрешимости легко получить, если решать это уравнение введением вспомогательного аргумента:

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений

Конспект урока по теме Методы решения тригонометрических уравнений )

Закончив обсуждение ответов на поставленные вопросы, учитель объявляет оценки учащимся за работу на уроке и предлагает дома выполнить задание:

- получить условие разрешимости уравнения при использовании двух других способов его решения;

- №31.18 показать применение не менее 3-х способов решения

10


© 2010-2022