- Преподавателю
- Математика
- Статья Методика обучения учащихся геометрическим преобразованиям графиков функций
Статья Методика обучения учащихся геометрическим преобразованиям графиков функций
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бахвалова Н.Н. |
Дата | 01.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методика обучения учащихся геометрическим преобразованиям графиков функций.
Знания геометрических преобразований позволят быстро понять, как расположен график, а в несложных случаях, например , практически мгновенно его нарисовать! Кроме того, поточечное построение бывает не всегда удобным. Навыки грамотно разбираться с чертежами потребуются в различных задачах математики.
Рассмотрим данную тему на примере квадратичной функции.
Перед тем как перейти непосредственно к геометрическим преобразованиям графиков функций, повторить с учащимися некоторые теоретические моменты.
-
Что называется числовой функцией?
-
Как обозначают и называют независимую и зависимую переменные?
-
Что называют областью определения и областью значений функции?
-
Что называется графиком функции?
-
Что является графиком функции у = х2?
-
Что является графиком функции у = х2?
Задание 1. Дать учащимся групповую самостоятельную работу на построение графиков функций: 1) у = х2 + 3, у = х2 3, у = х2 3, у = х2 + 3; 2) у = х2 + 4, у = х2 4, у = х2 4, у = х2 + 4; и т.д.
Задаём вопросы учащимся. Посмотрите на построенные графики. Есть ли какие-либо отличия в расположении данных графиков? Можно ли выполнить построение по-другому, более быстрым способом? Совместно с учащимися сделать вывод: если к функции добавляется постоянное число (константа), то происходит сдвиг (параллельный перенос) её графика вдоль оси OY.
Правила (формулируют учащиеся совместно с учителем):
1) чтобы построить график функции f(x)+h, нужно график f(x) сдвинуть вдоль оси OY на h единиц вверх;
2) чтобы построить график функции f(x) h, нужно график f(x) сдвинуть вдоль оси OY на h единиц вниз.
Построить на доске график функции с помощью шаблона .
1) отобразим параболу симметрично относительно оси абсцисс: ;
2) сдвинем вдоль оси OY на 4 единицы вверх: :
Задание 2. Аналогично, дать учащимся групповую самостоятельную работу на построение графиков функций: 1) у = (х + 3)2, у = (х 3)2, у = (х 3)2, у = (х + 3)2; 2) ) у = (х + 4)2, у = (х 4)2, у = (х 4)2, у = (х + 4)2; и т.д.
Затем задаём вопросы учащимся. Посмотрите на построенные графики. Есть ли какие-либо отличия в расположении данных графиков? Можно ли выполнить построение по-другому, более быстрым способом? Совместно с учащимися сделать вывод: если к аргументу функции добавляется постоянное число (константа), то происходит сдвиг (параллельный перенос) графика вдоль оси ОХ.
Правила (формулируют учащиеся совместно с учителем):
1) чтобы построить график функции f(x + b), нужно график f(x) сдвинуть вдоль оси ОХ на b единиц влево;
2) чтобы построить график функции f(x b), нужно график f(x) сдвинуть вдоль оси ОХ на b единиц вправо.
Построить на доске график функции с помощью шаблона .
Берём параболу , и сдвигаем её вдоль оси абсцисс на 1 единицу вправо:
Задание 3. Далее, дать учащимся групповую самостоятельную работу на построение графиков функций: 1) , ; 2) , ; и т.д.
Затем задаём вопросы учащимся. Посмотрите на построенные графики. Есть ли какие-либо отличия в расположении данных графиков? Можно ли выполнить построение по-другому?
Совместно с учащимися сделать вывод: происходит растяжение (сжатие) функции вдоль оси OY.
1) Если функция f(x) умножается на число m>1, то происходит растяжение её графика вдоль оси ординат.
Правило: чтобы построить график функции mf(x), где m>1, нужно график функции f(x) растянуть вдоль оси OY в m раз.
2) Если функция умножается на число 0<m<1, то происходит сжатие её графика вдоль оси ординат.
Правило: чтобы построить график функции mf(x), где 0<m<1, нужно график функции f(x) сжать вдоль оси OY в раз.
Построить на доске графики функций , с помощью геометрических преобразований.
После этого переходим к закреплению полученных знаний.
Задание 4. На доске изображены графики (построить заранее или использовать проектор и экран). Подберите для каждой функции соответствующий ей график: у = (х - 5)2 + 1, у = (х - 5)2 + 1, у = (х + 5)2 + 1, у = (х + 5)2 + 1.
Задание 5. Запишите вид данной функции у = (х b)2 + c, если она: а) смещена на 4 единицы влево и на 5 единиц вверх; б) смещена на 3 единицы вправо и на 2 единицы вниз; в) перенесена на 7 единиц вправо и на 5 единиц вверх; г) перенесена влево на 6 единиц и опущена на 5 единиц вниз.
Задание 6. Учащиеся с помощью заранее изготовленных шаблонов функции, выполняют построение графиков функций в тетрадях (желательно - групповая работа и взаимопроверка):
у = (х - 2)2 - 3; у = 2х 2 + 3; у = 3х 2 + 2; у = (2х - 5)2 - 1; у = (3х + 4)2 + 2.
В конце занятия проводим рефлексию. Итак,
-
На первом шаге выполняем преобразования, связанные с аргументом функции, в результате чего получаем график функции ;
-
На втором шаге выполняем преобразования, связанные с самой функцией, и получаем график .